Стрит-арт движение в нашем городе набирает обороты, и если каких-то десять лет назад за рисунки на стенах можно было попасть в «обезьянник», то сегодня местные власти не мешают художникам заполнять своими произведениями пустующие серые стены харьковского урбанистического пространства.
Уличное искусство давно переросло формат невнятных граффити, которые оставляли на голых стенах все, кому не лень. Несмотря на то, что граффити – это прошлый век (поскольку развивалось оно во второй половине ХХ века), все еще находятся любители испортить картины настоящих уличных художников собственной невнятной мазней в виде «юзернеймов», «тэгов» или «троу-апов», как это постепенно происходит с муралом Гамлета и Минина на улице Гоголя, который не только частично уничтожили рабочие, но и местами обрисовали никому не известные «граффитчики».
Естественно, стрит-арт — один из тех видов искусства, который легко уничтожить, однако за время своего существования он успевает выполнить возложенную на него функцию: преобразовать унылое урбанистическое пространство в место диалога со многоликим зрителем. Этот самый зритель, ежедневно снующий по харьковским улочкам в своих повседневных проблемах, вдруг на какую-то долю секунды вырывается из тины рутинности и «залипает» на очередную работу художников, прямо посреди улицы. Зритель ловит посланный в никуда месседж, открывает «бутылку с посланием» и, возможно, пытается посмотреть через эту бутылку на окружающий мир.
За последние пару лет с харьковских стен на центральных улицах города исчезло множество любимых многими муралов. Это и «Старый Харьков» на Университетской улице и работы харьковских художников на улице Пушкинской.
Настоящими первопроходцами харьковского стрит-арта по праву считаются двое художников Гамлет Зиньковский и Роман Минин. Первая совместная работа художественного тандема появилась в 2007 году на стене «Богема» (Харьковская набережная). Художники подарили городу Пушкина на улице Пушкина и Гоголя — на улице Гоголя – муралы «Вечная любовь» (Пушкин с дамой), «Дуэль века». Эти работы и часть работ Гамлета по улице Пушкинской в 2014 году были уничтожены. Однако Гоголь на улице Гоголя пока остался, нельзя сказать, что мурал невредим, но он еще есть.
В 2009 году в Харькове с успехом прошел фестиваль уличного искусства «СтритАртФест». В нем приняли участие 32 художника, трудами которых были созданы около сорока стрит-арт композиций на всевозможную тематику. Так, на проспекте Гагарина, 20 появились работы Романа Минина «Шахтер», «Ми перші», «Цирк», Константин Зоркин поделился с харьковчанами своей «Космической едой», Гамлет Зиньковский оставил своего «Солдата». На улице 23 Августа появились его же работы – «Желтая рыба» и «Троллейбус». На пересечении рек Харьков и Лопань появился свой Шагал благодаря стараниям Романа Минина и Олега Винника. А на улице Пушкинской поселились любимые многими харьковчанам гамлетовские «Бобер Примаченко» «Голубь», «Такса».
Несмотря на критику со стороны консервативной части Харькова, которая, в основном, знакома с «искусством» по коврам с шишкинскими медведями, стараниями дуэта «МиниГам» и Ко город стал немного ярче, привлекательнее и, возможно, моложе. Вместо обшарпанных стен городских закоулков и подворотен появились потрясающие произведения уличного искусства, которые не могут не радовать. Этим стрит-арт кардинально отличается от граффити, которое мы видели раньше. Граффити было направлено на захват городского пространства, популяризацию создателя посредством «тэгов» и надписей скетч-команд «Захват ЗОМБИ», «Знай», и прочих. Такие граффити можно нарисовать практически на любой поверхности, и они несут не больший смысловой посыл, чем лейбл вашей одежды. Для прохожего эти надписи бессодержательны.
Совсем другое дело — стрит-арт. Он популяризирует искусство как таковое, а не создателя отдельного рисунка. Он привносит это самое искусство в обыденную жизнь горожан. Произведения стрит-арта не портят среду, но посредством ее пытаются донести определенную идею, метафору, намек, вовлечь во внутренний диалог «пересічного» зрителя. Отдадим должное и стрит-арту, и граффити — именно благодаря уличной изобразительной культуре искусство проникло в урбанистическую среду и стало ближе к горожанину.
В последние годы на харьковских стенах появляется все больше интересных и качественных муралов от разных художников, и самое главное — эти произведения не встречают активного сопротивления местных властей.
Однако еще несколько лет назад о развитии стрит-арта в Харькове и его «высоком уровне» можно было говорить с натяжкой. Это связано с тем, что уличным искусством серьезно занимались только два человека. И местные власти не содействовали инициативам молодых художников и их креативным идеям. От чиновников было нереально ожидать хоть какой-то помощи. Единственными, кто заинтересовался идеями молодых людей, были частные спонсоры, как например краски «Caparol» и магазин «Полосатый слон». После того, как знаменитая парочка художников отправила запрос в Германию, их проект получил поддержку. Но в основном художники тратят личные сбережения для приобретения всего необходимого, чтобы хоть мало-мальски поддерживать начатое дело.
С ростом популярности стрит-арта местные власти начали понемногу перехватывать инициативу и в этом вопросе — в Харькове появились огромные муралы, сделанные с показательным профессионализмом. В октябре 2013 года Харьков попал в Книгу рекордов Украины как город, в котором появился самый большой мурал в стране. Им стал портрет первого космонавта Юрия Гагарина (по проспекту Гагарина) общей площадью в 451 метр. Авторами рисунка стали художники творческой группы «Kailas-V». Креативным директором и главным художником группы является Андрей Пальваль.
В числе работ группы стоит отметить новый рекорд, который художники установили в октябре 2014 года. Это масштабный протрет Тараса Шевченко на стене 16-этажного дома (бульвар Слинько). Общая площадь данного мурала 570 метров.
Ко Дню города в 2014 году ребята из «Kailas-V» создали необычный мурал на стене дома по адресу переулок Плехановский, 3 (рядом со стадионом «Металлист»). Масштабный рисунок представляет собой сюрреалистическую иллюстрацию того, что может происходить за стеной дома. В апреле 2015 командой был создан логотип города «Я люблю Харків» неподалеку от Дворца бракосочетания, на улице Культуры, 1.
Несколько лет команда «Kailas-V» сотрудничает с муниципалитетом и районными администрациями города, создавая новые и интересные произведения уличного искусства, которыми наряду с работами Гамлета и Минина стали одной из диковинок Харькова. Ну что ж, надеемся узнать новые интересные имена и увидеть в обозримом будущем новые замечательные работы, которые сделают наш город еще ярче и красочнее!
Роман Шемигон