До местных выборов – четыре месяца. На харьковском «поле битвы» пока относительное затишье, но уже скоро может начаться традиционный политический хаос.
Эксперты-политологи рассказывают, кто может претендовать на мэрское кресло и на места в горсовете, а также каких нарушений стоит ожидать во время предвыборной гонки.
Главный вопрос для Харькова – кто поборется за кресло мэра. Кандидаты не спешат раскрывать карты и могут тянуть время до конца августа — начала сентября, считает эксперт аналитического центра «Обсерватория демократии» Антон Авксентьев. Тем не менее, отдельные фамилии на слуху уже сейчас.
О своем участии в мэрских выборах уже объявил действующий мэр Геннадий Кернес. Он выигрывал выборы два раза подряд, в 2010 и 2015 годах. До этого он полгода руководил горсоветом в должности его секретаря – когда заменил предыдущего мэра Михаила Добкина, ушедшего на повышение в Харьковскую обладминистрацию. Сейчас Кернес собирается вести на местные выборы свой блок «Успешный Харьков».
Не исключено, что компанию в предвыборной гонке ему составит еще один ветеран харьковской политики — народный депутат Александр Фельдман. На последних парламентских выборах Фельдман стал единственным мажоритарщиком в Харькове, который обогнал в своем «родном» 174-м округе кандидата от провластной партии «Слуга народа».
Пройдя в Верховную Раду как самовыдвиженец, Фельдман позже вошел во фракцию «Оппозиционной платформы — За жизнь», хотя, судя по результатам голосований, поддерживает ее далеко не по всем вопросам. Сейчас ему приходится делить время между депутатскими обязанностями и защитой одного из своих основных активов – торгового центра «Барабашово», через территорию которого мэрия собралась прокладывать дорогу.
Пока не ясно, кого выдвинет на должность мэра пропрезидентская партия «Слуга народа» — не исключено, что ее кандидат станет главным оппонентом Кернеса
Среди возможных претендентов также видят бывших депутатов горсовета Анатолия Родзинского и Андрея Лесика. Родзинский напомнил о себе еще в начале весны, активно эксплуатируя в социальных сетях «коронавирусную» тематику, а Лесик отметился участием в нескольких шумных митингах.
В «лонг-лист» возможных кандидатов следует включить и бывшую главу ХОГА Юлию Светличную, считает политолог Юлия Биденко. Весной экс-губернатор выиграла промежуточные выборы в Верховную Раду в 179-м округе и, вероятно, не откажется от идеи провести свою команду (а недавно стало известно о создании партии «Блок Светличной «Разом!») как минимум в областной совет и ряд территориальных громад.
Пока не ясно, кого выдвинет на должность мэра пропрезидентская партия «Слуга народа» — не исключено, что ее кандидат станет главным оппонентом Кернеса, попытавшись добавить к своему «родному» электорату еще и противников мэра, отмечает Антон Авксентьев.
«Пока что публично обсуждают три кандидатуры – это глава Харьковской обладминистрации Алексей Кучер, нардепы Александр Бакумов и Мария Мезенцева. В пользу главы ХОГА говорит более высокая узнаваемость. Но, учитывая череду скандалов — конфликты с медиками, журналистами, неоднозначные кадровые назначения, задолженности по зарплате и другие социально-экономические показатели региона, эта узнаваемость может уже носить «токсичный» характер», — говорит Аквсентьев.
Эксперт также допускает, что «Слуга народа» попытается выбрать кандидата не из чиновников или депутатов, а найти кого-то «внесистемного» — кто сможет вписаться в ту же роль, которую играл на президентских выборах 2019 года нынешний глава государства Владимир Зеленский.
Читайте также: Нова дорога Кернеса: як у Фельдмана віджимають «Барабашово»
Ситуация вокруг партий-участниц гонки еще более размытая – не в последнюю очередь из-за новаций в законодательстве. В частности, Харьков попадает в категорию городов, где выборы предлагают проводить по пропорциональной системе с так называемыми «полужесткими» списками: можно будет голосовать не только за партийный список в целом, но и выбрать из него желаемого кандидата.
Как поясняет Юлия Биденко, изменение системы голосования усиливает позиции партий. Больше всего шансов будет у политических брендов, получивших поддержку на прошлых парламентских выборах (на Харьковщине это «Слуга народа», ОПЗЖ, Оппозиционный блок), а также у «фасадных» организаций, которые, может, и не слишком известны в целом по Украине, но связаны с мощными местными лидерами.
«Для таких лидеров на этом этапе процесса возникает дилемма. Либо присоединяться к мощным парламентским партиям — например, «Слуге народа» или «ОПЗЖ», либо вкладывать ресурсы в собственные проекты, которые в 2015 году оказались весьма успешными – так, партия «Відродження» под патронатом Геннадия Кернеса получила большинство в городском и областном советах, а Александр Фельдман провел в местные органы власти свой проект «Наш край», — рассказывает Биденко.
Перед сегментом патриотически настроенных активистов, волонтеров и бизнесменов – еще более сложный вопрос: идти на выборы сообща или порознь, отбивая друг у друга голоса. При этом уровень их поддержки избирателями эксперты пока оценивают как весьма умеренный.
Патриотическим политсилам стоило бы объединиться вокруг одной кандидатуры в мэры – достаточно узнаваемой и более-менее пользующейся доверием. Из «системных» политиков это может быть Светличная, а из «внесистемных» — активист, писатель Сергей Жадан либо кто-то из харьковских волонтеров или медиков
«Зная невысокую способность местных демократов к объединению, я бы сказала, что они скорее вместе проиграют, нежели найдут компромисс в отношении общего списка, распределения кандидатов и ресурсов по избирательным округам, а также в вопросе выдвижения единого мэра. Хотя не исключено, что в силу кадровой слабости «Слуги народа» в нашей области мы сможем увидеть часть активистов в списках этой силы, но для этого ее местные представители должны пересмотреть собственный подход к набору и работе с людьми», — рассуждает Юлия Биденко.
Ее коллега Антон Авксентьев считает, что таким политсилам стоило бы объединиться вокруг одной кандидатуры в мэры – достаточно узнаваемой и более-менее пользующейся доверием. По его мнению, из «системных» политиков это может быть Светличная, а из «внесистемных» — активист, писатель Сергей Жадан либо кто-то из харьковских волонтеров или медиков.
«Среди де-факто всеукраинских партий (де-юре все более чем 350 являются таковыми) фаворитами в Харьковском регионе сейчас выглядят «ОПЗЖ» и «Слуга народа». Второй эшелон – «Европейская солидарность», «Батьківщина» и «Партия Шария». Это претенденты на прохождение в советы и последующий розыгрыш «золотой акции» в коалиционных торгах, так как крайне маловероятным выглядит повторение сценария 2015 года с однопартийным большинством в Харьковском городском совете», — считает Авксентьев.
Читайте также: Кернес, Фельдман, Светличная: кто станет новым мэром Харькова
С организацией выборов, вероятно, тоже не все будет гладко. Все детали не ясны – законодательные поправки еще не рассмотрели полностью. К тому же, в марте Верховная Рада урезала расходы на предстоящие выборы – это грозит, как минимум, нехваткой людей в избиркомах.
Новая система потребует более длительного подсчета результатов и более глубоких знаний для всех участников – как членов комиссий и правоохранителей, так и самих кандидатов и избирателей, отмечают эксперты.
«Я боюсь большого количества испорченных бюллетеней, ошибок и манипуляций с протоколами участковых и окружных комиссий, непонимание людьми избирательных инноваций и снижение явки», — опасается Юлия Биденко.
В общественной организации «Гражданская сеть «ОПОРА», которая традиционно отслеживает ход выборов, также предвидят сложности.
«Будут нарушения в плане размещения агитационных материалов – они фиксируются постоянно. Вполне возможны подкупы избирателей, еще один спутник любой кампании. Сто процентов будут конфликты между кандидатами и между партиями, конкуренция не всегда идет честно», — перечисляет координатор «ОПОРЫ» в Харьковской области Николай Зинченко.
Впрочем, на выборах всегда можно ожидать каких-то сюрпризов, добавляет он, и пока нет оснований думать, что нынешняя кампания будет сильно отличаться. «В нашей стране может быть что угодно», — подытоживает Зинченко.
Лариса Нарыжная