Медицинская реформа в Украине: мнения «за» и «против»

14:47  |  15.06.2017

Верховная Рада 8 июня в первом чтении, но с третьей попытки приняла наломавший копий законопроект №6327 о государственных финансовых гарантиях предоставления медицинских услуг и лекарственных препаратов. Для запуска медицинской реформы нардепы должны также поддержать законопроект №6329 о внесении изменений в бюджет страны, которому пока не хватает голосов в парламенте.

Новый механизм предоставления медицинской помощи предполагает внедрение принципа «деньги идут за пациентом». Бюджет на медицину, который сегодня составляет порядка 80 млрд. грн. в год будет распределяться не на инфраструктуру медицинских учреждений, а на оплату медицинских услуг. Предполагается, что с 1 января 2019 года больницы и поликлиники не будут централизовано финансироваться из государственного бюджета.

Медреформа предполагает появление такого понятия как «государственный гарантированный пакет» — для всех граждан Украины определяется объем медицинских услуг и лекарственных препаратов, которые  государство будет оплачивать непосредственно лечащему врачу. Предполагается полная оплата первичной, вторичной и паллиативной медицинской помощи, а также предоставление лекарственных препараты для лечения в данных сферах. Объем финансирования других услуг установит Кабинет Министров Украины.

Обратиться за медицинской помощью пациенты смогут как в государственную, так и в частную клинику. Все льготы обещают сохранить, участникам АТО предоставят дополнительные финансовые гарантии полной оплаты лечения.

При этом поликлиники и больницы будут переведены на самообеспечение, дотации смогут получать только госпитальные округа. В связи с этим и многими другими спорными моментами у медицинской реформы и ее сторонников появилось множество оппонентов.

MyKharkov.info собрал комментарии известных общественных деятелей, медиков и самих реформаторов, мнения «за» и «против» попытки существенно изменить медицинскую систему в Украине.

Ульяна Супрун, в.о. министра охраны здоровья Украины:


Ульяна Супрун, в.о. министра охраны здоровья Украины

«Ті, хто не підтримує реформу, хочуть фінансувати надалі лікарні, а не лікування в них. Лікарні знаходяться в поганому стані й немає людей, які їх відвідують. А щоб бути кваліфікованим лікарем, треба мати практику. Такі лікарні треба фізично закрити. Часто тут працюють лікарі вже пенсійного віку, і, можливо, вже є час піти на пенсію відпочивати. Але ті, хто хоче далі працювати, будуть мати роботу, бо лікування відбувається не лише в лікарнях, але й в амбулаторіях, поліклініках, реабілітаційних центрах, центрах паліативної допомоги, хосписах. Нам потрібно перепрофільовувати не лікарні, які розвалюються, а ті, що мають навчений персонал, умови, в яких можна далі займатися пацієнтами.

Місцева влада буде сама вирішувати, як будуть виглядати її госпітальні округи. В нас вже є тринадцять, решта – завершують роботу для подання. Госпітальні округи – це створення мережі лікарень, де пацієнт має доступ до якісних медичних послуг. Зараз ми маємо обласні лікарні, які надають третинну висококваліфіковану допомогу. Таких лікарень є одна в кожній області. Тепер вони будуть в кожному окрузі».

Народный депутат фракции «Народный фронт» Александр Кирш дал комментарий на канале 112.ua:


Народный депутат фракции «Народный фронт» Александр Кирш

«Во-первых, не надо это называть медицинской реформой. Это просто издевательство над понятием, издевательство над термином. Кроме того, обратите внимание, как она готовилась – без участия парламентского комитета по здравоохранению. У нас, кстати, то же самое в налоговом комитете – все свои реформы по налогам, по преобразованию фискальной службы министр финансов делает тоже без участия профильного комитета. То есть просто Верховную Раду устранили, всё делают министры. Ульяна Супрун просто возглавляет здравоохранение непонятно на каких началах, поскольку сроки исполняющей обязанности уже прошли. Заодно она и назначить никого не может, потому она даже не и. о. То есть несколько месяцев у нас здравоохранение неуправляемое, без министра, без и. о. министра, без возможности первым лицом здравоохранения кого-то назначать. В этих условиях кулуарно этим самым полузаконным министром делается реформа без малейшего согласования с Верховной Радой, а потом говорим, что вся Европа так поступала. Это беспредел».

Виктория Милютина, медицинский менеджер, секретарь комиссии Харьковского областного совета по здравоохранению, исполнительный президент Украинско-немецкой ассоциации:

Виктория Милютина,
медицинский менеджер, секретарь комиссии областного совета по здравоохранению, исполнительной президент Украинско-немецкой ассоциации

«Теперь к каждому пациенту будет прикреплена определенная сумма в год, деньги будут переводиться лично врачу, если он частный предприниматель, а если нет – то Центру первичной медицинской помощи. Данную реформу блокируют те, кто представляет интересы олигархов, им не выгодно легализировать данный рынок. Но тем самым они обрекают наш народ на гибель — из-за низкого уровня медицинских услуг люди поздно обращаются к врачу, средняя продолжительность жизни в Украине очень низкая.

Насчет того, станет ли реформа причиной закрытия больниц в районах – нет. При грамотном подходе здесь ситуация улучшится, может даже молодые врачи поедут в села. Меня, например, удивляет ситуация, когда в бухгалтерии в районной больнице сидят 15 человек – нужно пересматривать штат.

Теперь любой человек сможет пойти в государственную или частную клинику и получить там качественную помощь в рамках гарантированного пакета, роды также входят в покрытие».

Журналист, блогер Денис Казанский высказал свое отношение насчет голосования в Верховной Раде 8 июня 2017 на своей странице в Facebook:


Журналист, блогер Денис Казанский

«Насколько же фальшиво и жалко смотрятся популисты, и насколько выгоднее на этом фоне выглядит Ульяна Супрун. Майдановец Мусий поет в унисон с медведчуковской шестеркой Шурмой из Оппоблока. Про Ляшко и Тимошенко даже не говорю.

Только безжалостные подонки могут желать сохранения нынешнего положения в украинской медицине. При чем, важно понимать, что ни Шурма, ни Мусий, ни Тимошенко с Ляшко никогда в обычную больницу не пойдут. Их не положат на матрац у ржавой, протекающей батареи. Они выступают за то, чтобы страдали другие люди, а сами при случае поедут лечиться за рубеж, потому что прекрасно знают цену украинским больницам. Недавно тут постили всякие страшные истории про больницы под тегом #вимагаю_медреформу. Ужасов там было опубликовано предостаточно. У меня не нашлось подобной истории, потому что я просто тупо боюсь подходить к нашим больницам. Последний раз был в поликлинике еще в Донецке, вынуждено, так как необходимо было сделать флюрографию в роддом. Потом долго мылся в душе.

Украинские больницы – это ад, плесень и вонища. Хуже, чем сейчас, уже некуда».

Борис Тодуров, украинский врач-кардиохирург, профессор, заслуженный врач Украины, директор Института сердца:


Борис Тодуров, украинский врач-кардиохирург, профессор, заслуженный врач Украины, директор Института сердца

«Уже несколько лет урезают зарплаты ученым-медикам, нашей элите. То же самое происходит в других сегментах медицины, при этом навязывают людям, что все врачи – коррупционеры. Ведущие клиники не обеспечены препаратами, все операции проводятся за деньги больных на расходные материалы. Медицинская реформа, которую нам предлагают сейчас, придумана для того, чтобы расчистить путь для частных клиник – государство пытается узаконить частные проплаты от больных.

Если примут новую реформу, то больницы перейдут на само обеспечение. Для нашей клиники это значит, что 15 млн. грн. – зарплаты сотрудников и коммунальные, мы должны заработать. Как? Если нет официального разрешения брать с больных деньги. Я не против реформ, я за цивилизованные реформы. Я бы сделал так: сначала – стандартизация МОЗ Украины, затем – тарификация мед.услуг, и только после этого – закон о страховой медицине. Первые два пункта можно за три месяца выполнить, а реформу уже три года вводят безрезультатно.

И никто не задумывается, что ведущие специалисты уезжают за границу. Чуть-чуть язык подучил – и через два месяца ты уже хирург в Германии. И вопросы нужно задавать не Уляне Супрун, она вообще не знает украинскую медицину, — вопросы к тем, кто ее назначил. Единственное, госпитальные округа – это идея хорошая, но их формировать должны местные руководители, а не из центра».

Елена Хитрова, правовой консультант МОЗ Украины:


Елена Хитрова, юрист МОЗ Украины

«Пока не может идти речь об обязательном медицинском страховании, так как в Украине существует большой теневой рынок. Возможно, через 5-10 лет мы сможем достичь того уровня, чтобы у нас действовала такая система. Правительство предлагает сейчас другую систему – «бевериджа», которая не предполагает дополнительных сборов и налогов на медицину, а деньги будут выделяться из общей суммы собранных государством налогов и сборов.

Насчет сельских больниц – закрывать их или нет – решение будут принимать местные власти. По госпитальным округам, например, в программе заложено дофинансирование в случае необходимости. Гарантированный пакет для пациентов будет покрывать все медобслуживание для детей до 14 лет, а также роды».

Ольга Богомолец, cоветник Президента Украины по гуманитарным вопросам, депутат Верховной Рады, Председатель парламентского комитета по вопросам здравоохранения:


Ольга Богомолец, Советник Президента Украины по гуманитарным вопросам, депутат Верховной Рады, Председатель парламентского комитета по вопросам здравоохранения

«Це не реформа, це політичний крок. Змінювати систему охорони здоров’я так не можна. Цим пакетом держава зняла з себе усю відповідальність. Для людей буде перелік гарантованих послуг – швидка, сімейний лікар, померти в лікарні. Цей законопроект легалізує оплату медичних послуг, бо якщо у вас немає грошей на співоплату – ніхто вас не лікує. Які будуть пропорції співоплати – невідомо.

Я за реформу, але без обов’язкового мед.страхування ми не зможемо нічого покращити. Ця реформа призведе до масового закриття лікарень та звільнення людей, бо невідомо, як буде існувати заклад, доки не отримає гроші за надані послуги. І при цьому немає тарифікації. Це зруйнує усю вертикаль медичної системи. До якості надання допомоги ця реформа не має відношення, бо мед.страхування у цю модель не вписується».

 

Елена Роситюк

Если вы нашли опечатку на сайте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: