Харьков – город науки. В наших краях родилось или работало множество гениальных ученых и талантливых изобретателей. В наши дни результатами их работ пользуются во всем мире. И если о расщеплении атома в Харьковском физико-техническом институте знают почти все харьковчане, то о проекте создания ядерной бомбы, первой в мире пересадке почки или операции на открытом сердце в нашем городе известно гораздо меньшему числу людей.
В 1852 году в крохотном селе Окоп (ныне Удянский сельсовет) у крепостного Андрея Тимченко родился мальчик, которого с полным правом можно назвать гением. Иосиф с детства состоял помощником купца Александра Эдельберта. У предпринимателя было хобби – он увлекался механикой и даже имел свою мастерскую. В ней и работал юный крепостной, постепенно становясь первоклассным механиком. Получив вольную, молодой человек, увлеченный путешествиями Миклухо-Маклая, отправился на поиски приключений на острова Океании.
После возращения в Российскую империю Тимченко поселился в Одессе, где открыл механическую мастерскую. Здесь, совместно с ученым Николаем Любимовым, Тимченко создал механизм, позволявший перемещать кадры фотопленки. Этот скачковый механизм под названием «улитка» помог в создании первого кинескопа.
Считается, что первый публичный показ фильма состоялся в марте 1895 года в Париже. Но за полтора года до этого в одесском отеле «Франция», который находился на Дерибасовской, были продемонстрированы первые в мире движущиеся картинки – «Копьеметатель» и «Скачущий всадник». Аппарат кинескоп не был запатентован, поэтому слава первооткрывателей кинематографа досталась братьям Люмьер.
Кроме создания первого в мире фильма, харьковский изобретатель принимал участие в усовершенствовании паровых котлов, создании электрических часов, микрохирургических инструментов и многом другом.
Аполлинарий Григорьевич Подрез родился в Купянском уезде Харьковской губернии. Закончив медицинский факультет харьковского университета, Подрез побывал в качестве полевого доктора на фронтах Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. После войны стажировался в Австрии и Франции. Вернулся в Харьков, где преподавал в университете и работал в университетской клинике.
В декабре 1897 года Аполлинарий Григорьевич провел уникальную операцию на сердце. 16-летняя девушка была ранена в грудь револьверным выстрелом. По медицинским показаниям операцию можно было провести только на четвертый день после ранения. Чтобы остановить кровотечение у пациентки Аполлинарий Григорьевич наложил на сердце два шва. Их постепенное затягивание привело к остановке кровотечения. Девушка была спасена. Уникальность операции состояла в том, что до этого не предпринималось попыток сделать операцию на раненом сердце.
Прием, которым Подрез провел операцию, в дальнейшем с успехом использовали как отечественные, так и зарубежные хирурги по всему миру. Кроме операции на раненом сердце, Аполлинарий Григорьевич первым в Российской империи провел операцию по удалению селезенки, пересадку мочеточника в прямую кишку. Был инициатором открытия первой в Украине университетской клиники урологии.
Читайте также: Грязный город: как жил Харьков два века назад
Украинский хирург Юрий Вороной еще с 1920-х годов начал проводить опыты по возможной трансплантологии почки. Вначале для этого он использовал собак. Врач не хотел брать почку у живого пациента, чтобы не калечить его. Необходим был только что умерший донор.
Такой случай представился 3 апреля 1933 года. 60-летний мужчина поступил с переломом основания черепа. Спасти его не удалось и он скончался в приемном покое. Через шесть часов в больницу попала молодая женщина, которая приняла хлорид ртути. Ее почки отказали, и Вороной принял решение пересадить ей почку умершего мужчины. Интересно, что орган пересадили пациентке в область бедра. Он был включен в кровоток.
Правда, долго женщина не прожила. Она скончалась через несколько дней. Причиной стало наличие огромного количества ртути в почках пациентки. Но уникальная операция оказалась знаковой – она стала первой трансплантацией органа человека. Было установлено, что почки недавно умершего человека могут выполнять свою функцию при пересадке их реципиенту.
В 1930 году Иосиф Неман, выпускник Харьковского технологического института, возглавил кафедру конструкции самолётов Харьковского авиационного института. Молодой ученый поставил перед собой амбициозную задачу – создание скоростного пассажирского самолета.
На тот момент самым быстрым самолетом считался К-5. Его максимальная скорость была 200 километров в час. Неман же планировал создать самолет, который будет преодолевать расстояние в триста километров в час. Под свой проект Иосиф Григорьевич добился создания научно-исследовательского сектора проектировки скоростных машин.
К созданию нового воздушного корабля Неман привлек как студентов ХАИ, так и сотрудников научно-исследовательского сектора. У каждого члена бригады была четко поставленная задача. Все вопросы обсуждались на общем собрании конструкторов.
Одним из основных моментов в создании нового самолета был вопрос выдвижных шасси. До 1930-х годов в авиации шасси были неподвижными. Часто при посадке они ломались, в результате чего происходили аварии. Неман создал механизм, который позволял пилоту убирать шасси внутрь воздушного корабля. Будущий самолет конструктор назвал в честь авиационного института – «ХАИ-1».
Через два года самолет был готов. Он стал первым, у которого были выдвижные шасси. К тому же, «ХАИ-1» являлся самым быстрым и самым грузоподъемным в гражданской авиации. На борту корабля могло разместиться семь человек (пилот и шесть пассажиров). В феврале 1933 года «ХАИ-1» прошел свое самое главное испытание. Менее чем за три часа на нем был осуществлен перелет из Харькова в Москву.
Читайте также: Топ-15 харьковских улиц, получивших свои прежние названия
Харьков в 1920-30-е годы очень быстро рос. В городе появились целые жилые районы, огромные заводы, фабрики, научно-исследовательские институты. Одним из таких стал Украинский физико-технический институт (УФТИ), открытый в 1928 году.
На Западе ядерно-физические исследования тогда занимали одно из центральных мест в изучении физики. Поэтому в Союзе решили не отставать от «буржуазных ученых», а догнать и обогнать их по всем показателям, включая и физику ядра.
Бригада, которой было поручено заняться данным проектом, состояла из молодых ученых. Самому младшему, Георгию Латышеву, было всего 25, а самому старшему, Кириллу Синельникову – 31. Александру Лейпунскому было на тот момент 29, а Антону Вальтера – 27 лет. 10 октября 1932 года, ученые с помощью искусственно ускоренных протонов смогли расщепить атом лития.
Однако первыми, кто сумел сделать это, харьковские ученые не стали. Их на полгода опередили сотрудники британской Кавендишской лаборатории Джон Кокрофт и Эрнест Уолтон. Но это не умаляет работу молодых ученых из Харькова.
Кстати, еще с 1971 года в сквере Стрелка планировалось открыть огромный монумент в честь эксперимента по расщеплению ядра атома. Но работы над памятником постоянно затягивались. А после Чернобыля слово «атом» стало синонимом трагедии. Поэтому от идеи возведения монумента отказались.
Читайте также: Десять утраченных зданий Харькова
В 1930-х во всем мире витал дух предстоящей войны. Физика стала самой главной наукой. Все мировые державы готовились к будущему противостоянию, создавая новые виды вооружения.
Поначалу создание ядерной бомбы обсуждалось как дело не скорого будущего. Но после того как в 1939 году Германия захватила пол-Европы, приготовления к реализации проекта создания самого смертоносного оружия значительно ускорились. Им занимались как в нацистской Германии, так и в США (Манхэттенский проект).
И хотя к 1940 году Харьков потерял столичный статус, но научный потенциал в городе все также рос. После расщепления атома в УФТИ стали широко заниматься вопросами ядерной физики. В том же 1940 году сотрудники научно-исследовательского института Виктор Маслов и Владимир Шпинель подали заявку в отдел изобретательства народного комиссариата обороны, в которой описали возможность создания ядерной бомбы. В своей статье физики описали методы обогащения урана-235 и использование обычной взрывчатки как запала, который создаст критическую массу и инициирует цепную реакцию.
Долго гуляя по инстанциям, статья сотрудников УФТИ попала на стол к директору Радиевого института Виталию Хлопину. Прочитав труд харьковских физиков, академик не поверил в его реализацию и в резолюции написал, что данный проект фантастический и его просто невозможно реализовать.
Через пять лет ядерную бомбу создали американцы, а в 1949 году на Семипалатинском полигоне испытали и первую бомбу в СССР. Кстати, предложенный харьковчанами центробежный способ разделения изотопов и сейчас является основой промышленного разделения изотопов урана.
Как бы пошел ход истории, будь у Советского Союза в начале 1940-х смертоносное оружие, можно только гадать. Но точно мир был бы совсем не таким, как сейчас.
Булавин Максим
юрий вороный каким боком к харькову относится?
Будете на Чернышевской, 7/9, обратите внимание на мемориальную доску на Институте дерматологии и венерологии
таки да, Жоржевич сделал эту операцию именно в Харькове. позже Харьков его отблагодарил —
фактически выгнал, запретив работать в городе.
[…] Читайте также: Какие изобретения дала миру Харьковщина: кинескоп, пер… […]
[…] потрапив на навчання до інженера-механіка та оптика Харківського університету Олександра […]