С Харьковом связаны знаковые явления в украинской культуре, наиболее ярким из которых является харьковский конструктивизм 1920-х годов.
А в наши дни художники из Харькова представляют Украину на международных выставках и главнейших форумах мирового искусства. Их имена известны в Европе и США, а работы выставлены в лучших галереях мира. Их произведения провокационны, остро-социальны, они могут шокировать и заставляют по-другому взглянуть на мир.
MyKharkov.info предлагает познакомиться с современными харьковским художниками.
Украинский арт-фотограф, обладатель международной премии в области фотографии «Хассельблад», международной фотопремии «Спектрум», присуждаемой Фондом Нижней Саксонии и Музеем Шпренгеля в Ганновере, член Берлинской академии искусств.
Человек, документирующий отвратительное. Его называют одним из крупнейших мастеров социальной документальной фотографии. Некоторые искусствоведы даже считают альбом Бориса Михайлова «Неоконченная диссертация» одним из 10 лучших фотоальбомов мира. В 2014 году журнал Forbes Украина назвал его самым успешным и самым дорогим художником Украины, оценив доходы от продажи работ в 589 000 $.
Борис Михайлов родился в Харькове. Окончил Харьковский институт коммунального строительства по специальности инженер-механик. Работая на одном из харьковских заводов начал заниматься фотографией. Довольно быстро увлечение переросло в дело всей жизни и основной род деятельности. Только вот официальная цензура не принимала его форму отображения окружающей действительности. Долгие годы Борис Михайлов занимался искусством для себя, не имея возможности выставляться. С начала 1990-х годов живет в Берлине, но регулярно приезжает в родной город, где ищет сюжеты для новых снимков.
Работы художника успешно продаются на зарубежных и украинских аукционах вот уже более 25 лет. В 2013 году на торгах в аукционном доме Sotheby’s серия фотографий «У земли», снятых сверхшироким объективом продана за 88 000 $. Годом позже, на том же аукционе, его снимок из серии Соц-арт приобрели за 9 790 $. Следует отметить, что признание на родине художник получил только благодаря успеху в европейской арт-среде.
Его фотографии шокируют. Это вызов обществу, желание показать действительность такой как она есть, без глянца и фальши. Разрывая рамки привычного, Борис Михайлов демонстрирует, что мир многогранен и современное общество имеет несколько обличий. На выставке «Чай. Кофе. Капучино» в Берлине фотограф предложил зрителям снимки, изображающие больные и изуродованные тела, покрытые шрамами и татуировками.
Одна из наиболее знаменитых серий снимков «История болезни» была с восторгом принята в Музее современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке, посвящена жизни харьковских бездомных. На протяжении нескольких месяцев фотограф общался с ними, с некоторыми даже успел подружится. Платил деньги за постановочные фотографии.
На Европейской биеннале современного искусства Manifesta 10 в Санкт-Петербурге художник выставил серию работ «Театр военных действий», отображающую события Евромайдана в Киеве зимой 2013–2014 годов.
В одном из интервью Борис Михайлов отметил, что многие его снимки выполнены незаметно для окружающих, фактически «из-под полы», не глядя в камеру, чтобы не нарушать момент, не изменять представляющую интерес ситуацию. Для него фотография не просто фиксация событий. Художник экспериментирует с разными материалами, ищет новые, порой неожиданные изобразительные формы. Работая над снимком, при помощи наложения кадров, колорирования, искажения пространства, он не только документирует изменения происходящие в обществе, но и комментирует их.
В 2015 году художник удостоен, одной из наиболее значимых в мире искусства, Кайзеровской премии города Гослар, как «важнейший летописец советского и постсоветского общества». Награда не имеет денежного эквивалента, ее обладатель получает кольцо с аквамарином, а самое главное — мировое признание его творчества.
Работы Бориса Михайлова экспонируются в Метрополитен-музее (Нью-Йорк, США), Пинакотеке Модерна (Мюнхен, Германия), Музей Виктории и Альберта и галереи Тейт Модерн (Лондон, Великобритания), Музее Людвига (Кельн, Германия).
Читайте также: ТОП-10 новейших муралов Харькова, созданных за два года
Один из самых успешных молодых художников Украины.
Ридный начинал в нулевых как фотограф, и к 2018 году успел попробовать себя в живописи, видео-арте, в роли куратора, скульптора, автора инсталляций. Один из основателей арт-группы SOSka и одноименной галереи-лаборатории, которая долгое время выступала центром современного искусства в Харькове. В основе акций участников группы лежала социальная провокация, призванная показать изменения, происходящие в обществе. Рефлексия над общественно-политическим контекстом современного общества, продолжается и в самостоятельных работах художника.
Художник родился в Харькове, в семье скульптора Александра Ридного. Окончил Харьковскую государственную академию дизайна и искусства. Знаковым в творческой карьере художника стала встреча в начале 2000-х с Борисом Михайловым. Знакомство вылилось в совместный проект и осознание того, что искусство должно иметь связь с социальным и политическим контекстом. В обратном случае, оно обречено на самоизоляцию.
Свои работы Николай Ридный создает при помощи соединения разных видов искусства, таких как документальное кино и традиционная фигуративная скульптура. При создании проекта «Слепое пятно», посвященного возникновению вооруженного конфликта на востоке Украины, художник использовал фотографии Донбасса из соцсетей в мирное время и в период военных действий. Применение эффекта наложения и аэрозольной краски позволило создать изображение таким как его видит человек теряющий зрение. Таким образом Николай Ридный показал слепоту современного общества.
Молодой художник успел дважды представить Украину на одном из наиболее значимых событий в мире искусства — Венецианской биеннале. В 2015 году Николай Ридный получил личное приглашение от организаторов. Его фильм «Обычные места» вошел в главную экспозицию биеннале. На арт-форуме харьковчанин показал столкновения во время Революции Достоинства. Художник дополнил немые кадры умиротворенных харьковских улиц субтитрами в виде фраз из ожесточенных диалогов, происходивших в городе зимой–весной 2014 года. Кстати, Николай Ридный стал четвертым украинцем вошедшим в основную программу Венецианской биеннале.
Не ограничиваясь размышлениями над последними событиями в Украине и мире, художник затрагивает тему культурного наследия, памяти, особенно о постсоветском прошлом, ее сохранения и интерпретации. В 2014 году Николай Ридный представил в ЕрмиловЦентре кураторский проект «После победы», посвященный Второй Мировой войне и ее современным трактовкам.
Работы Николая Ридного выставлялись в галереях Австрии, Германии, США.
Художник, автор стрит-арт-работ на улицах и зданиях Харькова. Участник украинских и международных художественных выставок и арт-резиденции в Австрии. Имя Гамлета Зиньковского регулярно входит в короткие списки престижных украинских и зарубежных арт-премий, среди которых PinchukArtPrize. В 2013 году его проекты «Наедине с собой», посвященный Марку Аврелию, теме отношения человека с самим собой и «Книга людей» вошли в экспозицию украинского павильона на 55-й Венецианской биеннале. Оба проекта — рисунки шариковой ручкой.
Окончил Харьковское художественное училище. Учился в Харьковской государственной академии дизайна и искусств, из которой отчислен в 2009 году.
Еще несколько лет назад его произведения уничтожали работники городских коммунальных служб. Сегодня существуют интерактивные карты с обозначением местоположения каждой из работ, ставших неотъемлемой частью современного Харькова. «Жизнь — это анекдот. Иногда смешной, иногда — нет», «Это очередной портал куда-то», «Самокат — не средство перемещения, а черта характера», «Каждому нужна своя лестница вверх», — отличительной чертой рисунков Гамлета является наличие авторских текстов, а также графичность исполнения.
Его творчество не ограничивается стрит-артом. Одна из последних выставок в Муниципальной галереи «Полароиды. Дневники» представляет собой 365 рисунков тушью формата полароидных фотографий. Один рисунок — один день 2015 года. Художник ежедневно делал снимки на телефон, а затем переносил их на бумагу. Как и в стрит-арте, каждая работа имеет подпись, отражающую события прожитого дня.
Другой проект «Архитектура» представляет собой серию живописных полотен, объединенных темой промышленной харьковской архитектуры. Изображая ангары, склады, заводы художник, как бы, подчеркивает, что архитектура — это отпечаток человеческой деятельности, своеобразный слепок жизни, создающий культурный ландшафт города. Фотографии сделанные во время путешествия по Украине легли в основу выставки «закрыто на зиму».
Гамлет Зиньковский выступил также автором иллюстраций к книге Сергея Жадана «Месопотамия».
Читайте также: Художник Гамлет Зіньковський: «Ви хочете мій стріт-арт побачити? Піднімайте булки і їдьте в Харків!»
Его называют одним из самых продаваемых молодых украинских художников. Его работы регулярно выставляются на аукционах Sotheby’s и Phillips. В 2016 году журнал Forbes Украина отдал ему первое место в рейтинге самых перспективных художников Украины.
Выпускник Харьковской государственной академии дизайна и искусств, занимается живописью, графикой, монументальным искусством. Создал ряд стрит-арт работ на улицах Харькова, нескоторые — совместно с Гамлетом Зиньковским. Занимается фотографией, но в своей, особой манере — разрисовывает негативы, а затем уже печатает снимки. Художник экспериментирует также со скульптурой.
Живописные полотна, витражи, панно, инсталляции, арт-проекты Романа Минина, посвященные шахтерской тематике, известны далеко за пределами Украины. В 2015 году на торгах в аукционном доме Sotheby’s панно «Генератор Донецкого метро» ушло с молотка за 11 400 $. Уроженцу Мирнограда Донецкой области труд горняков знаком не понаслышке. Для художника работа шахтеров это своеобразная аллюзия на поиск истины, как глубоко под землей, так и в самом себе. Его герои добывают вечные ценности.
В работах представленных на выставке «Шахтерский фольклор или о чем молчит Донбасс» Роман Минин затронул тему смиренства, осознания людьми своего предназначения. Через образ шахтеров художник рассказывает об истории конкретной области, судьбах ее жителей. В этом же образе у него воплощаются и глобальные общечеловеческие проблемы.
Только вот сами жители Донбасса с произведениями Романа Минина практически не знакомы. Все попытки представить работы в Донецке потерпели неудачу. В 2008 году выставку, уже смонтированную в холле Донецкой областной государственной администрации, накануне открытия запретили местные чиновники. Представителей обладминистрации возмутила картина «В забой или в запой» изображающая пьющих шахтеров.
Сегодня работы художника выставляются в галереях Украины, Европы, США. Проект «Свой Чужой» Роман Минин представил на одной из наиболее значимых европейских выставок современного искусства Manifesta 11. В 2016 году работа «Ковер обещаний» вошла в топ-25 произведений на конкурсе ArtPrize в Гранд-Рапидсе (США).
Читайте также: Стрит-арт по-харьковски — искусство на стенах с «изюминкой»
График и живописец, член Национального союза художников Украины. Его называют художником острого интеллектуализма. Его работы — это синтез нескольких стилей — сюрреализма, экспрессионизма, фантастического реализма. Каждая его картина это целая Вселенная. Искусствоведы отмечают особый путь Александра Жолудя в изобразительном искусстве.
В 1973 году Жолудь окончил Харьковский художественно-промышленный институт (сейчас Харьковская государственная академия дизайна и искусств). Работал дизайнером на Харьковском тракторном заводе, проектировщиком производственного комбината. С 2007 года преподает живопись на кафедре графического дизайна Харьковской государственной академии дизайна и искусств.
Все творчество Александра Жолудя — это познание окружающего мира. Его картины — внутренние эмоции и переосмысление действительности. Художник мастерски подмечает, что все в мире неоднозначно и имеет несколько трактовок. Страх и радость, печали и сожаления зависят от нашего восприятия и являются, по сути, иллюзиями. Одна из его выставок, состоявшаяся в Харькове, так и называлась «Царство иллюзий».
Отталкиваясь от реальных форм и объектов, художник трансформирует их в соответствии со своими внутренними переживаниями и ощущениями. Нередко сам процесс искажения происходит непосредственно на полотне — вполне узнаваемые предметы искривляются и получают ирреальные формы. В одном из интервью художник отметил, что не рисует конкретные объекты, человека или птицу, а создает рисунок, который живет по своим законам.
В картинах Александра Жолудя пластические законы не противопоставлены природе, а наоборот существуют параллельно с ней. В графических работах все изобразительное пространство подчинено идее рельефа. Художник уделяет все внимание фигуре, ее пластике, объему, достижению особой степени скульптурности.
Персональные выставки художника проходили в галереях и музеях Германии, Франции и США.
Алена Маршала
Борг кожної сучасної людини, що цікавиться українським мистецтвом закричати: ну чому вони? ну хіба це найцікавіші? але давайте помовчимо в даному випадку і підтвердимо факт того, що Харків живе, розвивається і процвітає в культурному плані!
[…] […]
[…] […]
[…] […]
[…] […]
[…] […]