Савелий Вертейм (1930- 2010) – известный цирковой артист, создатель и руководитель харьковского детского цирка «Улыбка» и Народного цирка «Велозаводец». Вертейм был награжден медалью им. А. Макаренко, а также нагрудными знаками «Отличник образования УССР» и «За достижения в самодеятельном искусстве».
Вертейм родился в харьковском цирке в семье артистов, отдавший этому виду искусства пять десятилетий жизни. Сын не мечтал о такой карьере, хотя ему пришлось выступать на манеже с 6 лет. Родители помогли подготовить два номера: «Чарли» и «Черкес», в которых зрительный зал воспринимал мальчика как взрослого профессионала-лилипута. Наверное, восторженные аплодисменты зрителей зажгли артистический азарт маленького Саввы.
Через несколько лет он освоил эквилибристические трюки на одноколесном велосипеде. Навсегда запомнил проводы бойцов на вокзале в Балашовке (1941). Выступал с номером на велосипеде, но внезапно налетели вражеские самолеты. Снарядом смяло велосипед, а у Савелия на лбу на всю жизнь остался шрам.
Вскоре одиннадцатилетний подросток был эвакуирован вместе с цирком во Фрунзенскую область Киргизии. Артисты днем трудились на полевых работах, а вечером показывали цирковые импровизации. И хотя специальной атрибуции фактически не было, селяне очень любили эти выступления. Спустя непродолжительное время во Фрунзе сформировали цирк шапито, и семью Вертеймов вызвали в нем работать. Здесь Савелий освоил оригинальное жонглирование, и постоянно выступал с цирком перед уставшими работниками тыла и раненными бойцами на излечении.
Читайте также: «Принесите Чайковскому нож»: покончившая с собой певица Евлалия Кадмина
После освобождения Харькова в 1943 году артисты вернулись в город. Здание цирка, которое немцы использовали как складское помещение, было полуразрушенным, холодным, без освещения и реквизита.
Артисты спали на манеже, укутавшись в одеяла и одежду, которую смогли найти. Начались репетиции, сбор и изготовление цирковых приспособлений. Новый директор решил создать небольшую цирковую программу. Савелий сначала попал в военную бригаду № 1, а затем в колхозный филиал Харьковского цирка.
Артисты давали представления на рабочих и строительных площадках, в госпиталях и колхозах, школах и домах культуры. Машин не было, поэтому часто приходилось пешком преодолевать десятки километров между селами, а потом выступать в холодных клубах. Это было сродни подвигу, но всем было нелегко, и артисты считали это своим долгом.
С 1946 года Савелий работал в составе филиала № 2 в районе Благовещенского рынка. Приходилось участвовать в 7-8 выступлениях в день, но никто не роптал, поскольку артисты понимали, что их представления поднимали настроение и приносили радость людям, уставшим за годы войны от тревог и несчастий.
Кроме того, надо было еще учиться, заканчивать десятилетку в средней школе № 13 (1951). А потом было три года учебы на клубном отделении техникума подготовки культпросветработников. Выступления сочетались с практическим совершенствованием циркового мастерства. Вертейм перенимал опыт клоунады у знаменитого Константина Бергмана, жонглирования — у виртуозов Ивана Хромова и Зиновия Махлина, акробатики — у Константина Никольского.
Постепенно он освоил и другие виды цирковых выступлений: показывал захватывающие трюки на велосипеде и моноцикле, занялся чревовещанием, выступал как оригинальный жонглер, самостоятельно научился игре на аккордеоне, чтобы придумывать различные инсценировки в сопровождении этого инструмента. За время активной цирковой карьеры выступал в различных цирках страны, и не только в крупных городах, но и с передвижными цирками в Прибалтике и на Кавказе, в Сибири и на Кубани, а также за рубежом.
Через некоторое время в 1957-м году Савелию пришлось осесть в Харькове и устроиться на работу в эстрадную секцию, созданную при филармонии. Выступал как артист оригинального жанра. Причиной стало заболевание матери и необходимость ухода за ней.
«Кочуя» по огромной стране, Савелий обращал внимание на то, как светились глаза детей во время выступления артистов. После циркового шоу они засыпали артиста вопросами, и он с удовольствием с ними общался.
Дети — самые благодарные зрители, которые не перестают восхищаться чудесами цирка. Именно им хотелось передать свой большой опыт и тайны циркового искусства. И судьба подарила такой случай: ему предложили работу на общественной основе с кружком юных любителей цирка при ДК «Пищевик». Дело было новое и необычное, вызывавшее опасение не справиться с малолетками. Но он решился, и с тех пор обучение «цирканенков» премудрости цирковой профессии стало делом жизни. Прошло 5 лет поисков, побед и неудач. И постепенно родилось желание создать свой уникальный детский цирк. Очень кстати городской Дворец пионеров пригласил Вертейма организовать «пионерский» цирк.
Так в сентябре 1963 года появилось новое цирковое сообщество харьковских детей, названное радужным словом — «Улыбка». Под него во Дворце выделили две комнаты, в одну из них Савелий поместил свой реквизит. Прочитав развешанные по школам объявления о наборе, многие изъявили желание участвовать в детском цирке. Были желающие даже из отдаленных уголков области. Правда, первоначальные толпы стали редеть, а когда начались репетиции, пошел и отсев: ведь предстояло упорно и много трудиться.
Но «пионерский» цирк «Улыбка» не на шутку встревожил бывалых артистов циркового жанра. Они сетовали, что Вертейм готовил молодых и азартных конкурентов, которые вытеснят их из профессии. Он только улыбался, вновь и вновь убеждаясь, что выбрал правильный путь. К нему шли дети самых разных возрастов — от 6 до 16 лет. Они были в той поре, когда энергия бьет ключом, очень хочется выступать, но в профильные учебные заведения еще не принимают.
Несмотря на небольшую площадь помещения для репетиций, юные циркачи учились акробатике, гимнастике, фокусам, клоунаде, эквилибристике на лестнице, проволоке и катушках, жонглированию, пантомиме и антиподу (жонглированию ногами). Цирк принял около 30 детей, но занятия старались проводить индивидуально и по отдельным жанрам.
Все трудности в освоении непростых цирковых номеров детям помогал преодолевать не только неутомимый Савелий, но и его бессменная помощница Вера Михайлюкова. Вертейм понимал, что для руководящей должности ему не хватает знаний, поэтому окончил факультет народной режиссуры Харьковского института культуры (вечернее отделение, 1970). Интересно, что в качестве хобби он также прошел обучение в школе журналистов при областной газете «Красное знамя», и впоследствии написал немало статей, а также создал 15 методических руководств по подготовке авторских цирковых программ.
Вскоре труд руководителей и участников стал приносить свои плоды: овации зрителей, грамоты и дипломы (которых получено более 600!) в различных конкурсах и фестивалях циркового искусства. Отрадно, что даже на международных аренах выступления «Улыбки» оценивались как «Лучшая цирковая программа».
«Цирканенки» выступали не только на просторах Советского Союза, но и во многих городах Польши и других стран, где их встречали очень тепло. Пресса страны и телевидение уделяли внимание репетициям и концертам юных артистов. Уже в 1966 году харьковское телевидение сняло о них 35-минутный фильм, который Интервидение показало на зарубежье. Чтобы снять передачу о юном цирке, прибыли 15 операторов и работников московского телевидения.
Когда руководитель «Улыбки» удивленно спросил: «А разве в Москве нет такого цирка?», – ему ответили; «Если бы был, к вам бы не приехали». Примерно так думали и знаменитые комики Юрий Никулин и Юрий Куклачев, наведываясь к харьковским детям и посещая их творческие отчеты и концерты. «Улыбчане» были знакомы с Карандашом, а однажды во время выступления в Артеке их приветствовал Юрий Гагарин. Знаменитости цирка выступали перед юными артистами, вручали грамоты и дипломы, вели беседы о чудесах своей профессии.
Руководитель «Улыбки» был очень терпеливым и добрым человеком. Умел убедить достигать своей цели тех, кто имел способности, но не желал упорно трудиться. Ведь дети очень стремились выступать на манеже, а путь к нему — нелегкий. Он никому не отказывал в приеме, верил, что каждый ребенок по-своему талантлив. Однажды к нему пришла полненькая девочка, которой, казалось бы, нечего делать среди спортивных и подтянутых детей. Вертейм придумал очаровательную сценку «Веселые поварята», в которой девочке отвели одну из главных ролей.
Актриса Марта Носова вспоминала, как она шестилетней девочкой плакала у дверей харьковского Дворца детского и юношеского творчества: ей очередной раз отказали в приеме в танцевальный коллектив. Мама тщетно пыталась ее успокоить, но удалось это проходящему мимо Савелию Вертейму. Он пригласил девочку заниматься в своем цирке, а позже успокоил и маму, утвердительно сказав, что ее дочь может все. Марта посещала репетиции 6 лет, занимаясь жонглированием, эквилибром на катушках, и, конечно же, танцами. Все это впоследствии помогло ей в профессии актера. И таких случаев было немало.
В юбилейный 25-й год цирка Савелий Вертейм получил чудесную международную награду — орден Улыбки. Польские дети награждают ею известных людей мира, несущих детям радость. В те годы из 26 удостоенных этого ордена, на территории СССР проживали 9 человек. Десятым стал руководитель «Улыбки» — единственный украинец (сейчас таких четыре). Когда в 1996 г. на польской земле проходила встреча 26 кавалеров Улыбки со всего мира, он представлял Украину.
Читайте также: Кто такой Сергей Костюрин, чье имя носит переулок в центре города. Подсказка — бывший мэр Харькова
Одновременно с «пионерским» цирком Савелий организовал на Харьковском велосипедном заводе второй самодеятельный цирковой коллектив «Велозаводец». Это была смешанная группа, в которой наравне со зрелыми людьми занималась рабочая молодежь и дети заводчан. Здесь основным жанром были различные номера с велосипедами разных конструкций, благо заводские конструкторы и умельцы научились создавать разные модели по заказу «Союзгосцирка». В цирке Вертейма учились фигурной езде на велосипеде, а также эквилибристике, акробатике, клоунаде, жонглированию и другим жанрам с использованием разных моделях одноколесных велосипедов.
Выступления велозаводцев пользовались успехом у публики. Иногда качество их номеров превосходило выступления профессиональных артистов. Коллективу в 1978 году было присвоено звание Народного, и каждые три года цирк подтверждал свое звание. Он становился лауреатом многочисленных всесоюзных и международных конкурсов.
Вертейм поддерживал взаимосвязи между обоими самодеятельными цирками. В случае, если выпускник школы и участник «Улыбки» не смог поступить в институт или цирковое училище, по просьбе руководители его принимали работать на велозавод, и он продолжал заниматься цирковым делом.
«Велозаводец» успешно функционировал 33 года, но упадок 90-х гг. прошлого века не только привел к разорению завод, но и поставил точку на существовании циркового коллектива. За время функционирования цирков десятки детей и молодых людей, прошедших школу Вертейма, стали успешными профессиональными артистами. Среди них знаменитые велофигуристы Владимир и Оксана Ольховские, один из лучших клоунов современности Армен Асерянц, артисты цирка Геннадий Краковский, Андрей Вертейм (сын Савелия), и другие, выступающие в постсоветских странах и за рубежом.
Несмотря на значительные достижения в развитии детского циркового творчества, Савелий Вертейм оставался очень скромным человеком. Он не мог ничего просить для себя и семьи. В коммунальной квартире без удобств, предоставленную еще его родителям в 40-е гг., прожил до конца жизни. А цирк «Улыбка», которому руководитель отдал почти полвека труда, и сегодня продолжает радовать детей и взрослых.
Светлана Лысенко