«Малыш и Карлсон», «Вовка в Тридевятом царстве», «Винни-Пух и день забот», «Необыкновенный матч», «Аленький цветочек», «Золотая антилопа», «Дюймовочка», «Приключения Буратино», «Снежная королева», «Конёк-Горбунок», «Пес в сапогах», «Халиф-аист»… Все эти любимые миллионами мультики вполне могли бы выглядеть иначе, если бы не работа талантливого оператора-постановщика, харьковчанина Михаила Друяна. За свою жизнь он снял больше 300 фильмов, вошедших в золотой фонд мультипликации.
Первые шаги в мультипликации были сделаны задолго до экспериментов братьев Люмьер. Можно сказать, что они создали основу для изобретения самого кинематографа. Сегодня не каждый современный ребенок может себе представить, что всего лишь несколько десятков лет назад мультфильм состоял из тысяч картинок, которые рисовали вручную. А специальный человек – оператор-постановщик – снимал на пленку, как один рисунок сменял другой, почти идентичный. Отличаться могла только одна-единственная черточка. Никаких кнопок не было. Оператор сидел на лестнице под потолком и вручную крутил ручку киноаппарата.
Именно в такую мультипликацию пришел Михаил Друян. Но до этого еще далеко. Будущий оператор-постановщик родился в нашем городе 17 октября 1911 года. Еще подростком Михаил переезжает из Харькова в Москву. Абсолютно сам, без родителей. А еще без денег и без образования. Что именно толкнуло Друяна на такой шаг – неизвестно. Тот, кто всеми силами старался создавать красочные мультики для детей, очень не любил вспоминать свое несчастливое детство.
В 1936 году московские анимационные студии по распоряжению правительства объединились в одну – «Союзмультфильм». Интересно, что первые десять лет они снимали в «диснеевской» манере.
Первое время в Москве Друян был беспризорником. Позже он вспоминал: «Ни профессии, ничего абсолютно нету. Спал на бульварах иногда, на Петровке». Но у юного Миши была мечта – работать в кино или цирке. Когда Друяну исполнилось 20, он волею случая попал на «Воентехфильм», где снимались черно-белые мультики. Его взяли на должность помощника оператора. «Меня прикрепили к оператору хорошему, Феде Гольцову. И он ко мне как-то проникся уважением, отношением – всем. Ну и я, конечно, из кожи вон лез. Меня это интересовало, и там я поднатаскался в мультипликации», – вспоминал Михаил Захарович.
Читайте также: «Наша Люся»: за что Людмила Гурченко обижалась на Харьков
О жизни Михаила Друяна известно невероятно мало. Самая говорящая часть биографии – его работы. Сначала на «Воентехфильме» он помогал в съемке агитационной анимации. Но очень скоро ему дали задание, выполнить которое нужно было самостоятельно. Дебют оказался и первым успехом. Его мультипликационные титры к киноленте «Веселые ребята», которая впоследствии стала невероятно популярной, понравились и режиссеру, и актерам. А известная актриса Любовь Орлова, игравшая в фильме главную роль, в благодарность даже поцеловала Друяна в щеку.
В 1936 году московские анимационные студии по распоряжению правительства объединились в одну – «Союзмультфильм». Интересно, что первые десять лет они снимали в «диснеевской» манере. И только постепенно у студии выработался свой стиль. В том же 1936 году Друян прошел отборочную комиссию, которую возглавлял один из основателей советской мультипликации – Иван Иванов-Вано. Так харьковчанин становится одним из операторов студии «Союзмультфильм». Мог ли он подумать, что нашел место работы на ближайшие 60 лет?
После успеха «Снежной королевы» Папа Римский призвал паству смотреть советские мультфильмы как «самые добрые и гуманные в мире».
Только раз в жизни Михаил Друян сделал длинный перерыв в своем любимом занятии. Когда началась Великая Отечественная Война, «Союзмультфильм» перевезли в Самарканд. Но оператор не поехал со всеми, а ушел на фронт добровольцем. Воевал в составе Отдельной мотострелковой бригады особого назначения. Придя с войны в 1945-м, Михаил Друян сразу же вернулся к работе. Уже в 1949 году выходит знаменитый «Цветик-семицветик», снятый оператором-харьковчанином.
1950-е считаются началом золотой поры советской анимации. В это время создавались мультфильмы по сказкам разных народов или работам известных мировых писателей. Так, по произведению Александра Пушкина снят мультик о Золотой Рыбке, а по Алексею Толстому – «Приключения Буратино». Индийские легенды легли в основу «Золотой антилопы». Выходят «Аленький цветочек», «Заколдованный мальчик», «Необыкновенный матч»… А в 1957 году «Союзмультфильм» выпускает анимационную историю о Кае, Герде и Снежной Королеве по мотивам сказки Андерсена. Это был настоящий триумф. Мультик получил первые премии на фестивалях в Венеции и Риме, призы – в Каннах и Лондоне. После успеха «Снежной королевы» Папа Римский призвал паству смотреть советские мультфильмы как «самые добрые и гуманные в мире». И все это работы Михаила Друяна.
Последующие десятилетия для оператора-постановщика из Харькова были не менее удачными. В 1960-е выходят «Дюймовочка», «Вовка в Тридевятом царстве», «Малыш и Карлсон»… Кстати, сама Астрид Линдгрен, автор книги про «в меру упитанного» жителя крыши признавала, что советский Карлсон больше похож на ее персонажа. А с 1969 года Михаил Друян также задействован в мультжурнале «Веселая карусель», существующем и сегодня.
1970-й год ознаменовывается выходом мультика «Карлсон вернулся». Через 2 года следующий шедевр – «Винни-Пух и день забот». Среди работ Друяна того же времени – «По следам бременских музыкантов», «Щелкунчик», «Конёк-Горбунок», «Голубой щенок», «Муха-Цокотуха»… Профессия оператора-постановщика – не просто техническая. Он помогает сделать каждого персонажа особенным, работая со светом и цветом. Михаил Друян не боялся экспериментировать. С его легкой руки в мультипликацию пришли многие инновационные приемы и технологии.
Например, в 1977 году Друян снял мультипликационный фильм «Полигон», который стал первой попыткой создать объемное изображение. Причем не компьютерными, а рисованными средствами. Технология получила название «фотографика». Создатели мультика использовали два слоя целлулоида на каждого героя с особыми схемами раскраски, при этом снимая один из слоев не в фокусе.
Читайте также: «Лучший окулист» и «святой человек» Леонард Гиршман
Когда Друяну было уже 70, вышли такие его работы, как «Пёс в сапогах», «Халиф-аист», «Жил-был пёс»… Сложно представить нашу жизнь без этих мультиков! Последний свой фильм «Полифем, Аким и Галатея» по мотивам древнегреческих мифов, Михаил Захарович снял в 85. В 1996 году он перенес инсульт, после чего уже не смог продолжать работу. Через год ушла из жизни его любимая жена. Последние четыре года Друян не снимал, но все равно приезжал на родную студию. Классика мультипликации не стало 12 июля 2000 года.
Михаил Друян обожал свою работу. Если увлеченно над чем-то работал, то забывал обо всем. «…я часто ночевать оставался. Мне жена (она тоже на студии работала) приспособила на столе подушку, чтобы, когда много работы, я не уезжал», – вспоминал оператор.
Он с удовольствием передавал свои знания молодым ассистентам. Поэтому новички-операторы на «Союзмультфильме» обычно просились работать к Друяну. Кстати, комната мастера на студии стала музеем еще при жизни Михаила Захаровича. Сейчас сюда водят на экскурсии школьников, студентов и просто всех любителей мультиков … Все стены тут увешаны кадрами из мультфильмов, снятых Михаилом Друяном.
Элеонора Бурдина
[…] до Ігоря Поклада із пропозицією зняти повнометражний мультфільм. Він пропонував випустити знамениту «Енеїду» Івана […]