Футбольный клуб «Металлист», бесспорно, стал неотъемлемой частью Харькова. Точно так же преданные фанаты являются неотъемлемой частью клуба. История харьковского фан-движения насчитывает уже более 30 бурных лет, о которых мы хотим Вам рассказать.
Годом зарождения фан-движения харьковского ФК «Металлист» считается 1982. Конечно, не стоит считать, что к этому моменту матчи клуба вовсе не собирали болельщиков. Но следует различать собственно болельщиков, целью прихода которых на стадион является сугубо просмотр футбольного матча, и футбольных фанатов, которые кроме того же наблюдения за событиями на поле еще занимаются созданием визуальных шоу (на языке фанатов — « перфоманса», «кореографии») и голосовой поддержкой команды — распеванием песен, скандированием коротких кричалок («зарядов»).
Собственно в 1982 г. появляются группы харьковчан, желающих заниматься активной поддержкой команды. Конкретной точкой отсчета истории харьковский футбольного фанатизма считается посещение фанатами в октябре того года так называемого «двойника» — двух подряд выездных матчей любимой команды без заезда домой Тогда харьковчане посетили Минск и Ленинград, ныне именующийся Санкт-Петербургом.
Стоит сказать, что в целом советская власть не очень хорошо относилась к движению футбольных фанатов в целом, считая их «порождением загнивающего Запада», деструктивным элементом в «передовом советском обществе». Пик подобной неприязни пришелся на 1970-е – начало 1980-х. Но по мере обострения кризиса советской системы и ее ослабления, отношения к фан-движению становится более терпимым, а в последние годы существования СССР фанаты фактически получают свободу действий.
На заре существования фан-движения его численность была не высокой — на домашних матчах количество активных болельщиков составляло несколько десятков человек, на выездных матчах — значительно меньше, в большинстве случаев не более 10 . На фоне численности фан-движений советских футбольных команд в целом это было неплохим показателем.
С обретением Украиной независимости начинается новый этап харьковского фанатского движения. Связан он, прежде всего, с чувством неограниченной свободы и вседозволенности, возникшим после распада СССР у значительной части населения бывшей сверхдержавы, и футбольные фанаты в этом не были исключением. Так, количество драк и вообще всплесков насилия, спровоцированных футбольными факторами, резко возрастает, чему, кстати, способствовало и тотальное распространение среди данной социальной группы алкогольных напитков, употребление которых все больше инкорпорируется в фанатскую культуру.
На фоне же роста численности фанатов возникают их первые организованные группы (на фанатском сленге — «фирмы»). Так, в 1995–1996 гг. (о точной дате мнения разнятся) возникает группировка «Army of the First Capital» – «Армия Первой Столицы», которая в течение долгого времени была организационной основой харьковского фан-движения, занимаясь основной работой по созданию визуальных шоу на матчах, которые тогда были не очень впечатляющими — максимум рукотворные баннеры или небольшие пиротехнические шоу. Значительную роль в фан — движении этого и более ранних времен играл Валентин Гомон, который фактически стоял у истоков харьковского фан-движения. Ему же принадлежит идея создания первого для Харькова периодического издания футбольных фанатов — журнала «Фан — движ». Всего в середине 1990-х вышло 2 номера, третий — через много лет — в 2010, уже после смерти Гомона (умер в 2008 году).
Издание подобного характера требовало значительных усилий и времени для подбора материала — для, например, интервьюирования представителя фан-движения из другого города доводилось ехать в этот самый город на день-другой. Во время одной из таких поездок — в Днепропетровск, Гомона с его товарищем вместо беседы с местными фанатами просто «отметелили». Этот случай положил начало вражды фанатов харьковского «Металлиста» и днепропетровского « Днепра », которая является одной из сильнейших (если не сильнейшей ) на сегодняшний украинское фан — сцене.
В конце 1990-х в фан-движении « Металлиста » начинает выделяться крыло футбольных хулиганов — создается фирма « Kharkiv City Patriots». «Патриоты» постепенно все больше стали перетягивать на себя функцию силовых противостояний с другими фан-движениями (среди врагов харьковчан тогда были, в частности фанаты «Днепра» и киевского «Динамо», имевшие мощные для Украины команды поддержки в виде футбольных почитателей). Стоит сказать, что для многих фан-движений, особенно с территории бывшего социалистического лагеря, характерно разделение на ультрас и футбольных хулиганов. Первые сконцентрированы на поддержке команды с трибун стадиона, создании визуальных шоу, другие — на силовых акциях против фанатов враждующих клубов. Но, что важно, подобное разделение «сфер влияния» не мешает парням стоя вместе на одной трибуне поддерживать команду.
На рубеже XX — XXI веков харьковское движение переживало тяжелые времена из-за несколько затянувшейся смены поколений. Многие из старых фанатов отошли от дел, а молодежь, пришедшая им на смену, еще не была готова полностью их заменить. Этим объясняется определенное «затишье», имевшее место в развитии фанатского движения «Металлиста» в первой половине 2000-х и вылилось в отсутствие значительных достижений в «перфомансах» ( визуальных шоу на трибунах стадиона ), силовых противостояниях с враждующими движениями и в отсутствие и масштабных событий и акций в целом.
К этому следует добавить и некоторый спад в численности как простых болельщиков, посещавших стадион чисто для просмотра матчей любимой команды, так и футбольных фанатов. Уменьшению притока людей на трибуны способствовали неудачные выступления клуба в Чемпионате Украины по футболу и вылета из Высшей футбольной лиги частности. Процесс же смены поколений, о котором говорилось чуть раньше, еще долго давал о себе знать. Из-за этого движение лихорадило в течение еще долгого времени и оно вышло на завершающий этап только в последние годы.
Хотя некоторое оживление фанатов «Металлиста» состоялось в 2005 году и было связано с созданием в городе нового футбольного клуба — ФК «Харьков». Стоит сказать, что к этому времени в Харькове существовали профессиональные футбольные клубы кроме «Металлиста» — «Арсенал» и «Гелиос», но до жесткой вражды не доходило.
С первыми установился некий дружественный нейтралитет, который был фактически ближе к дружбе, чем к нейтралитету, с другими же отношения просто оставались неопределенными из-за того, что проводить матче друг с другом, находиться в одной лиге и т.д. клубам не приходилось и фанаты между собой активно не контактировали. С ФК «Харьков» же , что в 2005 году стартовал сразу в Высшей лиге, отношения сразу обострились. Связано это и с возникновением клуба, который был создан путем фактического разделения «Арсенала», и с тем, что в его состав изначально перешли многие игроки как «Арсенала», так и «Металлиста».
Такой массовый исход футболистов совсем не порадовал фанатов последнего. Подобное недовольство в сочетании с принципом «Один город — одна команда», популярным среди фанатских кругов, стало отличным толчком для разжигания вражды между фанатами клубов. Вообще 2000-е были богаты на обострение отношений фанатов «Металлиста» с другими движениями — так, началась вражда с фанатами «Ворсклы» (Полтава), «Шахтера» (Донецк), «Металлурга» (Запорожье ). На стыке 2000-х и 2010-х этот список пополнился ультрас «Металлурга» ( Донецк) и «Севастополя».
Хотя не стоит конечно считать, что фанаты « Металлиста » имели только врагов и вообще были «одни против всех» — длительная дружба связывает харьковских ультрас с фанатами «Черноморца» (Одесса), «Карпат» (Львов ), а также прекративших существование, но не потерявших приверженцев ЦСКА (Киев) и «Кривбасса» (Кривой Рог).
Импульсом для развития фан-движения стало существенное улучшение футбольных результатов «Металлиста» после приобретения клуба Александром Ярославским. Призовые места в чемпионате и игры в еврокубках привлекли внимание к клубу большого количества харьковчан. В 2009 году фан-сектор мог собрать невиданные до того в Харькове 2-5 тысяч человек. Хотя, конечно, такой массой непросто управлять, да и численность не всегда означает качество. Принадлежность многих посетителей фан-сектора к субкультуре футбольных фанатов была сомнительной, что нередко негативно сказывалось на уровне поддержки команды.
Для налаживания руководства такими человеческими массами была создана организация «United Kharkiv» , в которую вошли все группировки фанатов «Металлиста» (а их было немало, существовала даже фирма «Metalist girls crew», объединявшая, соответственно, девушек-фанаток). Однако лидеры организации скоро пошли на регулярное сотрудничество с клубом и начали проводить в жизнь позицию клуба относительно тех или иных аспектов жизни фан-движения «Металлиста». Это оказалось неприемлемым для абсолютного большинства «фирм»-членов «United Kharkiv» и они вышли из организации. Образовалось два полюса фан-движения – собственно «United Kharkiv» и «оппозиционные» группировки, которые начинают жить фактически отдельной жизнью. Подобный раскол вместе со все возрастающим количеством людей далеких от футбольного фанатизма на фан-секторе привел к радикальному решению вопроса.
В конце 2010 года значительная часть футбольных фанатов вместе с большинством «фирм» переходят на противоположную Южную трибуну (до этого традиционно фанатской считалась трибуна Северная). На ОСК «Металлист» появляется два независимых и не дружелюбных друг к другу фан-сектора. Картина дополнялась существованием «Южной группы» — отдельной группы фанатов, располагавшейся на южной трибуне и поддерживавшей команду наряду с ультрас на «Севере» . Хотя подобная анархия скоро завершилась и сейчас на ОСК «Металлист» присутствуют все те же Северный и Южный полюса футбольного фанатизма.
Дальнейшее существование «Севера» было достаточно стабильным, без определенных всплесков, хотя положительные черты в процессе его развития найти трудно — фанаты иногда выдают хорошие шоу на трибуне, но не так уж часто . Юг же показал лучшую динамику развития, регулярно создавая масштабные визульные шоу, способствуя формированию новых фанатских групп из молодежи. Определенное влияние на «южан» произвело установление дружеских отношений с московским «Спартаком», у фанатов которого харьковчане переняли некоторый положительный опыт касательно организации фан-движения.
Известные события в Украине в конце 2013 – 2014 годах существенно сказались на харьковских ультрас. Во-первых, в это время фанатские движения Украины пришли к выводу, что в сложившихся условиях продолжать конфликтовать и драться друг с другом – не лучшая идея. Как следствие – между украинскими ультрас было заключено перемирие.
И если еще несколько лет назад никто и подумать не мог о совместных «шествиях» фанатов «Днепра» и «Металлиста», или совместном марше единства Украины фанатов «Металлиста» и «Динамо», или о товарищеских матчах между ультрас команд, то теперь это стало реальностью. Во-вторых же, смена власти в стране обернулась проблемами для президента харьковского клуба Сергея Курченко, близкого к экс-президенту Виктору Януковичу. Финансирования клуба фактически прекратилось и сейчас команда переживает существенный кризис, который не замедлит сказаться и на жизни харьковских ультрас.
Михаил Кузьменко, 2015 год
Комментирование закрыто.