«Если бы все относились к дизайну как Apple, мы жили бы в продуманном мире», — дизайнер Александр Шарыгин

7:46  |  17.03.2016

Харьковская -студия Glad Head состоит всего из двух человек. И, несмотря на это, она регулярно побеждает в украинских конкурсах дизайна и попадает в иностранные сборники лучших работ. Со-основатель студии Александр Шарыгин рассказал, почему дизайн спасет мир, как нужно убеждать заказчиков и сколько получают харьковские специалисты.

Glad Head — харьковская дизайн-студия, в багаже которой пять побед в конкурсе «UKRAINIAN DESIGN: the Very Best of», две бронзы Kakadu Awards, несколько попаданий в шорт-лист Ads и иностранный сборник лучших логотипов Logolounge. Заказчиками студии в разное время были ТЦ «Барабашово», Megabank, Kharkov Fashion Days, пиццерия Smile, фестиваль Remarketing и другие. Студия занимается разработкой логотипов фирменных стилей, веб-сайтов, а также рекламных кампаний.

Японскому дизайнеру Токуджину Йошиока принадлежит высказывание «Мы не знаем, что такое дизайн, но будем делать это в любом случае». А вы знаете, что такое дизайн?

Дизайн — это проектирование, создание нового по заданному вектору и заранее очерченным границам. По сути, это решение поставленной задачи. Другое дело, какая задача поставлена: создать сайт таким, чтобы человек чаще нажимал кнопку «купить»; спроектировать телефон так, чтобы пользователь всегда мог достать большим пальцем до верхнего ряда иконок; или нарисовать логотип, который раскроет всю идею компании и расположит к себе потребителя.

Считаешь ли ты, что роль дизайна недооценена в Украине? То есть заказчики не понимают всего его значения?

Роль дизайна недооценена не только в Украине. Многие компании создают копии чего-либо, а не продукт или услугу с нуля. К нам 80% заказов приходит с пометкой «сделать как у соседа». Хотя мы все равно стараемся придумать решение, вникнув в суть проблемы. Обычно такой подход вознаграждается, и заказчик остается доволен. Но бывают случаи, когда работу отклоняют, не обращая внимания на то, что сосед выполнял совсем иную задачу, притом много лет назад.

Если бы все относились к дизайну как Apple, Space X или Tesla, мы бы жили в лучшем мире — более продуманном и удобном.

Чем, по-вашему, питается дизайн?

Об этом можно рассуждать вечно. Как и на все остальное, на дизайн есть мода и она циклична. Дизайнер может позаимствовать что-то из прошлого и подать по-новому. Или сделать дизайн для крупного бренда, чтобы его начали копировать. Это два самых простых пути развития отрасли.

Как вы относитесь к бесплатным базам иконок, фонов и фото для веб-дизайнеров? Не снижает ли это цену вашей работы?

К бесплатным отношусь негативно, часто они используют ворованный контент. А вот к платным — спокойно и даже их использую. Заказчик в Украине не всегда может позволить себе фотосессию на Карибах. Ему придется оплатить транспортные расходы, команду фотографа, модель, и все это ради одного снимка для сайта начинающего турагентства. Фото из платной базы обойдется намного дешевле.

С чего началась работа в Glad Head?

Поначалу у нас был один компьютер на двоих. Спустя год мы купили себе самую лучшую технику на то время. Тогда же начала выстраиваться тактика работы с клиентами. Когда к нам приходил заказчик и говорил «сделайте вот такие визитки, как у того магазина», мы пытались объяснить, что так не работаем и не стоит смотреть на соседа. Клиент, конечно, всегда прав, но слушать его советы о дизайне — скользкая дорога. Нужно читать между строк и понимать суть задачи.

Среди работ Glad Head выделяется дизайн рекламной продукции для коллекционного издания «Библия с иллюстрациями Сальвадора Дали». Книга уникальна благодаря переплету из красной кожи, позолоченному факсимиле Дали, украшенном бриллиантом и 105 гениальным репродукциям библейских сцен, выполненных Сальвадором Дали. Выпущено всго 500 экземпляров.

Неужели у вас совсем не было ситуаций, когда клиент хотел семь перпендикулярных линий в форме котика?

За семь лет работы у нас было всего три проекта, которые закончились неловкой паузой и прощанием. Часто дизайнеры говорят клиенту: «вот тебе три логотипа, выбери один, а нет — до свидания». Мы презентуем три подхода, в каждом из которых может быть далеко не один логотип. И если после этого совсем не понимаем, чего человек хочет, то можем отказаться. Но обычно заказчик выбирает с первого раза, вносит немного правок, мы доделываем и сдаем работу.

На какой рынок вы ориентировались, когда начинали?

Когда мы начинали, у нас не было стратегии и планов. Есть матёрые специалисты, которые делают свой бизнес по аналогу, проработав до этого в каком-нибудь крупном сетевом агентстве. Другое дело — когда у тебя нет такого опыта, и ты начинаешь дело методом проб и ошибок. Когда начинали, мы просто хотели заниматься творчеством, а не следовать прагматичному подходу больших компаний. Хотели свободного графика, чтобы можно было путешествовать и работать в разных странах.

Мы не думали о ценовой политике, о стиле, рынке. Просто пошли первые заказы, и заработало сарафанное радио. Оно до сих работает, мы не вкладываемся в рекламу.

У вас до сих пор нет плана?

Совсем нет. Мы ходим на тот же Remarketing [харьковский рекламно-овый фестиваль — Ред.], слушаем, как нужно развивать бизнес, но потом получаем новый заказ и погружаемся в него с головой. Мы могли бы поставить работу на конвейер, но для этого нужно отдавать заказы другим дизайнерам. А часто бывает так, что ты отдал другому, он сделал на четверку. И ты понимаешь, что заказчик и такую работу примет, потому что всё равно получилось неплохо. Но потом включается «давай переделаем».

Бизнес — это когда производство может обходится без тебя, а мы не можем оторваться от дизайна. Если отдаем проект на аутсорс, то контролируем дизайнера на каждом шагу. Не бывает так, что мы — просто посредники.

Макс Бурцев [основатель креативного агентства Arriba! — Ред.] в одном интервью сказал, что харьковского рекламного рынка не существует. А как на счет рынка дизайна?

Скорее всего, такая же ситуация и с дизайн-рынком, есть множество талантливых дизайнеров, которые разбросаны и двигаются хаотично.

Для торгового центра «Барабашово» студия разработала рекламную кампанию в честь открытия официального сайта рынка. Работа выиграла бронзу на конкурсе Kakadu Awards и вошла в шорт-лист adc.ua. На принтах дизайнеры изобразили планшет, завернутый в клетчатую сумку-баул.

Сколько получают украинские дизайнеры по сравнению с европейскими/американскими? Как ты считаешь, когда-нибудь цены уравняются?

Сравнивать зарплаты в Украине и США, Европы — дело неблагодарное. За рубежом дизайнеры получают совсем другие деньги. Да и вообще зарплаты очень разнятся в зависимости от региона и отрасли. Больше всего получают дизайнеры IT-компаний, их зарплата привязана к валюте, поэтому многие переходят туда из рекламной сферы.

Вы как-то изменились с начала своей работы?

В работе нет, мы так же работаем на качество и считаем, что лучше взять один проект и очень хорошо его сделать, чем взять 10 маленьких и сделать все плохо.

А в жизни да, многое изменилось — у меня уже усы, борода и дочка.

Чего вы хотите в этом году?

В первую очередь мы хотим интересных проектов. Ну и плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, — больше наград.

Беседовала Карина Литвиненко

Если вы нашли опечатку на сайте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: