Поразившая Рузвельта: страшные роли Натальи Ужвий

13:09  |  15.03.2019

Тихая улица на Салтовке. Аккуратные палисадники, неспешные прохожие, время здесь течет как-то вальяжно… Царящую тишину разве что нарушают крики, да и то не сильно громкие, играющих на площадке детей.

Как же все-таки бывают неправы те, кто раздают имена переулкам, площадям, проспектам… Жизнь великой украинской актрисы Натальи Ужвий, в честь которой названа эта улица, была разной, но спокойной она не была никогда.

У актеров часто своя цена за оглушительный успех. Чем трагичней судьба творца сцены, тем правдивее он в исполнении своей роли. А Наталья Ужвий просто поражала зрителей силой и искренностью своей игры.

Незаслуженный поступок с заслуженной

Наталья Ужвий пришла в театр только благодаря своему жгучему желанию и целеустремленности. Она родилась в крестьянской семье и была старшей из восьми детей. Будущей приме рано пришлось пойти работать: сначала, как у Тараса Григоровича Шевченко, швачкой, потом учительницей. Именно тогда Наталья попадает на спектакль любительского драмкружка и влюбляется в театральное искусство навсегда. Слезно просит взять её в труппу и таким образом кардинально меняет свою жизнь.

«Я пригласил профессора Чарльза Болина в качестве переводчика. Но мы все поняли без перевода. Этот фильм будет показан американскому народу во всем своем величии». Франклин Рузвельт»

Наталью Ужвий называли первой украинской советской актрисой. В театре и кино – не десятки, а сотни незабываемых, ярких ролей. В конце 1950-х Сергей Параджанов снимает об актрисе фильм-портрет. Один из эпизодов – грандиозное празднование её юбилея. Кто бы мог подумать, что всего через несколько лет после этого легендарную актрису «попросят» из театра.

В газете «Советская культура» выходит статья «Любовь народа обязывает» со словами: «Театральный организм требует непрерывного прилива свежих молодых дарований… Пожалуй, наиболее полно эта проблема проявилась в практике театра имени Ивана Франко». Сила действия статей и памфлетов в газетах в то время была поистине невероятной. Из театра выдворяют многих заслуженных артистов и … саму Ужвий. Своим каллиграфическим почерком она пишет заявление по собственному желанию.

Следующий её поступок можно назвать действительно королевским. Через несколько дней Наталья Михайловна поздравляет родной театр  и желает им «выдающихся успехов». В том же году Ужвий восстановят, признают партийную ошибку, но унижение забыть сложно, с каким бы достоинством оно не было перенесено.

Читайте также: «Наша Люся»: за что Людмила Гурченко обижалась на Харьков

Харьковский период

Наталья Ужвий с Михаилом Семенко и сыном Михаилом

На заре своей карьеры Наталья Ужвий успела поработать в театрах Киева и Одессы. В 1926 году она приезжает в Харьков. Период жизни актрисы в нашем городе – неоднозначный. Во всяком случае, это стало некой точкой отчета в биографии Ужвий.

Она поступает к Лесю Курбасу в театр «Березиль». Система известного режиссера была уникальным явлением. Курбас работал с актером, ориентируясь на природный ритм жизни, использовал средства, не присущие в то время театру. Например, спектакли «Березиля» отличались монтажностью. Наталья Ужвий стала одной из ведущих актрис труппы и до конца жизни была носительницей системы Курбаса. Этот опыт повлиял не только на её театральную карьеру, ведь «закваска» «Березиля» позволила актрисе быстро понять киноэстетику и органично смотреться на экране.

В нашем городе Ужвий ждали перемены личного характера. В 1926 году она вышла замуж за украинского писателя, лидера футуристов Михаила Семенко. В 1927 году у них родился сын Михаил, единственный ребенок Натальи Михайловны. Семья жила в знаменитом доме кооператива литераторов «Слово».

Следующий её поступок можно назвать действительно королевским. Через несколько дней Наталья Михайловна поздравляет родной театр  и желает им «выдающихся успехов».

При всех успехах, театральных и кинематографических, харьковский период жизни Ужвий – один из тяжелейших. Сами даты говорят, что это – годы расстрелянного украинского возрождения, а затем и голодомора. Тогда же были арестованы два брата артистки и её муж (на то время они уже были в разводе).

В 1933 году начинается кампания «разоблачения» Леся Курбаса. До сих пор этот момент самый неоднозначный в биографии актрисы. Донос подписали 64 человека, среди них и Наталья Ужвий. Никто не сможет уже рассказать, каким образом была поставлена подпись на фактически смертельном приговоре. Но точно известны обстоятельства жизни Ужвий: одна с маленьким ребенком, родственники заграницей бросают тень на её «благонадежность»… Как бы там ни было, но вскоре после этого Наталья переезжает в Киев, может быть, подальше от мест, которые вызывают тяжелые воспоминания.

Читайте также: Сюда приезжал Брежнев: неистребимый Дворец культуры ХТЗ

Эксперименты в кинематографе

Талант трагедийной актрисы усилился пережитым личным горем. Это хорошо видно на примере фильма «Радуга» (1943) режиссера Марка Донского. Лента снималась в эвакуации. В средней Азии в условиях сорокаградусной жары в павильоне были воссозданы условия заснеженного карпатского села.

Сцена, когда главная героина идет с мертвым  ребенком на казнь, потрясла не только отечественного зрителя, но и весь мир. Например, из США на имя режиссера пришла телеграмма: «В воскресенье в Белом доме смотрели присланный из России фильм. Я пригласил профессора Чарльза Болина в качестве переводчика. Но мы все поняли без перевода. Этот фильм будет показан американскому народу во всем своем величии. Франклин Рузвельт»

До сих пор идут споры о том, стала ли «Радуга» первым советским фильмом, получившим «Оскара». Но все-таки факты свидетельствуют против такой гипотезы: номинация «Лучший фильм на иностранном языке» впервые была учреждена только в 1947 году. Тем не менее, лента была отмечена призом Национального совета кинообозревателей США, Высшей премией газеты «Daily News» и призом ассоциации кинокритиков США.

Однако все награды меркнут в сравнении с письмами, которые приходили Наталье Ужвий с фронта: «Не розумію, які сили примусили вас так глибоко відчути трагічну роль. Не знаючи нас, ви нам допомагаєте – надихаєте на бій. Виходить, ми робимо ту саму справу – боремося за свободу нашої рідної України».

Среди остальных скульптур как-то отдельно – одинокая фигура шевченковской Катерины. Для её создания Матвею Манизеру позировала Наталья Ужвий. Кому, как не ей, было передать всю трагичность Шевченковской героини!

Еще одним уникальным киноопытом Ужвий стала работа «Ливень» у Ивана Кавалеридзе. Фильм, к сожалению, не сохранился. У режиссера-скульптора получилась кинокартина-скульптура: большинство сцен были сняты статичными, а затем монтировались, как в анимации. Так получились динамические кадры, как и требуется в кинокартине.

Наталья Ужвий, конечно, в большей степени театральная актриса. В фильмографии актрисы чуть больше двух десятков картин, но зато какие. Жена Богдана Хмельницкого в «300 лет тому назад», солдатка Евдокия в «Выборгская стороне», Стеха в «Назаре Стодоля»… Целая серия удивительных и важных для украинского кинематографа ролей.

Кстати, после «Радуги» Наталью Ужвий пригласил к себе в кинокартину Сергей Эйзенштейн. Но актриса была слишком измождена после съемок. Она так надеялась, что «Радугу» увидят её арестованные братья, однако к тому времени они уже были расстреляны. Тогда же Ужвий потеряла связь со своим сыном. К началу войны она – на гастролях в Москве, имевших оглушительный успех у столичной публики. Её сын Михаил тем временем находился у родственников на Западной Украине. Дотянуться к нему через линии фронтов не было возможности. Только к 1944-му, когда в полуразрушенном Киеве начинала теплиться жизнь, она смогла найти Мишу.

Самая большая трагедия в жизни актрисы случилась в 1951 году – от менингита умирает сын Натальи Михайловны. Ему было всего 24. Прошло совсем немного времени, и ей пришлось, преодолев свое отчаяние, выйти на сцену в «Без вины виноватых» Островского с текстом Кручининой: «И я была матерью, и я также видела умирающего сына…».

Памятник Шевченко – одно из любимых мест харьковчан. Здесь назначают встречи, фотографируются, приводят на экскурсии приезжих. Среди остальных скульптур как-то отдельно – одинокая фигура шевченковской Катерины. Для её создания Матвею Манизеру позировала Наталья Ужвий. Кому, как не ей, было передать всю трагичность Шевченковской героини! И всё же у литературного образа и великой актрисы есть главнейшее отличие. Наталье Ужвий хватило мужества пережить свое горе. Актриса умерла от рака в 87 лет на руках у любимого третьего мужа.

Элеонора Бурдина

Если вы нашли опечатку на сайте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Оставьте комментарий

*

  1. […] Читайте также: Поразившая Рузвельта: страшные роли Натальи Ужвий […]

  2. […] Читайте также: Поразившая Рузвельта: страшные роли Натальи Ужвий […]

  3. […] Читайте также: Поразившая Рузвельта: страшные роли Натальи Ужвий […]

  4. […] Поразившая Рузвельта: страшные роли Натальи Ужвий […]

  5. […] Читайте также: Поразившая Рузвельта: страшные роли Натальи Ужвий […]

  6. […] Читайте также: Поразившая Рузвельта: страшные роли Натальи Ужвий […]

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: