Талантливый актер — он с легкостью мог сыграть любую роль. Гениальный режиссер, чьи постановки поражали зрителей новаторством и психологизмом. Лишившись всего, будучи заключенным Соловецкой тюрьмы особого назначения, он продолжал ставить пьесы до последнего вздоха.
Жизнь приготовила ему драматическую роль, критику и гонение властью, предательство тех, кто еще вчера назывались последователями.
Сегодня MyKharkov.info рассказывает о жизни основателя театра «Березиль», выдающегося актера и режиссера Леся Курбаса.
Вся жизнь Леся Курбаса прошла в театре. Ему довелось родиться в семье актеров львовского передвижного театра «Руська бесіда». Его мама Ванда Тейхман и отец Степан Курбас (выступал под псевдонимом Янович) избрали актерскую стезю в совсем юном возрасте и против воли родителей. Своего деда, священника Филиппа Ивановича Курбаса, Лесь увидел лишь в семилетнем возрасте.
Казалось бы, вполне логично, что Александр-Зенон, которого друзья и мама ласково называли Лесем, решит посвятить жизнь театру. Он вырос за кулисами. Маленьким смотрел на сцену, где все обычные предметы преображались, а отец каждый вечер перевоплощался в нового персонажа. Но у театральной жизни была и обратная сторона, совсем лишенная романтики. Бедность, никакой уверенности в завтрашнем дне, смерть младших братьев и сестры. Отец, у которого на фоне пристрастия к алкоголю развилось психическое расстройство.
Закономерно, что и мать и дед-священник хотели для Леся лучшей судьбы. При чем каждый, включая самого Леся, видел эту лучшую судьбу по-своему. Закончив Тернопольскую гимназию, Лесь Курбас, по собственным воспоминания, «мечтал о звездах» и поступил во Львовский университет на философский факультет. Здесь он погрузился в вихрь общественной жизни, активно выступил против полонизации университета, участвовал в студенческой демонстрации, и в итоге, перевелся вольным слушателем в Венский университет.
В университете Курбас изучал философию, немецкую и украинскую филологию, литературу. Но ни философия, ни тем более богословие его не привлекали. Привлекала сцена. Сначала театральный кружок в гимназии, самодеятельные студенческие постановки, потом была драматическая школа при консерватории в Вене, где он учился параллельно с лекциями по философии в университете. Все это стало первыми шагами к большой профессиональной сцене.
Сильнее всего на молодого Курбаса повлияла культурная жизнь Вены. Здесь он увидел совсем другой театр: не знакомые с детства бытовые, этнографические спектакли «Руської бесіди», а настоящие театральные постановки. В Вене Курбас знакомится с современным европейским искусством. Посещение венских театров дает главный толчок в его развитии, как режиссера.
Первый спектакль, сыгранный театром «Березиль» в Харькове, по пьесе бельгийского драматурга Фернана Кроммелинга «Золотое чрево», не стал особо успешным. Но в целом, для харьковчан режиссер оказался более понятным и интересным, чем для киевского зрителя.
В родную Галицию 25-летний Лесь Курбас возвращается с твердым намерением работать в театре. Сначала работает в гуцульском театре Гната Хоткевича, затем на сцене «Руської бесіди», где когда-то выступали его родители. В это время Лесь Курбас исполняет главные роли в спектаклях «Маруся Богуславка», «На дне», «Украдене щастя», «Дядя Ваня», «Наталка Полтавка», «Не ходи, Грицю, та й на вечорниці».
И без того разнообразный репертуар, дополняли роли в фарсах и водевилях. При этом, важно понимать, что будущий создатель «Березиля» не обладал выдающимися вокальными данными.
Читайте также: «Пользовался огромным успехом у женщин»: как жил украинский поэт Владимир Сосюра в Харькове
Страсти бурлили не только на сцене, под светом рамп и софитов, но и в сердце молодого Леся Курбаса. Исследователи его биографии и творчества утверждают, что в годы работы в театре «Руська бесіда» Лесь стрелялся из-за неразделенной любви.
Его партнершей во многих спектаклях была прима театра Катерина Рубчакова. На сцене они нередко изображали влюбленных. Курбас влюбился в талантливую актрису, приняв слова роли за ее собственные. Рубчакова была на несколько лет старше, но не это стало препятствием для его чувств. Она состояла в браке с актером того же театра «Руська бесіда» и уходить от мужа не планировала.
Видимо, на каком-то этапе, чувство стало невыносимым. Некоторые исследователи говорят о неудачном признании в любви, после которого 25-летний Курбас стрелялся. К счастью, желание свести счеты с жизнью не сбылось. Его убьет другая пуля, пущенная не от неразделенной любви, а в ответ на нежелание склониться перед советской властью, но это произойдет лишь спустя 25 лет.
В 1912 году Леся спасли, но пуля осталась в сердце режиссера навсегда. Опасаясь осложнений, хирург не решился ее вытащить. Нередко, во время волнения или перенапряжения она напоминала о себе грудной болью.
В начале 1916 года Лесь Курбас переезжает в Киев. В столицу его пригласил основатель первого украинского стационарного театра Николай Садовский.
В Киеве репертуар молодого актера не особенно отличался от «Руської бесіди». Режиссер большей частью отказывался ставить пьесы украинских драматургов рубежа 19-20 веков, а может просто не чувствовал собственных сил для этого.
Вот и получилось: город другой, театр другой — лучший в стране, а спектакли все те же. И сценические приемы те же. Душа стремилась к новому, но сменив за несколько лет четыре театра, Курбас не нашел себя ни в одном из них. Ему становилось все более тесно.
Как-то после спектакля «Мазепа» к нему подошла выпускница Музыкально-драматической школы Николая Лысенко Полина Самойленко. Девушка поздравила Леся с успешным выступлением и пригласила к себе домой на улицу Фундуклеевскую. Здесь собирались по вечерам молодые актеры. Так возник «Молодой театр».
Курбас-актер уступил место Курбасу-режиссеру. Теперь он уже не играет в чужих театрах. Он создает свои собственные.
Читайте также: Запрещенный поэт Борис Чичибабин: 15 лет в андеграунде
«… того ж таки „рокового“ 1916 року кілька ентузіастів на чолі з Лесем Курбасом засновують студію Молодого театру, що з неї „пішли єсть“ і березільці, і франківці, і шевченківці, і одещане, і занківчане і багато ще „мертвих і ненароджених“ українських театрів.
Коли б М. К. Садовський був знав, що з того всього вийде, він би, вздрівши тоді, що Лесь Курбас переїздить кордон бувшої Російської імперії,— він би миттю гукнув голосом сурмою:
— Хлопці, по конях!..
І ррррозрубав би Леся Курбаса аж до кульбаки… Не зробив цього — сам винний. Нова доба театральна. Картина далі така. Іде Лесь Курбас, а за ним іде нова доба…», — так живописно описал Остап Вишня в своих «Мистецьких силуетах» создание «Молодого театра».
За два года режиссер и актеры подготовили 19 постановок. Зрители увидели не все, театр давал лишь по спектаклю в неделю. Практически ежедневно артисты Курбаса собирались в студиях по актерскому мастерству, сценической речи, пластике, занимались изучением истории театра, искали новые сценические формы и приемы.
Закончилась Первая Мировая война, вспыхнула революция, началась гражданская война. Город переходил из рук в руки. Театр не имел собственного здания. Спектакли проходили в стенах театра Бергонье, и особой популярностью среди оставшейся в военном Киеве публики не пользовались. Во все время своего существования «Молодой театр» держался лишь на энтузиазме режиссера и актеров.
С приходом советской власти театр национализировали. В 1919 году он объединился с Первым театром Украинской советской республики имени Тараса Шевченко. Режиссерское кресло в нем занял Лесь Курбас. Но не надолго. Курбас продолжает свои поиски. В том же году, он создает Государственную украинскую музыкальную драму. Затем, летом 1920 года основал Киевский драматический театр или сокращенно «Кийдрамте». А в 1922 году в Киеве возникает художественное объединение «Березиль».
Украинский театр. Ни больше ни меньше.
Лесь Курбас и его «Березиль» — черта, разделившая историю украинского театра на до и после. И пусть наработки режиссера так и не сложились в единую систему, как например, всем известная система Станиславского, Курбас сумел выйти из рамок этнографического театра, бытовых, незатейливых постановок.
Курбаса называют реформатором, но он ничего не реформировал, просто существующий украинский театр абсолютно не отвечал его представлениям и стремлениям. Он создавал свое, не всеми понятое и не всеми принятое. Курбас предложил принципиально новые подходы и к сценическому действию, и к подготовке актеров.
Художественное объединение «Березиль» включало в себя шесть актерских студий и режиссерскую лабораторию, создававшую яркие, абсолютно новые постановки. «Курбас не пользовался какими-то догмами. Путь к образу он искал не только в литературном произведении, но и у соучастников по работе, раскрывал перед актерами самые тонкие черты характера персонажей, все новые и новые средства выражения психологического плана постановки. Его спокойная, сосредоточенная работа на репетициях заражала и нас творческим запалом…», — так о работе с режиссером вспоминала актриса «Молодого театра», а затем и «Березиля» Полина Самойленко.
В спектакле «Джимми Хиггинс» Курбас первым, не только в Украине, но и мире, использовал во время спектакля видеоряд. Так режиссер постарался передать мысли главного героя. Он активно использовал все возможные выразительные средства: слово, голос, движение, пластику, музыку. В постановке «Газ» актеры при помощи движений изображали работу машин и взрыв.
Читайте также: Поразившая Рузвельта: страшные роли Натальи Ужвий
В 1926 году «Березиль» переезжает в Харьков, на тот момент столицу Советской Украины. В этот период советская власть видит в Курбасе не только создателя нового театра, но и ретранслятора своих идей. Только вот с последним не сложилось, подстраиваться под режим в планы режиссера не входило.
Среди причин переезда театра в наш город, называют также тот факт, что в Киеве спектакли часто шли при полупустых залах, несмотря на то, что среди березилевцев были выдающиеся артисты своего времени: Наталья Ужвий, Марьян Крушельницкий, Иосиф Гирняк, Амвросий Бучма. Режиссер и актеры не всегда учитывали эстетические вкусы своей публики, работая, порой, больше для искусства чем для зрителя.
Первый спектакль, сыгранный театром «Березиль» в Харькове, по пьесе бельгийского драматурга Фернана Кроммелинга «Золотое чрево», не стал особо успешным. Но в целом, для харьковчан режиссер оказался более понятным и интересным, чем для киевского зрителя.
Репертуар театра в это время более чем разнообразный: от Шекспира и Мольера, Шевченко и Франко до современных авторов. Именно в Харькове Курбас нашел своего драматурга — Николая Кулиша. Первое время режиссеру удавалось искать компромиссы с властью и вместо агиток ставить классические европейские произведения. Но, как говорится, до поры до времени.
Читайте также: «Осторожно, кусается»: свободная любовь Льва Ландау в Харькове
В начале 1930-х годов вокруг театра «Березиль» и его руководителя сплотился практически весь цвет украинской культуры. Постановки Курбаса пользуются успехом, с равной силой критикуются и восхваляются. Но это одна сторона медали. Другая — постепенное ужесточение режима, начало репрессий против деятелей искусства, в числе которых оказываются Курбас и Кулиш.
В 1933 году все чаще в прессе начинают появляться заявления о неправильной идеологической составляющей постановок. Накануне премьеры спектакля «Маклена Граса» Курбас получает приказ от наркома образования Владимира Задонского показать спектакль Репертуарному комитету, что обычно не делали. На этот показ пришло почти все партийное руководство — Косиор, Постышев, Любченко. Театр окружили сотрудники госбезопасности, в форме и с оружием.
Допремьерный показ превратился в заседание суда. После премьеры режиссера обвинили в буржуазном национализме, контрреволюционной и антидемократической деятельности. Круг сомкнулся. Лесь Курбас уходит из созданного им театра. Уходит в полной тишине. Из нескольких сотен артистов, за своего руководителя заступились лишь четверо — Иосиф Гирняк, Борис Балабан, Роман Черкашин и Иван Марьяненко. Остальные молчали, а некоторые даже написали доносы.
Курбас уезжает в Москву, где по приглашению Соломона Михоэлса начинает работать в Государственном еврейском театре. Здесь он хотел поставить «Короля Лира». На новогодние праздники к нему планировала приехать из Харькова жена Валентина Чистякова. Но не сложилось. 25 декабря 1933 года Леся Курбаса арестовали. Несколькими месяцами позже он вновь возвращается в наш город, но уже в качестве заключенного.
В харьковской тюрьме, всего за несколько месяцев, из режиссера выбили признательные показания. В апреле Леся Курбаса осудили на пять лет исправительных лагерей. Дальше — строительство Беломорско-Балтийского канала. Лагерь на Медвежьей горе. Соловецкий лагерь особого назначения.
Но даже здесь Курбас оставался режиссером, продолжая создавать театры. Теперь артистами были заключенные. На Соловках он поставил пьесы «Аристократы» Николая Погодина и «Ученики дьявола» Бернарда Шоу. Причем, здесь публика понимала курбасовские постановки даже глубже, чем столичные жители. Ведь среди заключенных были потомственные дворяне, ученые, опальные деятели культуры, в том числе и Николай Кулиш.
В 1937 году почти две тысячи заключенных Соловецкой тюрьмы особого назначение расстреляли в урочище Сандармох Карельской АССР. В их числе были Лесь Курбас и Николай Кулиш. Расстрельные приговоры вынесли в честь 20-й годовщины Октябрьской революции. Вот такой вышел праздник.
Тем временем ни жена Леся Курбаса Валентина Чистякова, ни его мать Ванда Адольфовна ничего не знали о его судьбе. Они до последнего надеялись на то что их Лесь вернется.
О смерти мужа Валентина Чистякова узнала лишь в 1961 году. Тогда ей пришло свидетельство о смерти. В документе значилось, что Александр Степанович Курбас погиб 15 ноября 1942 году от кровоизлияния в мозг, поскольку власть скрывала факты массового расстрела заключенных.
Правда о жизни и смерти Курбаса открылась лишь в 1997 году. Ранее, в 1957 году его посмертно реабилитировали, а в 1991 году отменили постановление Совета народных комиссаров 1933 года «О лишении Л. Курбаса звания народного артиста УССР».
Алена Маршала