Прикоснуться к шедеврам мирового искусства, не выезжая за пределы Харьковской области? Своими глазами увидеть всемирно известный рисунок Пабло Пикассо «Голубь мира»?
Всего в 120 км от Харькова открыт для посетителей Пархомовский художественный музей ― один из наиболее известных сельских музеев Украины, бесценное собрание которого не уступает мировым художественным галереям.
MyKharkov.info предлагает познакомиться с историей этой удивительной коллекции.
Датой открытия Пархомовского музея считается 1955 год. Но его история началась на десятилетие раньше — когда в сельскую школу приехал работать учителем истории выпускник Харьковского университета Афанасий Лунев.
Увлеченный коллекционированием, он считал, что без знакомства с подлинными предметами древности и искусства невозможно изучать историю. Именно благодаря этому убеждению в небольшом селе появятся шедевры мирового искусства и для посетителей откроет двери Пархомовский музей. Но обо всем по порядку.
Как оказалась, на сельских чердаках хранилось множество интересных предметов быта, древние иконы, старинные монеты и, даже, картины известных художников.
Уже в первые годы учительствования Лунёв создаёт ученический кружок «Юный историк», в котором объединяет небезразличных к истории учеников 5-10 классов. В начале 1960-х годов его переименуют в историко-искусствоведческий клуб «Радуга».
Оставаясь после занятий, дети с интересом рассматривали репродукции известных картин. Во время каникул и в свободное время участвовали в поисках новых картин. Школьники обследовали каждый двор, не только в родной Пархомовке, но и в близлежащих селах.
Как оказалась, на сельских чердаках хранилось множество интересных предметов быта, древние иконы, старинные монеты и даже картины известных художников. Именно так коллекция пополнилась полотнами Алесандра Иванова, Николая Ярошенко, Валентина Серова, Сергея Васильковского, Ильи Репина, Якоба ван Рейсдаля и даже рисунками Тараса Шевченко.
Не жалея скромного учительского жалования, Афанасий Федорович скупал на харьковских барахолках предметы декоративно-прикладного искусства, акварели. В голодные послевоенные годы на Благовещенском рынке можно было купить все что угодно. Многими годами позже Лунёв, в беседах с друзьями, говорил: «Я покупал многое, но за малые деньги».
Несколько старообрядческих икон пришли в собрание Пархомовского музея из семьи самого Афанасия Федоровича.
Читайте также: 25 вещей, которые стоит сделать в Харьковской области
Гуляя по залам, увешанным полотнами всемирно известных художников, рассматривая старинные предметы декоративно-прикладного искусства, непроизвольно возникает вопрос: как простой сельский учитель, пусть и сильно увлеченный своим делом, смог собрать это все?
Ведь, как бы ни было сильно желание учителя и его учеников сформировать стоящую коллекцию, их ресурсы были ограничеными. И тогда Луневу пришла идея попросить помощи у современных художников и скульпторов. Залогом процветания музея стало умение Лунева налаживать и поддерживать дружеские связи. Известные художники, скульпторы, писатели, руководство музеев и картинных галерей, министерские чиновники, — многие влиятельные и именитые люди активно помогали музею.
В голодные послевоенные годы на Благовещенском рынке можно было купить все что угодно. Многими годами позже Лунёв, в беседах с друзьями, говорил: «Я покупал многое, но за малые деньги».
«Просто однажды после уроков мы остались с ребятами в классе и написали письма Владимиру Андреевичу Фаворскому, Сергею Тимофеевичу Коненкову, Мартиросу Сергеевичу Сарьяну с просьбой рассказать о себе, о том, что увлекает их в искусстве, и, если можно, прислать какую-нибудь из своих работ, потому что нам хотелось прикоснуться к большому искусству не через книги, энциклопедии, фотографии, а воочию…»
Довольно самонадеянная затея сельского учителя оправдалась. Трогательные детские письма получили отклик отовсюду. Ответили многие. Из Харькова, Киева, Москвы, Ленинграда и даже Дрездена начали приходить в Пархомовку посылки с ценным грузом. Тщательно упакованные, в деревянных почтовых ящиках, предметы искусства, которые еще недавно выставляли в Третьяковке, Пушкинском музее, Эрмитаже, Русском музее перекочевали в Пархомовку. Полотна созданные в прошлом веке и те на которых ещё не успела высохнуть краска, образцы графики, скульптура, древние украшения.
50 произведений подарили члены Харьковского союза художников. После знакомства с радужанами известный график, искусствовед Владимир Фаворский приобрел для Пархомовского музея работы современных немецких графиков. Так собрание пополнилось работами Ганса Грундига, Герберта Тухольского, Арно Мора.
Читайте также: Неизвестные пещеры Харьковской области: липцевские подземелья
Несмотря на внушительную коллекцию, более 30 лет Пархомовский музей существовал исключительно на общественных началах. Здесь не было научных сотрудников, да и вообще сотрудников. Школьники клуба «Радуга» сами вели учет экспонатов, обновляли экспозиции, устраивали временные выставки, проводили экскурсии.
Из числа школьников выбирали директора, хранителей, экскурсоводов. Под руководством Афанасия Лунева дети искали информацию об экспонатах, мастерили витрины, встречали делегации, рассказывали посетителям о своих сокровищах.
Когда журналисты уехали, местные чиновники предложили Луневу вернуть коллекцию в школу, но Афанасий Федорович отказался покидать усадьбу. А чтобы его слово звучало весомее, пригрозил, что расскажет правду о месте размещения собрания.
Читайте также: Леопольд Кёниг: история «сахарного короля» Харьковщины
В первые годы музей не имел даже собственного помещения ― краеведческие материалы и некоторые предметы изобразительного искусства выставили в двух школьных классах. Перевезти коллекцию в более подходящее, а главное — просторное здание помогла случайность. В Пархомовку приехали телевизионщики, которым не понравился тот факт, что ценные полотна выставлены в школьных кабинетах.
На время съемок собрание разместили в бывшей усадьбе графа Ивана Подгоричани. Это небольшой дворец в итальянском стиле, построенный в конце 18 века. Во времена создания музея этот дом занимала контора сахарного завода. Когда журналисты уехали, местные чиновники предложили Луневу вернуть коллекцию в школу, но Афанасий Федорович отказался покидать усадьбу. А чтобы его слово звучало весомее, пригрозил, что расскажет правду о месте размещения собрания.
Так Пархомовский музей получил новый дом, который он занимает и сегодня. А вот статус научного учреждения, детище Лунева получило только в 1987 году, став автономным отделом Харьковского художественного музея.
Читайте также: Здесь живет история: семь старинных зданий Харькова
Как вспоминают современники, лично знакомые с Афанасием Федоровичем, он не был типичным коллекционером, для которого важен факт обладания ценными полотнами или скульптурой.
Луневу было важно сделать искусство доступным для каждого, особенно для детей. Ему принадлежит уникальная методика художественного воспитания. На заседаниях «Радуги» Лунев знакомил своих учеников с классической музыкой, искусством, воспитывая у детей художественный вкус.
Сама личность Афанасия Федоровича поражала окружающих (из воспоминаний о Луневе преподавателей Каразинского университета):
«…Меня поражала его скромность во всем: он был очень просто одет, хотя ждал „представительную“ делегацию, он очень мало ел, хотя сидел за хорошим столом „по итогам встречи“, он боялся перебить собеседника и говорил только слушающему… Он претендовал лишь на роль поводыря в сокровищницу, где каждая картина, каждый предмет имели свою историю, которую большей частью знал только он сам».
«… у многих из тех, кто соприкасался с этой необыкновенной личностью, на всю жизнь запечатлелся его образ: невысокий, скромно одетый, с живыми проницательными глазами…».
Скромный и аскетичный человек, вызывал восхищение у известных деятелей культуры, таких далеких столичных художников и скульпторов, но не нашел понимания у тех, кто был рядом — коллег, учителей, родителей учеников, местных чиновников. Постепенно вокруг Афанасия Федоровича развивался конфликт. Музей периодически пытались закрыть, а коллекцию вывезти в Харьковский художественный музей.
«Они меня огорчают — Ваши настроения. Откровенно говоря, я очень надеялся, что, отдохнув, Вы обретёте „точку опоры“ в себе. Последние годы — в связи с разраставшейся вокруг Вас там склокой Вы во многом её утеряли. Что я под этим понимаю? Мне кажется, что в процессе этой склоки, которая концентрировалась вокруг мешающей „им“ личности — вокруг Вас, во многом испортилась не только нервная система этой личности (что должно быть поправлено и что поправимо), но и у Вас самих как бы сместился психологический акцент. Я не знаю, как это точнее назвать. Вы начали всё видеть (в своей жизни и её перспективах) в чёрном цвете», — отмечал в письме к Луневу художник Борис Неменский.
Несмотря на травлю, Афанасий Лунев продолжал развивать свое детище. Практически до последних дней он оставался его директором.
Сегодня Пархомовский художественный музей носит имя своего создателя. Он по-прежнему располагается в усадьбе графа Подгоричани и рад новым гостям.
Пархомовский художественный музей имени А. Ф. Лунева сегодня — это около 7 тысяч экспонатов, 12 выставочных залов.
Полотна Ильи Репина, Ивана Айвазовского, Тараса Шевченко, Ивана Шишкина, Василия Кандинского, Александра Иванова, Казимира Малевича, Валентина Серова, Абрама Архипова, Александра Головина, Исаака Левитана, Александра Бенуа, работы русских авангардистов, Рембрандта, Ван Дейка, гравюры Джованни Пиранези, Пабло Пикассо, Писсаро. Древнерусские иконы, древнеегипетская пластика, образцы античного и восточного искусства, западноевропейский фарфор 18-20 веков, предметы украинского быта, вышивка и народная керамика. Все это богатство стало возможным благодаря наследию Афанасия Лунева. Надеемся, потомкам удасться его сберечь.
Алена Маршала
«Как оказалась, на сельских чердаках хранилось множество интересных предметов быта, древние иконы, старинные монеты и даже картины известных художников. Именно так коллекция пополнилась полотнами Алесандра Иванова, Николая Ярошенко, Валентина Серова, Сергея Васильковского, Ильи Репина, Якоба ван Рейсдаля и даже рисунками Тараса Шевченко» — Не смешите. Ну может быть Васильковского.