Они поженились, когда были студентами Харьковского театрального института. Будущий актер и будущая актриса. Но линии любви у них оказались разными: у нее — очень длинная и извилистая, у него — предельно ровная и короткая. И актерские судьбы у них были совершенно разными. Он, мэтр харьковского театра, почти не снимался в кино. Она стала одной из самых популярных актрис советского кинематографа, но театральных ролей у нее было очень мало.
Наталья Николаевна Фатеева родилась в декабре 1934 года. Отец — военнослужащий, мать — директор ателье мод. Семья была музыкальной, отец Фатеевой немного играл на фортепьяно. Сама Наталья также имела музыкальные способности, неплохо пела и хотела стать актрисой. Родители, хотя и не разделяли ее увлечение сценой, все же отдали Наталью в музыкальную школу.
В 1952 году девушка с легкостью поступила в Харьковский театральный институт (ныне — ХНУИ имени Котляревского). Училась легко, даже получила именную стипендию.
Здесь, в институте, она познакомилась со студентом Леонидом Тарабариновым. Он был старше Натальи на 6 лет. Молодой человек сразу увлекся высокой красавицей, и она ответила ему взаимностью.
Они оформили отношения через год после знакомства. Поначалу поселились у Наташиных родителей, но ее мама была совсем не в восторге от скромного и бедного студента. Тогда молодые попытались жить отдельно. Однако вскоре Наталья заскучала. Она мечтала о блестящей карьере, о звездной жизни, а в таланты супруга не верила. Тарабаринов был мягким, добродушным, немного нерешительным человеком. Впрочем, главной его «слабостью» была безграничная любовь к Наталье. По свидетельствам очевидцев он с нее «пылинки сдувал», боялся хоть чем-то задеть. Оттого и выглядел временами бесхарактерным.
Говорят, что любовь — это клинок, который один держит за рукоять, а другой за лезвие. Лезвие было, определенно в руках Леонида.
Не прожив вместе и полутора лет, они расстались. Впрочем, слово «расстались» не очень подходит. Просто однажды Наталья собрала свои вещи и уехала в Москву. А лезвие так и осталось в руках Леонида, и его раны кровоточили еще долго.
Отъезду в Москву способствовало и то, что в 1954 году успешную студентку Фатееву внезапно исключили из института. Почему — неизвестно, ни Фатеева, ни Тарабаринов об этом никогда не рассказывали.
В Москве девушка решила поступать во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК). После просмотра знаменитые педагоги Сергей Герасимов и Тамара Макарова не только взяли ее в свою мастерскую, а зачислили сразу на четвертый курс! Такого в истории ВГИК никогда не было.
Читайте также: Первым сыграл Тараса Шевченко в кино: актер Амвросий Бучма
Фатеева закончила ВГИК в 1958 году. Но ее дебют в кино состоялся ранее — в 1956 году она сыграла в фильмах «Есть такой парень» и «Капитан «Старой черепахи».
В 1957 году ей предложили главную роль в ленте «Случай на шахте восемь». И с этим связан второй поворот в ее «линии любви». Режиссером фильма был Владимир Басов. Молодая актриса его очаровала, ослепила. Вскоре Басов развелся со своей первой женой Розой Макогоновой и женился на Фатеевой.
Впоследствии Фатеева говорила: «Он душу мою привязал к себе… Меня восхищала его одержимость… Может, он и не красавец, но он — красивый человек. Блистательная, яркая личность. Басов обладал талантами на десятерых, и мне он казался самым красивым».
У них родился сын — Володя. Но брак длился всего три года. Замечательный режиссер, актер и сценарист, Басов слишком много пил. И к тому же был чрезвычайно ревнив. Быть может потому, что он был старше Натальи на 12 лет. «Когда же ты постареешь…», — говорил он Фатеевой. Он любил ее безумно и боялся потерять.
Ребенка Фатеева и Басов «сплавили» родителям Натальи, в Харьков, еще до развода. Позже Наталья забрала его, но… отправила в интернат. И сейчас Владимир Басов-младший (ставший тоже кинорежиссером) о матери своей отзывается, мягко говоря, не очень тепло.
В 1963 году Фатеева снялась в кинокомедии «Три плюс два». Фильм был очень популярен, его посмотрели 35 миллионов зрителей. Нашей героине он принес всесоюзную известность и едва не подарил нового супруга.
На съемках в нее влюбился Андрей Миронов, тогда еще совсем молодой актер. Он был младше Натальи на шесть лет и был ей малоинтересен. Ухаживания Андрея она принимала со снисходительным удовольствием, но как мужа не рассматривала. Правда, в какой-то момент она почти сдалась, но тут уже вмешалась мама Миронова, которая сочла такую партию не подходящей. Брак не состоялся. Однако Миронов и Фатеева остались друзьями. Более того, через несколько лет, именно Фатеева «сосватала» бывшему поклоннику свою подругу, Ларису Голубкину.
Читайте также: Не так известны, как Гурченко: пять прекрасных актрис родом из Харькова
В середине 1960-х у актрисы случился роман с советником по культуре советского посольства в Великобритании Михаилом Любимовым. Обаятельный, образованный дипломат был завсегдатаем светских раутов, имел обширные связи в политических и культурных кругах Лондона… Их роман продолжался года полтора. И все бы хорошо, но: «Вроде бы интересный собеседник, близкий мне человек, но какой-то закрытый, застегнутый… Он был словно вещь в себе».
В 1965 году Любимов был объявлен в Великобритании персоной нон грата. Оказалось, что не случайно, общаясь с Фатеевой, он иногда замолкал и «молчал, как Зоя Космодемьянская». Любимов был резидентом советской разведки. Словом, как в песне: «Он не сошёл с ума, ты ничего не знала…».
Расставшись с разведчиком, наша героиня вдруг вышла замуж за космонавта. Именно — вдруг. С Борисом Егоровым они познакомились случайно — у общих знакомых. Красавец Егоров понравился Фатеевой, показался спокойным, надежным. В 1969 году у них родилась дочь, которую назвали Наташей.
Однако и этот брак разладился достаточно быстро, за пять лет. Впоследствии Фатеева, говорила, что они оказались совершенно разными людьми. Егоров любил говорить о своей работе (он был медиком), о технике, о машинах… Ей это было не интересно.
Но, по слухам, Егоров просто заподозрил жену в изменах. В 1970 году Фатеева участвовала в съемках фильма «Песни моря». Они проходили в Румынии. Партнером Натальи был известный румынский певец Дон Спатару. Известный не только как эстрадный исполнитель, но и как удачливый сердцеед. Однажды Егоров узнал, что румын активно ухаживал за его за женой. Заревновал. А затем, заподозрил, что и Наташа не его дочь.
В это время космонавту встретилась другая актриса, еще одна Наталья — Кустинская, бывшая партнерша Фатеевой по фильму «Три плюс два». И космонавт полетел к новой любви.
Развод Егорова с Фатеевой был скандальным. Они долго делили квартиру, машину…
«Неделенной» оказалась только маленькая Наташа. Егоров ее не признавал, родной маме она мешала. Фатеева отправляла девочку в детский лагерь на все лето. Причем навещал там ее только старший брат, Володя.
С детьми у Натальи Фатеевой-старшей вообще как-то не складывалось. Когда Наташа-младшая подросла, она в 17 лет родила внебрачного сына — Женю. Наталья Николаевна уговорила дочь… отказаться от сына и отправить ребенка в Дом малютки! После этого в дело вступил Владимир Басов-младший: «Хочешь, чтобы о том, как Фатеева спихнула в детдом родного внука, узнала вся страна? Я тебе это устрою, сейчас же обзвоню знакомых журналистов!» Лишь тогда Фатеева связалась с родителями несостоявшегося жениха. В итоге они «усыновили» мальчика.
После Егорова, Фатеева вышла замуж за архитектора Виктора Теслера, но и этот брак был скоротечным. Молва приписывала ей романы с кинооператором Павлом Арсеновым, с актером Александром Панкратовым-Черным…
Не держались рядом с ней мужчины подолгу. Или она рядом с ними? «Хорошо, что я вовремя избавлялась от своих супругов. Я и жить-то начинала, когда с ними разводилась». Быть может, лучше всего Фатееву понял ее сын, Владимир: «Центром вселенной для Натальи Николаевны всегда была она сама».
Может показаться, что Наталья Фатеева всю жизнь только тем и занималась, что меняла мужей и возлюбленных. Нет, конечно. Она известная актриса, снялась в 72 кинофильмах. Народная артистка РСФСР. Главных ролей, правда, у нее было совсем немного. Возможно, именно выдающиеся внешние данные и мешали ей получить «ту самую» роль, часто режиссеры видели в ней только красавицу.
В 1961 году Фатеевой удалось сняться в главной роли — у Басова, в драме «Битва в пути». Партнером ее был Михаил Ульянов.
В 1971 году она играла «дочь профессора» в популярной комедии «Джентльмены удачи». Через восемь лет снялась в культовом сериале Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Роль Иры Соболевской была небольшой, но актриса «выжала» из нее все, что возможно. И запомнилась зрителям, несмотря на звездное окружение партнеров.
В 1987 году Фатеевой досталась неожиданная роль «первой леди» племени команчей в замечательной комедии «Человек с бульвара капуцинов». Это был предпоследний фильм Андрея Миронова.
Весьма интересной была ее работа в 2000 году, в серии фильмов «Тайны дворцовых переворотов», где Фатеевой довелось играть Дарью Меньшикову — жену «светлейшего» князя Александра Меньшикова.
В 2013 году за роль учетчицы в мини-сериале «Летящие по ветру листья», Наталья Николаевна Фатеева получила престижную премию «Ника», как лучшая актриса второго плана. А ей, между прочим, было тогда уже 79 лет.
Сама же актриса считает лучшей своей работой роль Аллы в двухсерийной ленте «С вечера до полудня», снятой в 1981 году.
Пока Наталья Фатеева пыталась покорить кинематографический Олимп, ее первый супруг, Леонид Тарабаринов служил в Харьковском драматическом театре имени Шевченко. Играть в театре начал сразу по окончании института, в 1995 году. Очень быстро обрел признание и коллег, и зрителей.
На шевченковской сцене Тарабаринов воплотил образы Лаэрта в «Гамлете», Лира в «Короле Лире», Протасова в «Живом трупе», Задорожного в «Украденном счастье». Играл Фирса, Тевье-молочника, Дон Жуана… Его умение преображаться было удивительным, кажется, ему была доступна любая роль.
Он жил сценой, и она придавала его жизни смысл. Однажды ему пришлось играть в «Живом трупе» очень больным, с высокой температурой: «Я с трудом вышел на сцену. И внезапно почувствовал колоссальный прилив сил. Кажется, мог бы играть бесконечно…».
О мастерстве актера красноречиво говорит один факт. В возрасте 44 лет ему было присвоено звание Народного артиста СССР. А ведь он играл не в столичном театре, где все на виду.
В кино Тарабаринов тоже снимался («Поэма о море», «Кровь людская — не водица» и другие), но ролей у него было немного и, по большому счету, были они не очень интересными.
И не то, чтобы не было у него предложений, они были. Но в силу семейных обстоятельств актер не мог выехать надолго из Харькова. Например, когда Александр Алов и Владимир Наумов готовились к съемкам фильма «Бег», по мотивам произведений Михаила Булгакова, на роль Крапилина пригласили Тарабаринова. Тот отказался. Как потом объяснял Леонид Семенович, у него в то время тяжело болел брат, и он не мог оставить брата одного, с престарелой мамой. Кстати, рассказывая об этом, Тарабаринов произнес фразу, которая очень четко характеризует его как актера и человека: «Но зато как замечательно сыграл Крапилина Коля Олялин!»
А что до «линии любви», то она у Леонида Семеновича оказалась очень короткой. Фатееву он долго не мог забыть. Однажды признался своей знакомой: «Иногда кажется — если бы она, хотя бы пальцем поманила, я бы примчался». Пытаясь заглушить боль, он загружал и снова загружал себя работой.
Но однажды Тарабаринов все же нашел новую любовь. Тоже Наталью. И у них родилась дочь, и ее назвали… Наташей. Вы наверняка обратили внимание на то, что в нашем рассказе это имя встречается удивительно часто…
А тот, кто выпустил клинок,
Тот не убит, тот просто ранен,
Не долго будет одинок,
Но долгой будет эта память.
Леонид Тарабаринов ушел из жизни в 2008 году, похоронен в Харькове. Наталья Фатеева уже не снимается — после тяжелой травмы она перенесла несколько операций и передвигается с трудом. С родными почти не общается.
Юлия Атоян