Чтобы остаться в живых, Амвросию Бучме дважды пришлось притворяться сумасшедшим. Чтобы заниматься любимым делом, ему пришлось вынести немало невзгод. Он бежал из российского плена, работал в ЧК и «продавал никелированную кровать».
Бучма был одной из наиболее значимых фигур харьковского театра «Березиль» и киевского театра имени Ивана Франко. Первопроходец отечественного кино, он оставил яркий след, как в немом, так и в звуковом кино. Актер-авангардист, актер-классик, великий мастер паузы, Актер с большой буквы…
Нередко говорят, что биография Бучмы заслуживает экранизации. Это справедливо. Нужно однако уточнить — для ее полного описания двух часов будет мало, понадобится целая кино-эпопея.
Амвросий Максимилианович Бучма появился на свет в 1891 году во Львове, который тогда входил в состав Австро-Венгерской империи. Его отец был железнодорожным рабочим, а мать — прачкой. Из девяти детей, родившихся в этой семье, в живых остались только двое — Амвросий, которого в семье звали на польский манер Бронеком, и его старшая сестра Ольга.
Семья жила бедно, однако образование детям старалась дать. Бронек закончил начальную школу, хорошо учился в гимназии. Но вот беда — был он большим озорником — передразнивал учителей, а однажды прогулялся по карнизу третьего этажа. Из гимназии выгнали. Пришлось работать. И он работал — чернорабочим, маляром, официантом, музыкантом. Кстати, таланты юного Бучмы были многогранны. Он самостоятельно научился играть на скрипке, очень неплохо пел.
В театр Бронека привела сестра. Она в те времена пела в русинском обществе «Русские беседы». Здесь, поначалу Бронек также пел и танцевал. Но все же парня тянуло к театру. Первая роль будущей звезды была короткой и бессловесной — в образе престарелого слуги надо было вынести на сцену самовар. И Бронек вынес его так, что публика запомнила юного актера.
Бронек быстро вошел в число ведущих актеров театра. Причем он отлично смотрелся в разных жанрах — от водевиля до драмы. Здесь же он познакомился и подружился с человеком, сыгравшим впоследствии в его судьбе большую роль — с Лесем Курбасом.
А потом началась Первая мировая война. Бучму мобилизовали в австрийскую армию. И здесь едва не случилась трагедия. Не выдержав унижений, молодой солдат дал пощечину австрийскому офицеру. Трибунал. Грозит расстрел. И тогда его спасает талант. Бучма сыграл полусумасшедшего — «придурка», как сказали бы сейчас. Комиссия снизошла к «убогому», и дело закончилось штрафбатом.
Потом был российский плен, лагерь для военнопленных в Средней Азии, побег, нелегкое возвращение на Украину. Работал, кем придется — и шахтером, и чернорабочим. Но жизнь вне сцены молодой человек себе не представлял. И он играл — в разных театрах, которые в те тяжелые времена быстро появлялись и быстро распадались.
С 1917 по 1919 годы Бучма учился в Киевском театрально-музыкальном институте. В Дрогобыче организовал «Новый львовский театр». Поставил «Женитьбу Фигаро». Затем вместе с Гнатом Юрой создал «Театр имени Ивана Франко», но, разошедшись с Юрой во взглядах на развитие современного театра, создал собственную студию. Гастролировал с ней по Украине.
Был в его жизни и совершенно неожиданный эпизод. В своих воспоминаниях Бучма упоминает о работе в винницкой ЧК. Винницу захватили белополяки, а он оставался в городе. «Когда ночью меня пришли арестовывать, я через окно выпрыгнул в сад и удрал из-под носа незадачливых гайдамаков и пилсудчиков. С помощью знакомого врача я около месяца скрывался в доме умалишенных, старался не выделяться из общества», — пишет Амвросий Максимилианович. Так актерское мастерство во второй раз спасло ему жизнь.
В 1922 году судьба опять сводит Бучму с Курбасом, организовавшим в Киеве творческое объединение «Березиль». Авангардистские взгляды Курбаса оказались близки Бучме: «Кругом шла бурная ломка старого, это возбуждало и подстегивало нас, мы старались переоценить старые традиции, отыскать пути к новому, революционному театру».
Читайте также: Расстрелянное возрождение: как Лесь Курбас изменил украинский театр
В 1925 году «Березиль», как лучший театр Украины, был переведен в столичный Харьков. К этому времени Бучма успел блистательно сыграть и Хиггинса («Джимми Хиггинс» Эптона Синклера), и шута в шекспировском «Макбете», и Лейбу в шевченковских «Гайдамаках».
Лесь Курбас и его соратники старались уходить от традиций, экспериментировали, все время искали новое. В постановках использовались простые, но оригинальные декорации, в чем была немалая заслуга художника Вадима Меллера.
Премьерный спектакль в Харькове «Золотое чрево» особого успеха не снискал, но березильцы не опускали рук, и последующие постановки уже собирали полный зал.
Амвросий Бучма прекрасно вписывался в новаторскую, эксцентричную манеру постановок Курбаса, но он легко находил себя и в реалистичной стилистике других режиссеров.
Будучи мастером импровизаций, на сцене он умел зажечь партнеров. Игра мастера была настолько искренней и проникновенной, что не поддержать его актерскую правду было невозможно. Особенно ярким был тандем Амвросия Бучмы и Натальи Ужвий, зрители даже считали их супругами. На самом деле ничего подобного не было. Амвросий Бучма был счастливо женат на Валентине Бжеской, также актрисе «Березиля». С ней он прожил в любви и согласии до самой своей кончины, без малого 30 лет. Прожил без официального оформления, без венчания и регистрации, но воспитал сына Бжеской от первого брака, как родного.
К началу 1930-х годов над «Березилем» сгустились тучи. Авангардный театр не вписывался в «прямую, как линия партии» систему «культпросвета». В конечном итоге, Курбаса обвинили в том, что его постановки непонятны массам, что они восхваляют индивидуализм. В его работе усмотрели «контрреволюционность» и «буржуазный национализм»… Курбаса отстранили от руководства театром, позже арестовали, а в 1937 году расстреляли. Печальный факт — лишь четверо сотрудников театра открыто высказались в поддержку Курбаса. Что же касается Бучмы, то его в тот момент в Харькове не было, он работал в Одессе на киносъемках. Но, как свидетельствуют очевидцы, произошедшие события воспринял как личную трагедию.
Бучма оставался ведущим актером «Березиля» и при новом главном режиссере, Марьяне Крушельницком, спасавшим театр от полного уничтожения.
Читайте также: Кличка Ворон и предательство Леся Курбаса: жизнь актера Марьяна Крушельницкого
Когда столицей Советской Украины стал Киев, лучших актеров «Березиля» (к тому времени он уже был переименован в Украинский драматический театр имени Шевченко) перевели в Киевский театр им. Ивана Франко. Так Бучма стал снова франковцем. В этом театре он служил до самого конца — до тех пор, пока позволяло здоровье.
В Киеве Бучма сыграл немало ведущих ролей, был отмечен государственными наградами. Интересно, что свою вторую Сталинскую премию он получил за главную роль в спектакле Александра Корнейчука «Макар Дубрава». Там в одной из сцен актер должен был произносить длиннющий монолог — полторы страницы текста. Но Бучма отказался его читать и сыграл по-своему. Актер брал в руки простреленную одежду погибшего сына, гладил ее, как ребенка, затем поднимал ее над головой и произносил три слова: «Сину, мій, сину…». Молчаливая сцена длилась четыре минуты. Зал замирал, затаив дыхание, а потом… Нет, зал не взрывался аплодисментами, зал рыдал — женщины открыто, мужчины — украдкой пряча слезу.
Увы, не обделенному вниманием властей актеру, так и не позволили воплотить на сцене образы Сирано де Бержерака, Ричарда III, короля Лира. Играть приходилось «то, что положено».
Работа в харьковском «Березиле» была прервана на несколько лет новой страстью Бучмы — кинематографом. Съемки проходили на только что организованной Одесской киностудии. Уже дебютные роли продемонстрировали масштаб его дарования, а также отвагу и умение рисковать. В фильме Курбаса «Макдональд» актеру пришлось, и прыгать со второго этажа, и цепляться за самолет. Дублеры ему были не нужны.
В 1926 году Бучма впервые в истории воплотил в кино образ Тараса Шевченко в одноименном фильме. В 1928 году он сыграл очень яркую роль в драме «Ночной извозчик». И снова актер совершает рискованный трюк — выпрыгивает на ходу из конной повозки, летящей вниз по Потемкинской лестнице. Бучма был настолько убедителен, что вызвал восторг у одесских извозчиков, и, когда актер покидал «жемчужину у моря», они устроили для него импровизированный парад. Разумеется, все эти фильмы были еще немыми.
Бучма любил кинематограф и удивительно подходил для киноискусства. Его лицо, немного грубоватое, словно высеченное из камня, но одновременно очень выразительное, как будто было создано для крупных планов. Умение актера, без слов, одной лишь мимикой, отразить душевные переживания героев, удивляло и зачаровывало.
В исторической драме «Иван Грозный», замечательного режиссера Сергея Эйзенштейна, Бучме досталась очень непростая роль опричника Алексея Басманова. И сыграл он ее блестяще. «Вы только посмотрите на глаза Бучмы! Они воспламеняют! И так много говорят. Этот актер может любую мысль и любой монолог произнести одними только глазами», — восхищался в ходе съемок Эйзенштейн.
К сожалению, после «Ивана Грозного», ролей у Амвросия Максимилиановича было не так уж много. В 1945 он сыграл главные роли в фильме «Непокоренные» у Марка Донского и в приключенческой ленте «В дальнем плавании», снятой по мотивам «Морских рассказов» Константина Станюковича. В обоих фильмах Бучма был превосходен.
Последней работой актера в кино, стала роль подпольщика в первой советской ленте о «героях за линией фронта» — в «Подвиге разведчика». Пароль и отзыв из этого фильма, что называется, ушли в народ, и десятилетия повторялись людьми по разным поводам: «У вас продается славянский шкаф? Шкаф продан, осталась никелированная кровать с тумбочкой».
И пусть не так много ролей сыграл Амвросий Бучма в кино, но сегодня только благодаря им мы можем оценить талант этого могучего актера.
В Харькове нет мемориальной доски Бучме, но его образ запечатлен в памятнике Тарасу Шевченко. Когда Матвей Манизер создавал монумент, ставший одним из символов Харькова, ему позировали актеры «Березиля». Две роли в скульптурном спектакле Манизера достались Амвросию Бучме — крестьянина, несущего жернов, и умирающего повстанца.
А еще в нашем городе, в Московском районе, есть улица Бучмы. Это название она получила в 2015 году.
Александра Павлий