Она никогда не мечтала быть укротительницей львов и тигров, а стать легендой цирка – и подавно. Народная артистка СССР, Кавалер ордена Ленина, Герой Социалистического Труда – это только малая часть регалий известной цирковой артистки, Ирины Бугримовой.
Повелительница львов и тигров родилась 13 марта 1910 года в Харькове. Ее семья никак не была связана с цирковой эстрадой: отец был ветеринаром, а мать — по происхождению дворянкой, играла на фортепиано и занималась искусством. В детстве, как ни странно, Ирина Бугримова мечтала стать трюковой актрисой.
«У моих родителей рождались одни девочки, — рассказывала она. — Вот и я родилась четвертой дочкой, хотя отец и мать ждали сына. Но в утешение родителям у меня рано проявился твердый, решительный характер. Я была смелая и ловкая, верховодила ватагой ребят».
В 7 лет девочка начала заниматься балетом в Харьковской оперной антрепризе (ныне Харьковский национальный академический театр оперы и балета имени Н. В. Лысенко), а также училась игре на фортепиано. Позже Ира всерьез занялась спортом: метала диск или копье, прыгала с вышки в воду, толкала ядро, играла в русский хоккей и даже умела водить мотоцикл.
На мотокружке познакомилась с Александром Буслаевым – будущим мужем и партнером по сцене. Именно он уговорил Иру бросить Харьковскую торгово-промышленную школу и посвятить себя цирку. Тогда, в 1931 году, родился их совместный номер, ставший визитной карточкой артистов – «Полет на санях». Репетировать номер приходилось, когда артисты освобождали манеж. Оно того стоило: публика аплодировала стоя.
Зрителям цирковой номер пришелся по душе, но сама Бугримова считала его дурацким и убеждала поставить что-то без саней. Вскоре она вышла замуж за Буслаева, и знаменитый «Полет на санях» они исполняли до 1937 года.
Читайте также: Десять выдающихся харьковчанок ХХ века
После этого Бугримова начала задумываться о дрессуре животных. Все началось с лошадей, а потом дирекция во главе с Александром Данкманом предложила артистке создать номер с леопардами. Она очень хотела попробовать себя в новом амплуа, но в номере не было места ее мужу. Ирина Бугримова сделала выбор в пользу Буслаева. Однако идея создать номер с хищниками продолжала жить в ее мыслях.
Вскоре дирекция предоставляет артистке трех маленьких львят – Гай, Юлий и Цезарь. Так как артистке не суждено было испытать счастья материнства, своими детьми она считала именно этих львов. Не имея методов дрессировки животных, Бугримова воспитывала львов так, как велела ей интуиция. Вместе с Буслаевым они создали номер «Лев на мотоцикле». После успешного представления пара стала работать со львами, но, увы, не все было гладко.
Будучи подростками, Гай, Юлий и Цезарь и в приступе бунтарства напали на Бугримову. Благодаря мужу она осталась жива, отделавшись серьезной травмой ноги. Все ждали, что дрессировщица перестанет выступать со львами и бросит их, как это было с леопардами и лошадьми. Но Ирина Бугримова вернулась на сцену как ни в чем не бывало, а львы стали более ласковыми и больше не посмели тронуть свою «маму».
Хоть карьера артистки стремительно развивалась, личная жизнь потерпела разлад. В 1947 она рассталась с Буслаевым. Теперь Ирина Бугримова всегда выходила на манеж одна.
После развода Ирина Бугримова решает создать новый цирковой номер с качелями, на которых находятся хищник и дрессировщица. Единственная проблема, с которой столкнулась артистка при создании номера, – это то, что львы боятся высоты, но даже это Бугримову не остановило. Вслед за этим артистка придумывает номер с хождением хищников по канату, а также всем известный «Ковёр».
В 1950-х Ирина Бугримова начала понимать, что не сможет всю жизнь выступать на манеже, поэтому искала замену себе. Им стал Борис Бирюков – сын ее хороших знакомых. Профессию артистка решилась бросить лишь в возрасте 67 лет. После ухода из цирка жизнь Бугримовой стала активнее, чем прежде: она начала заниматься общественной деятельностью и защитой животных.
Ирина Бугримова была необычайно сильной личностью, но одно событие все-таки сломало ее: из-за перелома бедра одна нога знаменитой дрессировщицы стала короче другой. Артистка тяжело переносила изменения в своем теле и не видела смысла жить дальше. 20 февраля 2001 года она умерла от сердечного приступа.
Читайте также: Топ-10 мировых знаменитостей, посещавших Харьков
Ирина Бугримова не оставила после себя наследников, но ее имя всегда будет жить в истории не только советского, но и мирового цирка.
Владлена Колесник
До чего бездарная и безграмотная статейка! Факты перевраны, натянуты, искажены — хоть бы ознакомились с настоящими материалами о своей великой харьковчанке перед написанием опуса. Да и с русским языком у автора проблемы ((
Школьница что ли писала?