Фестиваль «¡все иначе?» в Харькове: актуализировать проблему войны за два дня. День первый

8:00  |  04.11.2015

31 октября и 1 ноября на малой сцене «Березіль» Харьковского государственного академического украинского драматического театра имени Т.Г. Шевченко состоялся фестиваль театра и перформанса «¡все иначе? Люди — Война — Общество», посвященный войне на Востоке Украины и тому социальному конфликту, который лег в ее основе.

По словам организаторов проекта, данный фестиваль — это попытка «рефлексии о конфликте через театр и перформанс: что этот конфликт делает с людьми?». Актеры из разных городов Украины и соседней Польши показали свои работы, обменялись мыслями и провели дискуссию между собой и публикой в четырех городах Украины: Ивано-Франковске, Львове, Днепропетровске, Харькове. Помимо этого, фестиваль отправился и в город Северодонецк.

В Харькове фестиваль прошел в два дня и каждый из дней оставил свой след. Увиденное заставило многое обдумать относительно происходящего в стране и в людях, откликающихся на зов повседневности. Людях, которые обороняют Украину на передовой, о тех, кто им помогает и стремится актуализировать проблему войны в апатичном украинском обществе. Удалось ли актуализировать? Ответ остается за каждым из зрителей, побывавших на фестивале.

Памятка бойца, которую зрители читали вместе с главным героем «АТО: монолог військового психолога». Фото: Everything's different - Festival/facebook

Памятка бойца, которую зрители читали вместе с главным героем «АТО: монолог військового психолога». Фото: Everything’s different — Festival/facebook

Первый день фестиваля в Харькове открыл документальный спектакль Андрея Мая «АТО: монолог военного психолога». На сегодняшний день документальный театр или вербатим является своеобразным театральным авангардом, вплотную работающим с публикой и доносящим наиболее актуальные вопросы современности до уровня сознания зрителя. В числе таких вопросов является война, которая уже больше года ведется на территории Украины.

«АТО: монолог військового психолога» реж. Андрей Май. Фото: Everything's different - Festival/facebook

«АТО: монолог військового психолога» реж. Андрей Май. Фото:
Everything’s different — Festival/facebook

В основе монолога лежит интервью со штатным психологом Генерального штаба Вооруженных Сил Украины Алексеем Карачинским, работавшим с украинскими бойцами в зоне антитеррористической операции и их семьями. Проблематика, поднятая в документальном спектакле, невероятно болезненна для сегодняшнего украинского общества — апатичность, индифферентность к происходящему, вытеснение из сознания подавляющего большинства украинцев самого факта военных действий в зоне АТО. Как нигде актуально звучит данный монолог именно в прифронтовых городах, находящихся в непосредственной близости от зоны военных действий, в числе которых Харьков занимает чуть ли не первое место.

Главный герой — военный психолог — разделяет украинское общество на условные «ТАМ» (на передовой зоны АТО, где бойцы практически изолированы от мира) и «ТУТ» (не оккупированные регионы, где люди живут в окружении всех благ цивилизации, тепле и комфорте). Данная работа оставляет открытые раны в сознании зрителя, заставляя задаться очень важным вопросом: а что сделал я, чтобы эта война скорее прекратилась? Собственно, этого и добивался режиссер.

К большому удивлению зрителя, монолог читал не сам военный психолог, а актер Ельвин Рзаев. Его слова звучали настолько откровенно, что у публики не возникало сомнений, эту историю рассказывает человек, побывавший в том, поистине потустороннем мире, где господствует смерть и разрушение, не только инфраструктуры регионов, но и самих людских душ, побывавших «ТАМ», где все остается «без змін… скільки можна без змін?»¹.

Польский «Театр Новеґо» (город Щецин) показал на фестивале постапокалиптический абсурд «Панакея». Сюжет небольшого спектакля завязан на двух людях, которые ищут надежное укрытие — бомбоубежище (схрон), чтобы поселиться в нем и спрятаться от ядерной угрозы. Тематика атомного безумия и опасность начала Третьей мировой войны более чем обоснованы и витают в воздухе не только украинского, но и польского социума.

«Театр Новеґо». Фото: Everything's different - Festival/facebook

«Театр Новеґо». Фото: Everything’s different — Festival/facebook

Посыл «Театра Новеґо» читабелен для зрителя, но есть одна значительная недоработка. Если игра актеров — Евы Хмелевской и Доминика Смаруя — была честной, то в сюжетной линии зияли ничем не прикрытые места «монтажа» разноплановых сценок, соединенных в одну постановку. Иногда такие моменты заставляли мысленно задавать вопрос: а что, собственно, происходит? Именно отсутствие целостной сюжетной линии оставило неоднозначное впечатление от увиденного.

все иначе

Стоит оговорит, что непосредственная репетиционная работа над «Панакеей» заняла у Евы и Доминика лишь две недели. Возможно, со временем актеры доработают свои сценические действия и данная постановка не будет выглядеть столь сыро.

Третья работа, которую увидела харьковская публика, был анимированный перформанс харьковского творческого объединения «Черный кабинет» — «Світ у попелі». Если описать увиденное в довольно сжатой форме, то это некая стереотипизированная картинка «мирового заговора», сгущающегося вокруг Украины.

«Світ у попелі». Фото: Everything's different - Festival/facebook

«Світ у попелі». Фото: Everything’s different — Festival/facebook

Безусловно, мы можем говорить о том, что происходящие события на протяжении двух последних лет могут быть кем-то спланированы, что страна идет с молотка по договоренности власть имущих, то есть олигархов. Однако «золотые батоны» и лапша по TV-экрану — образы, хоть и актуальные, но все же клишированные.

Действия перформанса во многом оставили зрителя безучастным, равнодушным соглядатаем анимированного шоу. Тем самым создатели «Світ у попелі» исключили один из четырех базовых элемента перформанса, а именно — отношение перформера и зрителя. Выступление выглядело несколько самодеятельно с превалированием на сцене бутафории, как в декорационном, так и в актерском плане.

«Світ у попелі». Фото: Everything's different - Festival/facebook

«Світ у попелі». Фото: Everything’s different — Festival/facebook

Завершил первый день фестиваля спектакль-медитация «Северное сияние» харьковского экспериментального театра «Котелок». Важная особенность данной работы заключается в том, что спектакль проводится в полной темноте. На протяжении всего спектакля мозг зрителя, выражаясь словами автора пьесы², был «пропитан современностью и штампами истории». Был и Гитлер, был и Сталин и Родина-мать, связанная инцестуальными узами со своими детьми, продаваемая ими в сексуальное рабство власть имущим.

В воздухе витал незамысловатый, но важный посыл, однако он терялся в посредственной форме воплощения. Стоит пояснить данный тезис. Поскольку спектакль проводится в кромешной темноте, единственным «рычагом» воздействия на зрителя у актеров является звук. Тем не менее, качество звука оставляет желать лучшего. Голоса актеров были не подготовлены, они звучали сбито и фальшиво.

Делая упор на звук, необходимо уделять большое внимание его качеству, его чистоте и естественности. Взамен этому мы слышим типичную актерскую речь, построенную по принципу машинального «так надо». Пение также звучало на уровне любительском. Если в самом начале и были ассоциации с песнями-думами, то со временем от этих ассоциаций не осталось и следа, оставив мысль о песнях-потугах.

Однако от данного спектакля был и положительный эффект, он заставил задуматься над некоторыми вопросами, в частности, вопросами отношения между понятием Родины и ее «детьми», торгующими ею.

Первый день фестиваля смог показать харьковской публике, что все может быть иначе в отношении общества к войне, происходящей не где-то «ТАМ», а здесь, в Украине, в нескольких сотнях километров от нас.

_________________
¹ цитата из стихотворения Любы Якимчук «Розкладання», которое использовали в тексте монолога.

² автор пьесы «Северное сияние» актер и режиссер театра «Котелок» Владимир Снегурченко.

Роман Шемигон

Если вы нашли опечатку на сайте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: