Mykharkov.info запускает проект Поэтический андерграунд Харькова (П.А.Х.). Цель проекта – отображение современного литературного поля нашего города, которое объединяет молодых поэтов и тех, кто, не считая себя таковым, все же успел заявить о своих навыках владения словом на многочисленных конкурсах и соревнованиях по поэтическому и литературному мастерству.
В рамках проекта наш корреспондент побеседовал с победителем второго Поэтического МОШа Олегом Тищенко и организатором мероприятия — За Против. Наша беседа проходила в уютном антикафе «Обломовъ» (ул. Маршала Бажанова, 10), пространство которого было любезно предоставлено для видеосъемки интервью.
http://youtu.be/uLJWaSvwEcM
– Первый вопрос адресован организатору МОШа: Что собой представляет Поэтический МОШ и как он воплотился в жизнь?
З.П.: – Поэтическое соревнование, основа которого была взята от хип-хоп батла и внедрена в поэзию. Любой поэт или считающий себя поэтом регистрируется (всего 25 участников), согласно условиям пишет три стихотворения, и соревнуется, пытаясь выжить в поставленных условиях.
– В чем отличие МОШа от других, традиционных поэтических конкурсов?
З.П.: – Формально отличие в том, что задания участникам даются заранее. Особенность, на мой взгляд, это максимально объективное судейство, строгость, непредвзятость.
– За счет чего достигается максимальная объективность судей?
З.П.: –Мы подбираем судей не по знакомству, как делается для многих «классических» поэтических конкурсов. Судьям выдаются задания с пометками о том, на что необходимо обращать внимание во время судейства.
– На поэтическом МОШе дается задание для написания трех произведений, по одному на каждый тур. Олег, как у тебя проходил процесс подготовки к МОШу и какие были сложности?
О.Т. – Изначально сложность была в том, что было очень непривычно писать «под заказ». Обычно просто возникает в голове тема, которую я и записываю. В этот раз я понял, что так не пройдет. Условия не использовать определенные слова – это куда ни шло, но вставлять какое-то определенное словосочетание не изменяя его, придерживаться временных рамок – это уже было сложно.
По какой-то глупой старой привычке получилось так, что я отложил все в дальний ящик, поездил по Украине. Вернулся и понял, что осталось всего две недели. Первый набросок со словосочетанием «равновероятные_шансы» написал, когда ехал автостопом из Львова в Киев, и не мог поймать машину часа три. Пока шел по пустой трассе, набросал хребет первого текста – комбинацию строк. Вот так пошло. По приезду в Харьков каждое утро после работы я заставлял себя писать не меньше 15 минут. Так и вышло.
– За Против, как у тебя созревала идея соревнования Поэтический МОШ?
З.П. – Ходил на соревнования, конкурсы поэтические. Все конкурсы, все вечера, на которых я был, полны ошибок. Больше недостатков, нежели достоинств. Есть конкурс, формально все соблюдено: судья, ведущий, зрители и выступающие. Но дальше происходит непонятно что, не имеющее отношение к поэзии.
Хотелось, чтобы все было без низменных шуток и «возвышенного» пафоса. Чтобы каждый поэт выкладывался по максимуму и показывал, что он может, а не играл на судей и публику. Конечно, на первом МОШе было так, что половина участников все же играла на публику и судей, пыталась выдавливать смех из зала. Но постепенно мы переходим к тому, чтобы у участников было серьезное отношение.
– Олег, было ли тебе сложно в такой ситуации серьезности МОШа?
О.Т. – Нет. Условия, которые были, играли только на руку, потому что дали возможность себя проявить. А именно, проявить свою гибкость.
– За Против, какие планы у тебя, связанные с Поэтическим МОШем? Что бы ты хотел изменить, глядя на первый и на второй МОШ? Какие ошибки ты бы подчеркнул, что бы исправил?
З.П. – Ошибки ведущего. Мелкие промахи с музыкой и объемные комментарии судей. Но мы постепенно устраняем эти шероховатости.
– Комментарии судей – это ведь была компенсация первого МОШа, когда судьи вообще не комментировали свои оценки.
З.П. – Каждого из судей я просил оставлять комментарий, так как ребята стараются. И потом на самом мероприятии у судей были памятки, на что нужно обращать внимание: нужно забыть знакомство с выступающими, основное их творчество; быть беспристрастным; оценивать то, что предоставлено им.
– Олег, как участник и как зритель, так как ты смотрел на это на происходящее со стороны, скажи, на твой взгляд, объективна ли система судейства Поэтического МОШа?
О.Т. – Более чем объективна. Это первый мой опыт выступления. Судьи оценивали на удивление адекватно, комментировали основные моменты. Считаю, что судьи хорошо справились со своей задачей.
– Есть у меня еще такой вопрос к организатору МОШа. Насколько мне известно, мош, как и слэм, если мы будем брать хардкор-концерты, является достаточно агрессивным танцем. Какие общие черты и какие различия между Поэтическим МОШем и Литературным СЛЭМом ты мог бы выделить?
З.П. – Общие черты, наверное, только те, что есть зрители, судьи, ведущий и все. Дух, стремление, видение организатора, каким должно быть подобное мероприятие, исправление шероховатостей – это все можно отнести к отличиям. Насколько я понимаю, в слэме давно ничего не меняется, все стабильно.
Возвращаясь к вопросу о планах: хотелось бы подвести МОШ к идеалу, расширить аудиторию и проводить его по всей Украине. Скоро планируется мероприятие в Киеве, в начале декабря. Но все-таки родной город будет Харьков, здесь два мероприятия уже проведены и ошибок море, хоть и мелких, но мы их исправляем всей командой, которую я собрал для этого.
– Олег, тебе, как человеку пишущему стихотворения, какие возможности дают подобные соревнования?
О.Т. – Писать хочется, и никуда не денешься от каких-то амбиций. Хочется быть услышанным, признанным. Поэтому МОШ – это своего рода реализация всего этого.
– К вопросу об амбициях: сейчас очень многие поэты взяли моду издавать свои книжечки, произведения и сборники аудио поэзии. Планируешь ли ты издаваться?
О.Т. – Не считаю, что написанное мной достойно какого-то издания. Если бы была возможность издать небольшим тиражом, только для себя, как определенную веху творчества – это было бы неплохо. Но это не есть самоцель. Я бы с большим удовольствием занимался какой-нибудь активностью, выступлениями. Доносить до людей эмоции, чтобы люди вырвались из рутины и начали чувствовать.
– За Против, что бы ты хотел пожелать, сказать потенциальным участникам Поэтического МОШа?
З.П. – Наверное, не стараться кого то переплюнуть, а просто выжимать себя. Серьезно воспринимать свое творчество как работы. Любое творчество – это работа, и к ней необходимо относиться серьезно. Не писать ради того, чтобы вызывать смешки, а вызывать качественные эмоции.
Хотелось бы, чтобы каждый из выступающих был способен объективно оценивать себя и был готов услышать правду о себе, прислушиваться ко мнению других. Ошибка многих в том, что они стремятся оскорбить, унизить или поиграть на публику. Чем меньше этого, тем выше уровень поэзии.