В конце 2018 года на Новых домах женщине стало плохо, она легла на лавку во дворе и умерла так и не дождавшись медиков. По словам очевидцев, женщине лет 50-ти стало плохо около 20:00 вечера. Прохожие несколько раз безрезультатно вызывали «скорую». Она приехала только через полтора часа, когда понадобились уже не медики, а судмедэксперты.
В декабре 2018 года на проспекте Науки мужчине стало плохо. Предварительно – приступ эпилепсии. «Скорую» вызывали три разных человека, в общей сложности ждали около 45 минут.
Вот что пишут очевидцы: «на момент когда я подошла, «скорую» ждали уже минут 15, плюс я простояла 25. Была третьей, кто дозванивался на 103. Трубку не берут долго. Когда пытаешься выяснить, откуда, собственно, едет машина и сколько ещё ждать, отвечают, что бригада выехала и просто кладут трубку. Когда «скорая» приехала, мужчина уже был серого цвета и жаловался что замёрз. Ведь не май месяц, вокруг лужи, снег. Аккуратно подложили под него картонку и стопку салфеток под голову, следили, чтобы не перевернулся на спину. По приезду бригады «скорой», медики не особо торопились оказать помощь и на вопрос «чего так долго ехали?» с улыбочкой отвечали — скажите спасибо медреформе, сильно сократили количество бригад и машин».
Жители Харькова жалуются, раньше «скорая» приезжала через 10-15 минут после вызова. Теперь приходиться ждать минимум 40 минут, а то и не приезжают вовсе. Особенно от этого страдают пожилые люди.
Харьковчанка рассказывает, что у свекрови язва, в лучшем случае приедут через 1 час 20.
А вызывали машину для 78-летней соседки, у которой подскочило давление 240 на 120. «Скорую» вызывали раз пять, но постоянно слышали в ответ – все машины заняты, диспетчера просто бросали трубку.
После часа ожидания, бригада приехала, сняла кардиограмму и сделала укол. Посоветовали с такими проблемами обращаться к терапевту или семейному врачу. А там, зачастую, записывают даже не на завтра-послезавтра, а когда у врача есть время.
Больше того, харьковчане отмечают, что фельдшера, когда приезжают на вызов, часто не могут даже прочитать кардиограмму, в лучшем случае, отправляют по «вайберу» более толковым коллегам. В худшем, расшифровку оставляют больному, на случай, если больной пойдет к семейному врачу.
Это все наша реальность и последствия медреформы. Мы попытались разобраться, как не оказаться без медицинской помощи в Харькове.
Читайте также: «Муж приводил домой женщин, пока я была в соседней комнате»: домашнее насилие в Харькове
В Министерстве здравоохранения Украины уверяют, что с 1 января 2020 года не вводились никакие новые правила вызова скорой помощи. При этом, на сайте ведомства есть информация, что кареты скорой помощи должны в городах приезжать в течение 10 минут, в населенных пунктах за пределами города – в течение 20 минут с момента поступления обращения к диспетчеру.
Хотя, в результате медреформы, еще в апреле 2019 года скорую помощь разделили на экстренную и неотложную помощь. Тогда же и обещали, что «скорая» будет приезжать еще быстрее, ведь по стране должны были обновить и построить новые диспетчерские пункты.
Все они должны были подключаться к единой системе, чтобы врачи могли получать всю нужную информацию, а на вызов отправлялся тот автомобиль, который ближе всего к пациенту, а не разделяться по районам.
В то же время, поменяли причины вызова скорой.
Теперь действует постановление «О нормативе прибытия бригад экстренной (скорой) медицинской помощи на место происшествия». В ней прописаны экстренные и не экстренные обращения.
По новым правилам «скорая» не приедет на вызов если:
Теперь скорые должны приезжать, только если человек может стать инвалидом или умереть. Однако, в Минздраве обещают, что если у ребенка высокая температура и вы сообщите об этом диспетчеру, то он может соединить вас с педиатром или подсказать, как лучше сбыть температуру.
Скорая помощь приедет обязательно, если случился:
Сами медики говорят, что персонала катастрофически не хватает. Никто не соглашается идти на маленькие зарплаты. По словам медиков, «скорая» обязательно приедет, если идет вызов на критический случай, в противном случае — лучше самому приехать в больницу.
Проводим эксперимент. В 20:30 звоним на «горячую линию» 103 с сообщением: взрослый человек, пищевое отравление, рвота уже вторые сутки, при этом сильная головная боль и обезвоживание. Диспетчер обещает соединить с врачом. Гудки слушаем сорок секунд, врач трубку не берет.
Повторяем вызов через 15 минут. Ситуация повторяется.
Следующий звонок на «скорую» — высокая температура, ответ диспетчера – идите в поликлинику, понедельник приемный день.
Читайте также: Буллинг: что делать и куда обращаться, если ребенка травят в школе
Нам удалось поговорить с одним из фельдшеров «скорой». Людмила работает медиком уже 10 лет. Она заканчивала факультет медицины катастроф, но не отрицает, что приходилось выезжать и на сообщения о высокой температуре и давлении. Говорит, что основная проблема, почему так долго едет «скорая» — недостаток бригад. Люди не хотят идти работать на такие низкие зарплаты. Ниже по тексту ее прямую речь.
«Ну что изменилось с медреформой? Теперь у нас действует общеобластная диспетчерская. То есть, если раньше мы не ездили на вызовы в села, то сейчас, если наш экипаж ближе, то едем обязательно. Теперь каждая машина оснащена GPRS навигаторами, чтобы было видно, где находится экипаж, не заезжали ли куда-то машина. «Скорые» оснащены необходимым оборудованием и есть все медикаменты. Не хватает самих экипажей. Водители не хотят идти на 3 тысячи зарплаты, а фельдшера на 5 тысяч. Это мало, бригады не укомплектованы.
Сейчас у нас есть протоколы, по которым работаем. Да, сейчас реже выезжаем на вызовы, где жалуются на температуру, но и такие бывают. Бригаде «скорой» приходит вызов на планшет, его передает диспетчер. И если моей бригаде придет вызов о давлении, температуре или сломанном пальце, я на него поеду.
У нас есть еще одна проблема, когда привозишь больного в приемное отделение, а там начинают отправлять в другую больницу, или же сразу начинаются допросы: «а почему вы его именно сюда привезли, а он не в этом районе числится».
Еще громадной проблемой нашего общества остается то, что люди привыкли к постановке вопроса «скорая приедет – уколет». Нельзя так, надо уходить от этих совковых стереотипов. Если больной знает, что у него болит желудок, пусть обращается к своему врачу. Так, как это в Европе и Америке. Там «скорая» приезжает на ДТП, ранения, серьезные случаи, а не если ангина или болит живот.
Для этого есть поликлиника. Мы к этому еще не доросли. Да и вообще, наши граждане не привыкли ценить работу «скорой». 80% вызовов — это не компетенция «скорой» помощи. «Приедьте, у меня температура». Приезжаем, 37,4 у человека.
И я уже не говорю о нападениях на бригады.
Да, бывают случаи, когда ты приезжаешь на вызов — там сидит пьяный, с проломанной головой и материт тебя, пока ты ему бинтуешь раны. Неприятно, но как –то привык уже от этого абстрагироваться. Но когда ты приезжаешь на вызов к маленькому ребенку, а там его бабушка или отец буквально вцепляются в куртку тебе и чуть ли не в шею толкают, это не только неприятно, это не допустимо.»
В Минздраве уверяют, что реформа проведена не полностью. Со временем, наше общество привыкнет к новшествам и люди не будут вызывать «скорую» по поводу и без. Но вот что делать, если нельзя записаться к профильному врачу с сегодня на завтра, а в лучшем случае через пару дней, Минздрав не комментирует.
Читайте также: Спайсы, бошки, шишки: как организована наркочума на улицах Харькова
Горячая линия «скорой помощи» по прежнему 103. Лучше не болейте!
Юлия Айдамирова
А зачем их вообще держать если они не ездят. У меня у мамы при давлении 234 на 119 сказали пейте таблеточки, мы на вызовы не ездим. При том что им объяснила она что таблетки уже выпила, а укол сама себе сделать не может. Кому нужна скорая которая все равно не приезжает в экстренных случаях??? Смысл…