Женщина умерла от побоев, муж в порыве гнева отрезал жене ухо – нет, это не сценарий триллера, это украинские новости.
Жертвы бытового насилия не рассказывают о том, что с ними происходило. Кому –то удалось сбежать от домашнего тирана, пройти минимальную реабилитацию и дальше жить. Кто-то продолжает терпеть издевательства над собой, над детьми и не хочет или не может искать выход из ситуации.
Нам удалось поговорить с женщиной, которая страдала от мужа-тирана. Из-за насилия в семье ей пришлось уехать из Харьков. По понятным причинам, мы изменили ее имя в этой публикации.
Я вышла замуж в 18. Мой будущий муж тогда как раз вернулся с Афгана. Мне казалось, что это самый мужественный и сильный мужчина на свете. Он очень красиво ухаживал и приносил цветы почти на каждое свидание.
А еще меня с детства учили, что девушке надо смотреть на то, как молодой человек относится к своей маме, так он и будет обращаться со своей женой. Это все вранье.
Я неоднократно бывала у него дома и видела, как мой будущий муж обращается с мамой. Он ее почти на руках носил. У нее двое сыновей. Один кадровый военный, второй просто солдатом был, когда их забрали в Афганистан. На этой почве у нее ухудшилось здоровье и на тот момент, когда они вернулись с войны, она почти ослепла. И он одаривал ее такой нежностью, что я думала, меня ждет такое же отношение.
Меня с детства учили, что девушке надо смотреть на то, как молодой человек относится к своей маме, так он и будет обращаться со своей женой. Это все вранье.
Мы поженились. И хотя мои родители были не особо рады, мы переехали жить в Харьков. До этого жили в области. Первый год все было волшебно. И он, и я работали. Мой папа помог с квартирой, у него была такая возможность.
А потом я забеременела. Часто попадала в больницу и очень плохо себе чувствовала. В один прекрасный день он пришел подвыпивши и полез целоваться. От запаха алкоголя меня затошнило, я сказала, чтобы он отошел. Он буквально взорвался от этих слов, начал орать, что я возомнила о себе непонятно что. Я испугалась, начала оправдываться. Он просто ушел, а на следующий день извинялся и говорил, что не знает, как это получилось. Меня это даже не насторожило. Думала, случайность. А потом такие сцены начали повторяться все чаще. То он меня ревновал, то он кричал, что я без него никто. Мы ругались, он оскорблял, а на следующий день говорил, что такого больше никогда не будет.
К нам приехали мои родители. Я в разговоре не выдержала и прямо за столом пожаловалась, что я беременная, а он ругается. После перепалки мои родители уехали, а на следующий день я пришла домой с работы, зашла в нашу комнату, а он там с другой женщиной. И как раз в разгар секса.
Я пошла на кухню и просто сидела там, ждала, пока это все закончилось. Не знала, куда мне идти и что делать. Это как бы мой дом. А он тогда вышел на кухню и сказал, что я это все заслужила тем, что пожаловалась родителям. И если я хочу, то хоть сейчас могу все папе рассказать. Я проплакала всю ночь, но родителям такое говорить было стыдно.
И такое было не раз.
Потом родился сын и тут он уже начал меня бить. Сын плачет, я виновата. На улице была дольше, тоже получай. Говорил, что я больше такая никому не нужна, тем более с ребенком. И я не выдержала, опять пожаловалась родным. Папа меня забрал. Полгода с ребенком мы пожили у родителей, он приезжал, умолял о прощении. Через полгода я сдалась, вернулась.
Окончательно расстались уже через три месяца. Моя сестра была в Харькове и заехала в гости. Застала меня с разбитым лбом. Он приложил меня головой к двери. Папа приехал в тот же вечер, забрал со всеми вещами. Если бы не сестра, я бы не обратилась к родителям, теперь мне уже было стыдно. Ведь они просили не возвращаться к нему.
Я перестала его бояться только когда в моей жизни появился другой мужчина. Мне было очень сложно даже заговорить с кем-то.
Он ходил сначала очень часто, кричал, что не даст развод. Его еле уболтали мои родные. Потом просто поздравлял сына с днем рождения и меня. Я работала в банке и каждый год он приносил мне цветы прямо на работу.
Я перестала его бояться только когда в моей жизни появился другой мужчина. Мне было очень сложно даже заговорить с кем-то. Единственное, что меня спасало – общение с родными. Я не знаю, что было бы со мной если бы не они. Я бы не решилась уйти, и он бы меня убил.
Сейчас есть какие-то центры, куда можно прибежать хоть среди ночи. Но я должна сказать, что найти в себе силы бежать, почти нереально. Я вспоминаю себя – все как в тумане. Сейчас если бы застала женщину у себя в кровати, я бы его и ее растерзала, тогда мне казалось, что я и правда в этом виновата.
Он умер 7 лет назад. Не могу сказать, что я его ненавижу. Может, забылось просто. Сын не признает его отцом. Хотя я никогда не рассказывала тот ужас, что мне пришлось пережить.
Читайте также: «Сделала минет за 80 гривен, купила дочке киндер»: истории трех харьковских секс-работниц
До начала 2019 года домашнее насилие рассматривалось, как административный проступок. За психологическое давление, побои, унижение обидчик, как правило платил штраф, реже – посещал исправительные работы.
По статистике, физическому и сексуальному насилию подвергается 1 миллион женщин в Украине. При этом наблюдают за такими сценами примерно 1-3 миллиона детей. Около 600 женщин ежегодно погибают от рук домашних тиранов.
В полицию решаются идти только 10%. При этом 2,9% пострадавших уверены, что насилие было оправданным.
По защищенности граждан от домашнего насилия на законодательном уровне наша страна делит пятую строчку вместе с Германией, Гвинеей и Афганистаном. В то время, как в соседней России статью за домашние насилие декриминализировали – избиение жены не считается преступлением.
И хотя правоохранительные органы предлагали ужесточить наказание за домашние насилие еще два года назад, новый закон вступил в силу только в январе 2019 года. И уже в апреле был первый результат – в Николаевской области 57-летний мужчина, который систематически издевался над своей 80-летней матерью, получил строк по 126 статье – месяц заключения и принудительные посещение специальных курсов.
Теперь нормы закона «О предотвращении и противодействии домашнему насилию» предусматривают, что домашнее насилие, это не только физическое издевательство, но и психологическое и финансовое давление. К домашнему насилию приравняли также издевательство над детьми и пожилыми людьми.
Домашнего тирана ожидает наказание в виде общественных работ на срок от 150 до 240 часов или арест до 6 месяцев. Кроме этого, преступнику, который совершил действия любой формы домашнего насилия, грозит ограничение свободы на срок до 5 лет или лишение свободы до 2 лет.
Однако, правозащитники уверяют, что за тюремной решеткой, на практике, могут оказаться только те, кого обвиняют в систематическом избиении и унижении несовершеннолетних.
По словам специалистов, чаще всего женщина не может решиться заявить о домашнем насилии по двум причинам – боится, что не сможет сама поднять на ноги детей, а также опасается, что домашний тиран станет еще более жестоким по отношению к ней.
В Украине, как правило, жертвы насилия не приходят в центры защиты, ситуация накаляется до того момента, пока приходится вызывать патрульных. В 2017 году заработали специальные подразделения патрульной полиции «Полина», так называемая полиция против домашнего насилия. В мобильные группы «Полина» входят ювеналы, следователи, участковые офицеры и патрульные.
Когда жертва насилия звонит на горячую линию «102», она сообщает причину вызова. Изначально на вызов едет экипаж патрульных, если есть дети, приезжают и ювенальные полицейские, если правонарушение имеет признаки криминального, тогда уже подключаются и следователи.
Новый закон также позволяет оградить жертву от насильника. Для этого существуют срочное запрещающее предписание и ограничительное предписание. Срочное предписание выдает полиция на 10 дней, его можно продлить через суд на полгода. Ограничительное предписание действует от месяца до полугода, и его выдает только суд.
Обидчику запрещают находиться под одной крышей с жертвой и детьми, даже если это его жилье.
Чтобы оградить пострадавших от агрессии, в законе существует требование оборудовать приюты в каждом регионе.
За последний год в Харькове в полицию о домашнем насилии заявляли около 5 тысяч раз.
Что касается Харькова и области, только за 2019 год полиция зарегистрировала 4872 факта о домашнем насилии: физическое насилие – 147 случаев, психологическое – 4675, экономическое – 11.
Под административную ответственность попадает 4813 дел, остальные влекут за собой уголовную ответственность, но наказание пока никто не понес. В полиции отмечают, что злоумышленниками по административным делам проходят не только мужчины. С 4813 дел административное наказание должны понести 430 женщин и даже 7 детей. При чем, 60 женщин из числа обвиняемых, уже несколько раз привлекались за насилие. Чаще всего, они издеваются над детьми.
Патрульные заявляют, что на вызовах о домашнем насилии 290 раз приходилось выдавать срочное запрещающее предписание, то есть немедленно изолировать жертву от насильника.
На данный момент в уголовном производстве находится только 16 дел. Сообщили о подозрении 15 тиранам. В суд были направлены 58 дел, но, как правило, женщины идут на мировую и дело закрывают.
Больше всего заявлений поступает именно в Харькове. В маленьких городах и селах Харьковской области, по словам правоохранителей, среди жителей не принято жаловаться на насилие в семье. Поэтому многие такие случаи остаются не зафиксированными и ненаказанными.
Читайте также: «Новый клиент — это всегда страх»: интервью с харьковской проституткой Полиной
В Харькове есть центр помощи пострадавшим от домашнего насилия – это Дневной центр социально-психологической реабилитации «Разорви круг». Здесь приют и поддержку могут найти женщины любого возраста.
Центр находится по адресу – проспект Льва Ландау, 48.
Также действует комплексное коммунальное учреждение «Центр оказания помощи пострадавшим от насилия».
Адреса центров по предоставлению бесплатной помощи в Харькове:
Первый харьковский местный центр по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи: г. Харьков, ул. Московский, 27.
Третий харьковский местный центр по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи: г. Харьков, ул. Науки, 56, офис 216 (2 этаж).
Полиция – 102;
Национальная горячая линия по предотвращению насилия – 0 800 500 335 или 386;
Главное управление по делам семьи, молодежи и спорта – (044) 278-37-82 или (044) 483-35-61;
Противодействие насилию в семье (Ла Страда) – 0 800 500 335 или 116 123;
Защита прав детей (Ла Страда) – 0 800 500 225 или 116 111;
Читайте также: «Барыги», «минеры» и «чайки» — торговля наркотиками в сети становится угрожающе популярной в Харькове
Психологическая помощь – 063 605 94 10 или 050 030 59 48.
Юлия Айдамирова