Перед Первой мировой войной его четыре раза избирали Харьковским городским головой. Годы его правления называли «золотым веком Харькова».
При нем выросли доходы городского бюджета и стало больше муниципальных предприятий. Запускались новые трамвайные линии, обустраивалась система водопровода и канализации, открывались новые школы и было построено здание Благовещенского рынка. Он стоял у истоков создания в Харькове системы электрического освещения. Рассказываем, о профессоре Харьковского технологического института и мэре Харькова Александре Погорелко (1848- 1913).
Александр Погорелко родился в семье обедневших аристократов, был одним из четырех детей. Позже его семья переехала в Харьков, и здесь Саша обучался в мужской гимназии № 3. Его мама содержала частный пансион для учеников гимназии, и сын с удовольствием помогал по хозяйству.
Погорелко рос одаренным и любопытным мальчиком. Особенно легко ему давались точные науки. После гимназии он поступает в Харьковский университет на физическое отделение, и сразу привлекает внимание профессуры трудолюбием и вдумчивостью.
В 22 года выпускника Погорелко оставляют на кафедре физики для подготовки к званию профессора. Первую должность приват-доцента он занял спустя 3 года, начав читать лекции по физической оптике. Еще четыре года понадобилось для подготовки и успешной защиты магистерской диссертации, а затем – научная стажировка в Германии. Результаты, полученные молодым ученым в лаборатории знаменитого ученого Германа Гельмгольца и физика Георга Квинке, были отражены в исследовании, опубликованном в солидном научном журнале «Annalen».
Погорелко был первым, кто продемонстрировал врачам города возможности применения рентген-лучей в медицине. По его инициативе при кафедре создали фотокабинет, а в институте открыли метеорологическую станцию.
После командировки Александр Погорелко преподает в университете физические дисциплины, работает репетитором для детей из богатых семей. В это время он знакомится с девушкой на 17 лет моложе его, Софьей Голоперовой, которая покоряет его сердце. Они поженились и прожили в любви всю жизнь. Первое время они жили в небольшой квартире при открывшемся Технологическом институте, а позже жене по наследству достался семейный дом на перекрестке бывшей улицы Чернышевской и Сорокинского переулка (ныне это улица Гиршмана).
Период жизни Погорелко совпал со многими социальными событиями и потрясениями в стране. Его молодость прошла под знаком реформ 60-70 годов XIX века, что сформировало его как либерального демократа, имеющего свободолюбивые взгляды, последователя поступательных преобразований.
После убийства российского царя Александра II в 1881 году наступает реакция. Неблагонадежных профессоров увольняют, и в 1884 году Погорелко лишается должности в университете. Он тяжело переживал увольнение. В семье как раз родилась первая дочь Ксения, нужны были средства. Но в это время начинает работу Харьковский технологический институт, и Погорелко зачисляют адьюнкт-профессором на кафедру физики.
Последнее десять лет уходящего века становятся апогеем его научной карьеры. С 1891 года, в течение 12 лет, он в качестве вице-президента возглавляет Харьковское отделение общества опытных наук, что обязывает его участвовать в научных съездах и других мероприятиях.
Научная деятельность способствовала формированию творческого и системного подходов к решению различных проблем. Погорелко был первым, кто продемонстрировал врачам Харькова возможности применения рентген-лучей в медицине. По его инициативе при кафедре создали фотокабинет, а в институте открыли метеорологическую станцию. Как постоянный член хозяйственного комитета института, он усердно занимался пополнением учебно-материальной базы. А в 1896 году его вновь пригласили работать по совместительству в университете приват-доцентом.
Читайте также: Доходы и расходы Харьковской городской думы в 19 веке
В то время городское самоуправление строилось на основании «Городового положения» от 1870-го года. Основным бессословным органом управления выступала городская дума, избираемая на 4 года. Члены думы назывались «гласными». Их избирали от каждого района города на собраниях плативших налоги горожан.
В конце 1897 года Александр Погорелко впервые избран гласным. Городским головой тогда был предприимчивый Иван Голенищев-Кутузов, который не только открыл ряд доходных муниципальных скотобоен для пополнения казны города, но и вознамерился создать городскую электростанцию. Александру, избранному во главу «электрической» комиссии, как опытному физику и электрику, обладающему необходимыми инженерными знаниями, была поручена работа по электрификации Харькова. Вначале он не верил в успех этого дела, но добросовестно принявшись за работу, постепенно изменил свое мнение. Так в городе появилась электростанция и электрическое освещение центральных улиц. Это было одно из первых в стране технических нововведений, которое с 1901 года стало приносить прибыль.
В сентябре 1900 года после затянувшейся процедуры выборов и борьбы разных групп за главенство в городе, Александра Погорелко неожиданно для себя и многих горожан был избран городским головой. Ему полагалась годовая зарплата в 8 тысяч рублей, что являлось солидным вознаграждением, и высокий гражданский чин.
Городской голова Харькова имел большие полномочия. Любой вопрос, выносимый на рассмотрение думы, гласные должны были согласовывать с ним. В процессе голосования голос головы был решающим при равном количестве голосов. Но и обязанности были значительны: председательство в думе и управе, организация работы органов городского самоуправления и всех направлений городского хозяйства, представление города в вышестоящих административных структурах и многое другое.
Александр Погорелко вступает в должность во время первого экономического кризиса, когда закрываются предприятия, разоряются банки, обесцениваются акции и ширится безработица. Новый голова окунается в изучение сложившихся условий и управленческого опыта Великобритании, Германии, США.
К концу следующего года он смог представить программу будущего развития Харькова с учетом примеров развития городов в Западной Европе. Фундамент программы — экономическая составляющая, в основе которой лежало развитие муниципального предпринимательства, оптимальное использование кредитных возможностей, увеличение городской собственности с целью сдачи ее в аренду.
За счет кредитов выпускались облигационные займы, которые размещались преимущественно за границей, и приносили городу доходы. Все недоходные проекты решительно отметались, что вызывало постоянные нарекания недоброжелателей о «неблагоустроенности» города. Зато дума выделяла больше денег на социальные статьи – медицинское обслуживание, образование и помощь нуждающимся. Опережая время, Погорелко задался целью ввести в Харькове всеобщее начальное образование.
В феврале 1902 года Александра Погорелко переизбирают. В программной речи он говорит о том, что многообразие обязанностей головы и городского самоуправления не обеспечены соответствующими правами, чем сразу вызывает нападки консервативно-монархических кругов, поддерживающих губернскую администрацию. Рупором недовольства становится газета «Харьковские губернские ведомости». В каждом номере действия мэра нещадно критикуют.
По многим вопросам губернатор и городская дума оспаривали свою правоту в судах. Осуждали «неблагонадежность» харьковского головы и в высоких столичных кабинетах, поэтому многие ходатайства харьковчан остались без ответа.
Александр Погорелко пытался добиться выхода города из уездного земства, куда город вносил много средств, не получая ничего взамен, а также признания Харькова отдельной земской единицей. Напряженность между губернатором, уездным земством и городским головой не способствовали ускорению развития Харькова.
Погорелко стремился за «круглым столом», на совещаниях примирить политических оппонентов, выработать единый план действий, но его попытки терпели фиаско.
В таких тяжелейших условиях были реализованы сложные и важные для города проекты – строительство электрического трамвая, выкуп водопровода у концессионеров и подготовка документации для сооружения крытого здания на Благовещенском рынке.
Тогдашняя водопроводная система не обеспечивала Харьков водой в достаточном количестве. Вода не соответствовала стандартам чистоты. При этом иностранные концессионеры палец об палец не ударили, чтобы увеличить мощность водопровода. В итоге в марте 1904 года город выкупил водопровод и начал его модернизацию.
Успешным был и проект строительства первой линии трамвая, начатый в 1904 году. Городские власти занялись сооружением некоторых мостов, но до замощения улиц и площадей у них руки не доходили. Те оставались грязными и пыльными, что ставилось в вину городскому голове.
Значительное развитие получило образование и здравоохранение города. В 1901-1905 годах открылись 5 городских училищ, число учеников увеличилось на 37 %. Одно из крупнейших в стране – Пушкинское училище, приняло 900 учеников. В плане, утвержденном городской думой в 1903 году, предполагалось за 5 следующих лет построить здания для 10 новых начальных школ (тогда они назывались училища).
В то время в Харькове очень не хватало мест в больницах. В начале карьеры Погорелко ввел в строй Николаевскую больницу (сейчас № 17), а затем дума выделяла средства для увеличения мест в Александровской (сейчас № 1) больнице.
Читайте также: Губернатор Харьковщины Петр Дурново: меценат, убитый женщинами
Русско-японская война, революция 1905-1907 годов нарушили мирную жизнь города. Либерально-демократические взгляды городского головы, его желание избежать столкновений и кровопролития, противоречили мятежным настроениям взбунтовавшихся масс. Он продвигал идею реформирования управленческой системы, как среди харьковчан, так и на съезде представителей городского самоуправления в Москве (июнь 1905), который власти нивелировали до уровня совещания.
Вскоре развернулись революционные события. В октябре на баррикады Харькова вышли вооруженные студенты и рабочие, выступившие против черносотенных отрядов. Они заняли здание университета. Погорелко предложил план нормализации жизни Харькова, но добиться спокойствия не удалось. Зато благодаря активной деятельности комитетов по переговорам, в которые входил и городской голова, осажденные студенты и рабочие сдали оружие и их отпустили. Были жертвы, около 20 человек — их похоронили за счет городской казны, а семьям выдали пособие. Погорелко и городская дума подняли вопрос о создании муниципальной полиции для защиты безопасности горожан, но решен он не был.
Манифеста царя от 17 октября 1905 года с обещанием Государственной думы и некоторых свобод не уменьшил напряженности. Ноябрь начался забастовками почтово-телеграфных служащих, к которым присоединились рабочие. В результате переговоров Александра Погорелко с рабочими их требования удовлетворили. Он стремился за «круглым столом», на совещаниях примирить политических оппонентов, выработать единый план действий, но его попытки терпели фиаско.
В апреле следующего года прошли выборы городского головы и думы города. На них вновь побеждает Александр Погорелко и солидарные с ним либералы, в большинстве кадеты. Но противостояния с губернаторской властью, «правыми» представителями монархическо-консервативного крыла, социал-демократами постоянно продолжались и мешали работе.
Когда городская дума выиграла в суде дело против губернаторской команды, ее авторитет и имидж руководителя достиг апогея не только в городе, но и во всей империи.
После четвертого переизбрания Александра Погорелко городским головой ему гораздо плодотворнее работалось с думой города, в которой было подавляющее большинство «прогрессистов». Сам голова примкнул к «октябристам», но фактически всегда отстаивал умеренные либерально-демократические позиции.
Его деятельность в последние годы управления была в основном успешной. Бюджет города (и доходы, и расходы) за 3 года вырос на 62%, развивались муниципальные предприятия, удачно размещаемые займы пополняли городскую собственность. На основе переменного тока модернизировали электростанцию, начались работы по техническому переоборудованию предприятий, построили новые здания городского купеческого банка и ломбарда, а также кирпичный завод и пекарню для обеспечения бедного населения хлебом.
По сравнению с 1900 годом в два раза увеличились средства на медицину и образование, были открыты новые училища, реорганизована в городское Художественное училище частная школа М. Раевской-Ивановой. С 1910 года начальное обучение в училищах Харькова стало бесплатным.
К сожалению, выматывающая работа и постоянные нападки оппонентов подорвали и без того некрепкое здоровье Александра Погорелко. Его долгие годы мучила стенокардия, и 11 октября 1912 года он попросился с должности.
За долгую и плодотворную службу городская дума приняла решение поместить портреты ушедшего головы в открытых при его содействии зданиях управы и учреждений. В технологическом и ветеринарном институтах учредили имени Александра Погорелко за лучшие работы студентов по проблемам городского хозяйства. Самому Погорелко назначили ежегодное пособие. В больнице имени Жозефины Гельферих учредили койку его имени для небогатых служащих управы. Однако, одновременно с этими почестями не прекращалась и травля Погорелко в губернской прессе. Измученный и больной, он уехал вместе с женой для восстановления здоровья в Кисловодск, и там 24 декабря 1912 года скончался.
27 декабря 1912 года его тело доставили в Харьков, а на следующий день весь город вышел проводить в последний путь бывшего городского голову. Когда бесконечная процессия, двигавшаяся от вокзала до Успенского собора, минула Лопаньский мост, к процессии присоединились трамвайные вагоны в траурном убранстве. После отпевания в Успенском соборе Погорелко похоронили на фамильном месте городского кладбища.
В семье Александра и Софьи было восемь детей – 5 дочерей и три сына. После смерти отца четырем несовершеннолетним детям и Софье город платил пенсию около 2 тысяч рублей в год, а другим четырем – пособия по 501 рублю ежегодно для продолжения обучения. Дальнейшая судьба их неизвестна, кроме младшего сына Павла, который стал физиком, конструктором и специалистом по радиолокации.
Читайте также: «Все на баррикады!»: восстание харьковских студентов в октябре 1905 года
19 августа 2004 года на доме 11 по улице Гиршмана, где проживала семья Александра Погорелко, была установлена мемориальная доска. Человек, возглавлявший город в течение 12 непростых лет, отдавший его развитию много профессиональных и нравственных сил, заслужил память в сердцах земляков.
Светлана Лысенко
Спасибо,очень познавательно и интересно изложено.Жаль,но больше в Харькове такого Погорелко не было и вряд ли будет.
Автор, если пишете, надо писать ТОЧНО, а не заниматься отсебятиной. В 1884 г. Погорелко НЕ БЫЛ профессором. Он был СОВМЕСТИТЕЛЕМ в ИХУ! ХТИ открыли в 1885 г. НИКАКОЙ чин Погорелко в 1900 г. НЕ ПОЛАГАЛСЯ. Он имел чин действительного статского советника, равный генерал-майору. Но получил его, как профессор ХТИ!