Петр Дурново (1835-1919) был известным государственным и военным деятелем, занимал пост губернатора Харьковской губернии с 1866 по 1870 годы. Его правление связывают преимущественно с меценатством.
Дурново имел огромное влияние, стал почетным гражданином Харькова, однако современники отзывались о нем не очень лестно, а финал его жизни был трагичным — в 1919 году крупнейшего когда-то властителя и землевладельца, а на тот момент 83-летнего старика, убили в очереди в Петрограде разъяренные женщины.
Среди предков известного харьковского губернатора Петра Дурново было несколько исторических личностей. Например, Григорий Дурново принимал участие в Шведском походе 1549 года в качестве воеводы сторожевого полка, Константином Дурново в 1613 году была подписана грамота об избрании царем Михаила Романова. А Николай Дурново прошел путь от простого солдата до генерал-аншефа и сенатора, и получил от Екатерины II большие земли и почти 2 тысячи крепостных. Его сын Дмитрий стал обер-гофмаршалом и еще более богатым человеком после удачной женитьбы.
Петр Дурново был внуком обер-гофмаршала и тайного советника Дмитрия Дурново. Его отцом был гофмейстер Павел Дурново, а матерью – княжна Александра Волконская. Отец был участником русско-турецкой войны 1828-1829 годов, а когда погиб под Варной старший брат, он стал единственным и очень богатым наследником, владевший миллионным состоянием.
По настоянию матери Павел оставил воинскую службу и перевелся в Санкт-Петербург, где стал чиновником по особым поручениям при Министерстве внутренних дел. Он был образованным человеком, лично знакомым с Александром Пушкиным, Николаем Гоголем, Михаилом Глинкой и другими выдающимися людьми, о которых оставил воспоминания потомкам. Мать сочувственно относилась к движению декабристов, в котором активное участие принял ее родственник, генерал-майор, герой Отечественной войны Сергей Волконский. Она вела с ним переписку и его письма из Сибири хранились в семье, и перешли по наследству к сыну Петру.
Юноша получил образование, достойное человека его сословия: вначале всестороннее домашнее, которое помогло ему сдать экзамены и поступить в Пажеский корпус, а затем и в Императорскую военную академию. Это позволило сделать успешную военную и гражданскую карьеру. После окончания Пажеского корпуса в 1853 году он был зачислен корнетом гвардейской кавалерии и дослужился до генерал-майора (1866 год), генерал-лейтенанта (1876 год), генерала от инфантерии (1890 год) и своего последнего звания – генерал-адъютанта, которое получил в 1905 году. Петр Дурново был участником неудачной Крымской войны 1855 года, пережил бомбардировку крепости Свеаборг, имел не только отечественные награды, но и 12 престижных орденов десяти европейских стран.
Читайте также: Управляли областью: десять харьковских губернаторов прошлых лет
В 31 год Петр завершил свою военную карьеру, хотя чины ему и дальше продолжали присваивать. К этому времени он уже был в чине генерал-майора, его причислили к Свите императора, что обязывало сопровождать Александра II и его жену Марию в деловых поездках и путешествиях.
Петр Дурново стал самым молодым управляющим нашей губернией. Харьковщина развивалась, как и Харьков, который в 60-х годах ХIХ века превращался в крупный промышленно-культурный центр Южной Украины, и его влияние все возрастало.
В это время через Харьковскую губернию прокладывались важные железнодорожные магистрали, соединявшие промышленные, металлургические и угледобывающие центры с аграрно-зерновыми районами и морскими портами.
В 1869 году начала функционировать Курско-Харьковско-Азовская железная дорога, что создавало дополнительные преимущества для предпринимателей и аграриев губернии. Губернатор не сильно способствовал этому, но и не мешал. Его начинающейся светской карьере нужны были успехи. У него были амбициозные планы продвижения по карьерной лестнице.
В 1870 году было завершено строительство первого железнодорожного вокзала Харькова, что значительно увеличило количество перевозимых по железной дороге пассажиров. Начинался подъем сахарной промышленности, и в 1869 году был запущен одним из первых сахарный завод в селе Гуты Богодуховского уезда.
Губернатор и городская дума сочли, что развитие тяжелой промышленности для города крайне необходимо, и когда в марте 1870 года купец Никита Павлов подал прошение об устройстве по улице Конторской чугунно-литейного завода вместо имевшегося мыловаренного, ему было дано разрешение. Завод начал работать, производил и машинное оборудование, но через 5 лет был продан подданному шведской короны и харьковскому купцу второй гильдии Андрею Пильстрему. В начале ХХ века он перешел к следующему владельцу – Константину Шиманскому, а впоследствии был национализирован советской властью и получил название «Красный Октябрь».
Имея значительные семейные богатства, губернатор Дурново при необходимости отдавал часть средств на благотворительность, что создавало ему положительный имидж. Несколько строений, в которые он вложил свои деньги, стоят в городе и в наши дни.
Например, известна история создания Александровской больницы. В мае 1867 года, когда действовала Всемирная выставка в Париже, польский эмигрант Антон Березовский осуществил здесь покушение на жизнь императора Александра II. Он мстил за подавление польского восстания 1863 года. Смерти царя в этом (уже втором) покушении удалось избежать благодаря реакции охранника, который оттолкнул пистолет террориста, и пуля попала в лошадь.
Счастливые подданные по всей стране старались увековечить память о спасении императора. Жители Харькова решили построить больницу для представителей всех сословий и вероисповеданий. Губернатор не только поддержал это начинание, он предложил назвать новое лечебное учреждение Александровским и внес солидное пожертвование на строительство в размере 25 тысяч рублей, а также согласился стать пожизненным попечителем. Сделали взносы и зажиточные харьковчане, а городские власти нашли средства из бюджета города.
Городская больница на 100 мест была открыта 30 августа 1869 года. Это было знаменательное событие для растущего города, в котором катастрофически не хватало лечебных учреждений, особенно для малоимущих слоев. Больница Сабурова дача (которая в то время была смешанной), университетские клиники не могли обслужить всех больных. Лечебница Медицинского общества действовала только амбулаторно, а к частному врачу могли себе позволить обратиться только богатые люди.
В новую больницу поступало преимущественно бедное население, рабочие, приезжие, поскольку она располагалась недалеко от железнодорожного вокзала. Лечили здесь от различных заболеваний, кроме психических. Новое здание больницы находилось по улице Благовещенской, дом 25 (недавно этой бывшей улице Карла Маркса вновь вернули ее исконное название). В советское время она была Первой клинической больницей, а в 2016 году ее корпуса выкупила частная компания «Имплант», специализирующаяся на искусственном оплодотворении.
Оживилось строительство городских построек (особняков, доходных домов), особенно в тогда перспективном нынешнем Киевском районе. Южный отрезок ранее застроенной Садово-Куликовской (современная улица Дарвина) преобразовали в новую Губернаторскую улицу. На ней разместился дом губернатора и здание его канцелярии. Сейчас бывшая улица Революции называется Куликовский спуск. Эпицентром всех новостроек стало начатое в 1870 году строительство Технологического института, который был со временем преобразован в политехнический институт.
Читайте также: Кто управлял Харьковом в ХІХ веке: Топ-10 градоначальников
Вместе с другими жертвователями, губернатор вносил средства для развития образования в городе. В основном на деньги меценатов в 1869 году было возведено двухэтажное здание женской гимназии на месте усадьбы бывшего губернатора Ивана Бахтина (по нынешней Рымарской улице, гимназия № 6). Дочери дворян платили за учебу по 200 рублей в год, а дочери купцов – по 100 рублей. С пансионом эта плата увеличивалась до 500 руб. Девицам из благородных, но обедневших семей, предоставляли стипендии.
Ученицы гимназии получали здесь семиклассное системное образование. Выпускницы устраивались гувернантками в богатые семьи, учительницами, классными дамами в учебные заведения. Через год эта гимназия стала называться Мариинской, что означало покровительство императрицы и выделение средств на содержание. Более того, ею были подарены гимназии 133 книги и учебника, а через несколько месяцев императрица Мария Александровна посетила харьковскую гимназию. Молодой губернатор инициировал традицию – выделять из прибыли городского банка ежегодно по 300 рублей для стипендий воспитанниц Благотворительного общества. Он и сам ежегодно вносил собственные деньги на содержание школ.
В феврале 1869 года губернатор разрешил харьковской художнице Марии Раевской открыть первую частную художественную школу.
Для благоустройства Харькова руководитель губернии не жалел личных денег. Он вложился в постройку каменной лестницы с Университетской горки к тогдашней Базарной площади. Проект лестницы подготовил архитектор Петр Данилов. Однако современная лестница – далеко не та, которую построили в 1869 году. В 1930-х годах века при строительстве над горкой здания химического факультета университета, лестницу значительно расширили. Во время Второй мировой войны это строение разбомбили немцы, и лестницу вновь построили в 1957 году.
Меценатская деятельность харьковского губернатора Петра Дурново́ была высоко оценена жителями Харьковщины: в 1868 году он стал Почетным гражданином Харькова, Ахтырки, Сум и Славянска.
После ухода с должности харьковского губернатора Дурново занимал высокие государственные посты, но не проявил себя как умный и активный деятель. Напротив, снискал больше нелестных мнений.
Так, генерал-лейтенант, московский губернатор Владимир Джунковский в своем двухтомнике «Воспоминания» писал о нем, что к 70 годам это был достаточно бодрый, очень богатый, но скупой человек, имевший высокое мнение о себе и склонный к самодурству. По природе неглупый, но не стремящийся к активной целенаправленной деятельности, делающий все поверхностно и ради хвастовства. На должностные обязанности Дурново смотрел через призму того, что они могут дать ему лично. Такого мнения о нем были и другие государственные деятели. Граф Сергей Витте, премьер-министр Российской империи, говорил о Петре Дурново, что он любил поговорить, поспорить, но не принимать решений и не заниматься серьезными делами.
Дурново был женат на фрейлине императорского двора, княжне Марии Кочубей (1848-1896). Она была женщиной не только очаровательной, но с чувствительной душой и изысканными вкусами, остроумной, жизнерадостной, пользовалась популярностью и влиянием в столичном обществе. К сожалению, жена Дурново внезапно умерла от воспаления легких. Ее похоронили в родовой усыпальнице Кочубеев, находящейся в Николаевской церкви в Диканьке.
В семье Марии и Петра Дурново было двое детей: сын Павел (1872-1909), дослужившийся до капитана второго ранга и ставший участником Цусимской битвы, и дочь Александра (1878-1958), фрейлина, жена последнего украинского гетмана Павла Скоропадского.
Читайте также: Десять мэров Харькова, возглавлявших город в ХХ веке
Петр Дурново, который отошел от государственных дел и политики, а занимался только своими любимыми коллекциями произведений искусства и редкими растениями, был убит в очереди женщинами. Произошло это в тяжелые месяцы после октябрьского переворота – 19 августа 1919 года, хотя в разных источниках приводятся разные даты. И неудивительно – тяжелое было время…
Светлана Лысенко