В сентябре представители харьковского бизнеса сформировали 25 предложений, призванных улучшить бизнес-климат в регионе, к кандидатам в местные органы власти на Харьковщине. С инициативой выступила «Ассоциация частных работодателей» при поддержке Центра международного предпринимательства и ряда региональных бизнес-объединений.
Это уже третья адвокаси-кампания харьковских предпринимателей за последние несколько лет. О том, какие шаги сейчас нужно сделать власти для развития бизнеса в Харьковском регионе мы поговорили с президентом «Ассоциации частных работодателей» Александром Чумаком.
Чего предприниматели Харьковщины на этот раз хотят от власти?
Суть инициативы – это изменения для формирования комфортной бизнес-среды на Харьковщине. Сейчас мы фокусируемся в первую очередь на тех изменениях, которые находятся в полномочиях депутатов местных советов.
В этом году мы провели 4 фокус-группы с представителями разных отраслей бизнеса. Это сферы розничной и оптовой торговли, питания, безопасности, производства и услуг. У нас в фокус-группах приняло участие 100 предпринимателей. Мы сформировали 25 вопросов, которые болят предпринимателям и расположили их в порядке приоритетности. У нас получилось топ-5 главных приоритетов.
Какие это приоритеты?
На первые места у нас вышло все, что связано с упрощением процесса получения лицензий и разрешений. Органы местного самоуправления имеют право давать разрешения на отдельные виды предпринимательской деятельности. Например, разрешения на деятельность в сфере частного образования выдается на уровне Харьковской облгосадминистрации.
Мы избавимся от контакта с несколькими чиновниками, которые могут тормозить процесс или просить незаконное вознаграждение.
Сейчас есть проблемы, касающиеся разрешения на уличную торговлю. Не везде можно поставить кофе-машину, у предпринимателя должны быть определенные документы, гарантирующие безопасность торгового места. Необходимо создать единое электронное окно, через которое можно подать документы и мало того, что получить быстрое решение, но еще и видеть все этапы прохождения заявки. Если разрешение выдается несколькими департаментами, то с помощью этого сервиса предприниматель будет видеть, на какой стадии рассмотрения находится его заявка. Мы избавимся от контакта с несколькими чиновниками, которые могут тормозить процесс или просить незаконное вознаграждение.
Второй приоритет, который набрал очень много вопросов – это финансово-кредитная поддержка предпринимателей. Мировой опыт показывает, что органы местного самоуправления поддерживают предпринимателей, создавая определенные условия и выделяя на развитие бизнеса деньги из той части налогов, которые платят предприниматели.
Читайте также: «Съехали с офисов и экономим миллион в месяц»: предприниматели Харькова о работе на карантине
Как это происходит?
Когда микро- или малый бизнес начинает свою деятельность, у него первая проблема — привлечь финансирование. Можно задействовать собственные средства, занять у родственников или взять кредит в банке. Мы говорим о том, что горсовет может выделять деньги для снижения процентных ставок по кредитам, потому что 20% и выше – это тот кредит, который предприниматель точно не возьмет. Ему нужны дешевые деньги.
Далее, нужна поддержка первого рабочего места. Город заинтересован в трудоустройстве студентов и выпускников, но предприниматели неохотно берут молодого работника, поскольку его производительность на старте будет не очень высокой. Ему нужно войти в курс дела. Город может компенсировать часть зарплаты такого сотрудника на период его обучения на рабочем месте.
Следующий пункт нашего меморандума касается программы содействия предпринимательству. Мировой опыт говорит, что часть денег, например 1,5% от бюджета развития выделяется на развитие предпринимательства в городе.
Не секрет, что ставки аренды на землю и налог на недвижимость в Харькове принимались горсоветом без надлежащего участия бизнеса в обсуждении этих ставок. Многие предприниматели жалуются на то, что ставки налога на землю выросли до трех раз, что является непропорциональным и неадекватным текущей экономической ситуации.
Четвертый пункт – это освобождение предпринимателей первой и второй группы, от уплаты единого налога до конца года. Мы помним, что в марте-апреле у нас был жесткий локдаун. Предприниматели не работали, но особенности уплаты единого налога первой-второй групп заключаются в том, что ты хоть и не работаешь, а все равно платишь. При этом предприниматели вынуждены платить за аренду лотков и магазинов, коммунальные услуги, единый социальный взнос. Многие города Украины освободили предпринимателей от уплаты единого налога, например Львов, Житомир, Черкассы, Черновцы. Мы считаем, что и Харьков мог бы освободить предпринимателей хотя бы на три месяца, но этого пока почему-то не произошло. Поэтому мы просим горсовет рассмотреть этот вопрос.
И последний вопрос в топ-5 приоритетов меморандума – это обосновать и изменить ставки местных налогов и сборов для дальнейшей оптимизации налоговой нагрузки.
Не секрет, что ставки аренды на землю и налог на недвижимость в Харькове принимались горсоветом без надлежащего участия бизнеса в обсуждении этих ставок. Многие предприниматели жалуются на то, что ставки налога на землю выросли до трех раз, что является непропорциональным и неадекватным текущей экономической ситуации. Мы бы хотели, чтобы при принятии таких решений учитывалось мнение бизнеса. Мы считаем, что эти ставки налогов нужно пересмотреть.
Это приоритеты, а всего у нас 25 предложений. Среди них много интересных: например, мы предлагаем инициировать достройку харьковской кольцевой трассы от поселка Высокого до Безлюдовки. По генеральному плану этот кусок трассы должен быть, но его нет, и весь транзитный транспорт идет через Харьков, что приводит к пробке на въезде в город. Это приводит к некомфортным условиям не только для предпринимателей, но и вообще для горожан.
Почему вы стартовали с адвокаси-кампанией перед выборами, а не после них? Ведь логичнее обращаться не к кандидатам, которых еще непонятно изберут или нет, а к действующим чиновникам и политикам, в полномочиях которых решать эти вопросы?
Мы обратились ко всем партиям, которые зарегистрировали своих кандидатов на выборы, направили письменные обращения. Наш меморандум подписал 41 кандидат в депутаты, два кандидата на пост городских голов Харькова и Мерефянской ОТГ, а также два народных депутата поддержали наши предложения, чтобы лоббировать их на уровне Верховной рады.
Предыдущую адвокаси-кампанию 2015 года мы начинали вообще за полгода до местных выборов. Больший срок позволяет охватить больший круг заинтересованных лиц, обсудить и сформировать список приоритетов.
В этом году из-за карантина нам пришлось начать всего за месяц до выборов, и адвокаси-кампания вышла немного скомканная. Мы это делаем до выборов, потому что это один из элементов информирования заинтересованных сторон. Подписав наш меморандум, кандидаты уже во время агитации, если они встречали предпринимателей, брали наши пункты и говорили, что они готовы это делать.
После выборов мы предложим заключить меморандум с действующими депутатами, и уже более фокусировано провести работу над необходимыми изменениями. Мы готовы работать с фракциями в местных советах, идти на комиссии, чтобы там доносить свои аргументы и убеждать депутатов голосовать.
Как предпринимательское сообщество оценивает бизнес-климат в стране при президенте Зеленском? Стало лучше или хуже? Какая сейчас, образно говоря, температура по больнице?
Температура не очень хорошая, это связано с ограничениями по карантину. Это очень сильно ударило по деловой активности. Предприниматели чувствуют падение оборотов, потому что у людей стало мало денег. У многих постоянные клиенты ушли из-за карантина, нарушились логистические цепочки движения клиента. Особенно это ударило по тем бизнесам, которые были привязаны к потоку людей. Это кафе, рестораны, маленькие кофейни.
Моратории, которые вводятся, практически никто не соблюдает. Если надо, придут и проверят.
Сильно ударило по предпринимателям решение о тотальной фискализации. Это произошло практически сразу после формирования нового парламента. Причем если весной Зеленский декларировал, что ФОПы трогать не будут, то в сентябре мы увидели совсем другое, а в октябре уже законопроект о кассовых аппаратах был подписан самими Зеленским. На сегодняшний день ведется борьба, чтобы это отменить.
С другой стороны положительной новацией я считаю увеличение максимально допустимых оборотов для первой, второй и третьей группы единого налога. Это то, чего мы добивались. Есть определенные подвижки, связанные с процессом открытия и закрытия бизнеса. На сегодняшний день открыть бизнес можно буквально за два дня, закрыть можно онлайн за сутки.
Что касается внимания к малому бизнесу, с точки зрения дешевых кредитов появилась программа 5-7-9.
Как она сейчас выполняется?
Если взять конкретно программу, я бы не сказал, что там все плохо, потому что результативность программы сравнивается с ней самой. До этой программы за 8 лет было выдано всего пару-тройку сотен кредитов. А на май месяц по программе 5-7-9 было выдано 500 кредитов. Да, ее запустили на хайпе. Когда она заработала, то оказалась чем-то совсем другим, чем декларировалось. Нужно было сначала ее запустить, презентовать, а потом делать хайп. А получилось все наоборот. Возможно, лет через пять она будет работать так, как ее презентовали, но к этому еще нужно идти. Однозначно, плюс в том, что такая программа появилась.
С точки зрения внимания к микробизнесу со стороны проверяющих, здесь практически ничего не поменялось. При этом моратории, которые вводятся, практически никто не соблюдает. Если надо, придут и проверят. При этом контролируют не потоки контрабанды на границе, а пытаются искать эту контрабанду уже в магазине у предпринимателя.
Вы считаете нужно поддерживать местного производителя или поставить всех в равные условия?
У нас в приоритетах – поддержка местного производителя. Это протекционизм чистой воды. Каждый орган местного самоуправления знает, какую отрасль ему нужно поддерживать. У нас одна из отраслей-драйверов в Харьковском регионе – это IT. Она работает и без государственной поддержки, ей главное не мешать.
В Харькове работают 35 тысяч айтишников, средняя зарплата у них 2300 долларов в месяц, а если учесть, что они работают через третью группу единого налога, то они платят в виде налога 5% от этой суммы. Это 100-110 миллионов гривен в месяц плюс единый налог. Не надо их трогать, чем их больше, тем лучше.
Нужно поддерживать отрасль переработки продуктов питания, чтобы сформировать цепочки добавленной стоимости. Это позволит сформировать рабочие места, увеличить поступления на доходы физических лиц в местные бюджеты. К сожалению, этой поддержки мы не видим.
Нет и поддержки легкой промышленности, у которой в Харькове огромный потенциал. У нас много предприятий, которые шьют одежду или обувь. Их надо поддерживать. Это множество сотрудников, которые частично работают в тени. Если создать им условия, они будут работать легально. Нужно помогать им выходить на рынки Европы, проводить торговые миссии, участвовать в ярмарках, привозить сюда больших европейских игроков или представителей стран, которые могут эту продукцию закупать.
Читайте также: Со-основатель сети магазинов одежды «МЯСО» Тарас Шостенко: “Хороший продавец должен быть как сутенер”
Харьков сейчас в красной карантинной зоне, как это возможно?
Все это пока можно делать онлайн. Бизнес старается переориентироваться на новые условия, и тут помогает опыт предпринимателей, которые это уже сделали.
Есть бизнесы, которые переориентировали производство на выпуск масок или санитайзеров, есть кафе, которые адресно доставлять еду компаниям, по-прежнему работающим в офисах. Много таких примеров. Неплохо себя чувствуют, например, некоторые магазины одежды в Харьковской области. Если раньше люди ездили покупать одежду в Харьков, то теперь больше покупают у себя.
Как вы думаете, будет ли смягчен закон о тотальной установке кассовых аппаратов, который вступает в силу с 1 января 2021 года?
На сегодняшний день в Верховной Раде есть несколько законопроектов, смягчающих тотальную фискализацию. Среди них можно выделить два. Один из них самый лучший для предпринимателей, потому что он отменяет кешбеки и обязательный учет (проект закона № 3853-1 – ред.).
И есть законопроект (проект Закона № 2645-Д – ред.), он с нашей точки зрения хуже, но у него больше шансов быть принятым, потому что он поддерживается Комитетом Верховной Рады по вопросам финансов, налогов и таможенной политики. В нем есть понятие рисковых категорий товаров. По этому проекту, если вы торгуете рядом товаров, например текстилем, вы должны будете использовать кассовый аппарат, если площадь торгового места превышает определенную площадь. Мы отправили обращение, чтобы убрать эти нормы.
У нас очень много предприятий легкой промышленности и много магазинов, которые продают текстиль и фурнитуру для таких производств, поэтому они сразу все попадут под кассовые аппараты. Мы за то, чтобы законопроект полностью освободил микробизнес от кассовых аппаратов. РРО должны быть в больших торговых сетях, а не в маленьких магазинах.
Как вы относитесь к инициативе президента Зеленского легализации медицинского каннабиса?
Часто ошибочно считают, что легализация медицинского каннабиса – это легализация марихуаны. Это не так.
Речь идет о медицинском каннабисе, как о лекарстве и обезболивании для лечения тяжелобольных. Есть большая проблема у людей, чьи болезни связаны с сильными болями в том, чтобы получить разрешение врача на мощное обезболивающее. Такие лекарства — это в основном химия. Если бы медицинский каннабис легально продавался в аптеках, эти люди решили бы проблему обезболивания.
Не секрет, что в Харьковской области есть фермеры, которые выращивают коноплю. У них есть одна большая проблема, связанная с тем, что они не имеют лицензий на ее переработку. Очень часто переработкой занимаются иностранные компании. Это все равно, что мы продаем за границу зерно, а оттуда завозим макароны. Если дать фермерам возможность легальной переработки конопли, это помимо доходов в бюджет, даст возможность контролировать выращиваемые объемы.
Андрей Войницкий