«Более хулиганистого и рискованного офицера у себя на флотах я не встречал!», — именно так Григория Поженяна охарактеризовал адмирал Филипп Октябрьский. Он был хорошим человеком с плохим характером. Интересно, что в Одессе личность поэта-фронтовика более известна, чем в Харькове, где он родился. О том, что Поженян жил в нашем городе, свидетельствует мемориальная табличка по переулку Кравцова, 8.
Будущий поэт-фронтовик Григорий Поженян родился в Харькове в семье интеллигентов. Его отец был одним из основателей Харьковского тракторного завода и директором Украинского научно-исследовательского института гражданских, промышленных и инженерных сооружений в Харькове. Его репрессировали в 1937 году. Мать работала терапевтом и была кандидатом медицинских наук.
Поженян жил с мамой и бабушкой в переулке Кравцова, ходил в школу №6, где позже училась Людмила Гурченко. С 12 лет он начал заниматься боксом. Его кумирами были Анатолий Грейнер и Лев Сигалович, которые стали чемпионами СССР. Олег Яковлевич Колесников, любимый учитель Поженяна, привил любовь к литературе, открыл ему Байрона, Пушкина, Лермонтова, Толстого.
В 1939 году Григорий Поженян окончил школу и ушел проходить срочную службу на Черноморский флот. Во время войны стал участником обороны Одессы, бойцом легендарного отряда моряков-разведчиков, которые обеспечивали водой осажденный город. Войну Григорий Поженян закончил в Румынии.
Он говорил о войне так: «Лично мне было всегда страшно на войне: и под Одессой, и под Севастополем, и в десантах в Новороссийск и Эльтиген. В лоухских снегах, на кестеньгском направлении, мне было страшно и холодно. По ночам (если я не ходил в разведку, а ждал очереди: «чет-нечет») я мечтал, просыпаясь, о ранении. Но не в голову или в живот – смертельно, не ниже спины – стыдно, а в левую руку. Сколько раз я её, бедную, запросто отдавая, видел себя живым «навеки»: то с пустым рукавом, то с протезом – кисть в черной перчатке… Но это по ночам. Утром я просыпался и вставал для всех непреложным. Храбрость – постоянство усилий, постоянство усилий, пока гремит война…».
Читайте также: «Глаза разбегались на эти улицы»: Харьков в жизни писателя Ивана Бунина
Поженян начал писать стихи и печататься ещё на войне, в 1943 году был военным журналистом газеты «Боевая вахта» 7-й Воздушной армии Карельского фронта, позднее – корреспондентом газеты «Красный Черноморец». 25 февраля 1943 года военный журналист газеты «Боевая Вахта» 7-й Воздушной армии – младший лейтенант Поженян был награждён медалью «За оборону Одессы».
В 1947 году он поступает в Литинститут, из которого его отчисляли дважды. Первый раз – по политическим мотивам. Его, как офицера-фронтовика, вызвали в партком института и попросили выступить на собрании против «космополита» поэта Павла Антокольского, учителя и творческого наставника Поженяна. Он пришёл и выступил, но сказанные слова были абсолютно противоположны тому, что от него хотели услышать. Поженян говорил о ярком поэтическом таланте Павла Григорьевича, о его несравненной эрудиции и культуре, о его любви к своим студентам, к поэзии. Собрание было сорвано, а на следующий день директор выгнал его.
Во второй раз его отчислили из-за того, что во время очередных студенческих разборок Григорий вытащил пистолет – именной, с надписью: «Угольку за храбрость». На него написали донос. Поженян пытался доказать, что Уголек – это он. Был суд. В итоге нашли боевого командира Поженяна, вице-адмирала Азарова, который специальной телеграммой подтвердил, что Поженян и Уголёк – одно и тоже лицо.
Первый сборник стихов «Ветер с моря» Григорий Поженян выпустил в 1955 году. В 1972 году — под псевдонимом Гривадий Горпожакс (комбинация имён и фамилий реальных авторов), совместно с Василием Аксёновым и Овидием Горчаковым написал роман-пародию на «шпионский боевик» — «Джин Грин — неприкасаемый».
Читайте также: «Пользовался огромным успехом у женщин»: как жил украинский поэт Владимир Сосюра в Харькове
Григорий Поженян за свою жизнь успел примерить на себя разные амплуа. Он был моряком, разведчиком, поэтом, сценаристом, режиссёром. Общественный деятель Михаил Хазин писал о нем так:
«Григорий Поженян – человек необычайной судьбы, о котором всегда ходили легенды, вся его жизнь была соткана из легенд. Поэт, боксёр, авантюрист, редкостный смельчак, уникальный рассказчик, центр любой компании – но прежде всего, конечно же, герой войны… Один из самых пронзительных и честных поэтов нашего времени. Творчество Поженяна, воинственно благородное, как, впрочем, и его задиристый нрав, укрепляло мужество в сердцах читателей, помогало стойко и достойно переносить горечь утрат, жестокие травмы, на которые был так щедр ХХ век, да и нынешний, двадцать первый, тоже вроде не скупится. Надо уметь держать удар! – это был один из девизов Поженяна. Песни на его стихи поют до сих пор».
Поэт умер 20 сентября 2005 года в день своего 83-летия в Москве. Григорий Поженян успел опубликовать 30 сборников, написать сценарии к фильмам, которые стали легендами отечественного кино: «Жажда», «Никогда», «Прощай», «Поезд в далёкий август». Песенное наследие Григория Поженяна насчитывает более шестидесяти песен, многие из которых входили в репертуар Иосифа Кобзона, Юрия Антонова, Майи Кристалинской, Льва Лещенко, Муслима Магомаева, Эдуарда Хиля и других известных исполнителей.
Владлена Колесник
Посмотрел бы он на нынешнюю укропию