Конец XIX и первая треть XX века – невероятно «музыкальный» период в истории. В это время прозвучали на весь мир лучшие сочинения Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова, Скрябина, Стравинского и Прокофьева.
В это же время появляется возможность слушать мелодии любимых композиторов на фонографе, со временем – на патефоне. Но живые встречи с любимыми авторами всё равно оставались грандиозным событием в жизни каждого любителя музыки. В том числе, и харьковских меломанов.
В Харькове Петр Чайковский был не раз, по приглашению своих друзей и проездом, поэтому был хорошо знаком с городом и его музыкальной жизнью.
В 1893 году после зимних гастролей в Брюсселе и Одессе композитор отправился в Харьков. Газета «Южный край» писала: «Билеты на симфонический концерт под руководством П. И. Чайковского разбираются нарасхват, так что их осталось очень мало…». Организатором концерта был один из главных музыкальных деятелей города, дирижер, пианист и педагог Илья Слатин, основатель Харьковского музыкального училища, ставшего консерваторией, а также – глава Харьковского отделения Императорского русского музыкального общества. Современники вспоминали, что Чайковский «категорически отказывался даже говорить о гонораре и не желал получать за концерт никаких денег».
Утром 11 марта поездом из Москвы Петр Ильич прибыл на харьковский железнодорожный вокзал, где его встретили бурными аплодисментами искренне любившие композитора харьковчане, откуда он отправился в гостиницу «Европейскую». А уже после полудня в этот же день началась первая репетиция будущего концерта, во время которой Чайковский особое внимание обратил на звучание первой валторны. Петр Ильич «весь просиял» и благодарно кивал исполнителю. Как только начался антракт композитор лично выразил восхищение его игрой: «Ни один валторнист до сих пор не играл так точно. От души благодарю вас».
Читайте также: Топ-7 утраченных храмов Харькова, которые остались только на фото
На следующий день была проведена вторая репетиция харьковского оркестра. Интересные детали о пребывании Чайковского в Харькове описал один из оркестрантов, харьковский трубач и педагог П. В. Рязанцев: «Во время репетиций Петр Ильич всегда был исключительно вежлив, мягок, внимателен, он никогда не позволял себе повышать голос и своей добротой и внимательностью умел добиваться таких высоких результатов, каких не добивались многие крупнейшие дирижеры».
Сам концерт проходил 14 марта в зале Дворянского собрания, которое располагалось на сегодняшней площади Конституции. Чайковский в этот вечер дирижировал оркестром, исполнявшим его собственные произведения, среди которых звучала и Симфония №2. По письменным воспоминаниям скрипача и педагога, основателя музыкальной скрипичной школы Харькова Исаака Букиника, «харьковская публика с особенным удовольствием слушала эту гениальную симфонию, в основу которой положены украинские народные песни».
Состав оркестра был уникальным: прежде в Харькове не было оркестра более 40-45 человек, а в этот раз – около 70 музыкантов, которых с трудом разместили на небольшой сцене зала. Концерт для скрипки Чайковского в этот вечер исполнил знаменитый скрипач-виртуоз Константин Горский, преподаватель Харьковского музыкального училища и основатель культурного общества «Дом Польский» в Харькове, друг Чайковского, с которым они познакомились в Тифлисе.
Финал концерта украсила увертюра «1812 год». По словам современников, музыкантов удивил необычный способ дирижирования: во время исполнения Чайковский держал палочку зажатой в кулаке, а не традиционной «щепоткой». Но нестандартная манера никак не испортила музыкальный процесс, а напротив «…дирижировал Петр Ильич прекрасно, с каким-то особенным, непередаваемым чувством, с исключительной искренностью и увлечением».
После завершения концерта харьковчане спешили к сцене с охапками цветов, стремились пожать руку гостю, выразить свою любовь и восхищение. Чайковский старался успеть уделить внимание каждому и медленно продвигался к выходу. В итоге Чайковского на руках вынесли из зала под бурные аплодисменты и крики «браво». А после члены музыкального общества во главе со Слатиным пригласили Чайковского в фаэтон и отправились на Екатеринославскую улицу к знаменитому фотографу Альфреду Федецкому. В тот вечер был создан знаменитый фотопортрет композитора, который в июле 1894 года Федецкий послал на Антверпенскую выставку. А один из редких оригинальных крупноформатных экземпляров этого фотопортрета сегодня можно увидеть в коллекции раритетов Харьковского университета им. Котляревского.
Во время репетиций Петр Ильич всегда был исключительно вежлив, мягок, внимателен, он никогда не позволял себе повышать голос и своей добротой и внимательностью умел добиваться таких высоких результатов, каких не добивались многие крупнейшие дирижеры.
После концерта был торжественный обед в честь Петра Ильича в гостинице «Европейской», на котором собралась вся музыкальная общественность города. Звучало множество тостов, торжественных речей и благодарностей. Петр Ильич был в прекрасном настроении, шутил, смеялся, рассказывал о своих путешествиях, о встречах с композиторами, особенно тепло вспоминал Жоржа Бизе и Эдварда Грига и «говорил комплименты одной интересной даме, которая не сводила с него глаз».
Харьковчане после встреч единогласно отмечали его, как «бесконечно скромного», «приветливого», «простого» человека. Говорит об отзывчивости и доброте эпизод с харьковским кларнетистом Феофаном Панченко, который лежал с тяжелой болезнью в лечебнице и не смог участвовать в концерте. Петр Ильич знал его ранее и на репетиции заметил, что среди оркестрантов знакомца нет. Узнав, что тот болен и лежит в Александровской больнице, Петр Ильич лично навестил его и оказал значительную материальную помощь.
Побывал в эти дни Чайковский и в Харьковском музыкальном училище на Екатеринославской улице. В честь гостя преподаватели и учащиеся дали большой концерт. В училище в тот вечер присутствовал и фотограф Альфред Федецкий, который сделал еще два снимка. На этих кадрах Пётр Ильич запечатлен с преподавателями Харьковского музыкального Училища и представителями музыкального Общества: И. Слатиным, К. Горским, А. Шульц-Эвлером, Ф. Кучерой и др. Качество фотографий Чайковский называл «превосходным», а фотографа – «первокласснейшим». Дорого стоит такая высокая оценка, учитывая, что фотопортреты композитора изготавливали лучшие фотохудожники России и Европы.
В Харькове он встретился со своим старым другом – архитектором и музыкантом-любителем Иваном Клименко, который специально приехал из Полтавы, чтобы успеть повидаться.
Провожавших Чайковского на харьковском вокзале собралось еще больше, чем встречавших пятью днями ранее. Как вспоминал потом харьковский поэт и журналист В. Иванов, сквозь толпу было практически невозможно протиснуться, а на просьбу журналиста подарить фотопортрет, Чайковский ответил: «Я всё роздал, даже неготовые портреты, оставил у Федецкого карточки с подписями, которые он потом приклеит к ним, когда они будут готовы».
Вечером 18 марта Чайковский вернулся из Харькова домой, и уже на следующий день возобновил работу над Шестой симфонией…
Читайте также: Топ-10 улиц Харькова с интересной историей
Сергей Рахманинов посещал Харьков множество раз, впервые – еще будучи студентом Московской консерватории, а в последний раз – в 1917-м году, перед эмиграцией.
Первое путешествие композитора состоялось, благодаря его другу и соученику, харьковчанину Михаилу Слонову. Дружба была крепкой: Михаил ухаживал за другом в Москве в дни болезни Сергея летом 1891 года, помогал в редактировании сочинений. А в декабре 1892 года Михаил организовал для друга концертный тур по Российской империи. Побывали молодые музыканты и в Харькове, где остановились у Якова Николаевича Лысикова – близкого друга семьи Слонова, известного харьковского купца и благотворителя. Первый концерт прошёл в зале Городского дома: Михаил Слонов пел романсы, а Сергей Рахманинов аккомпанировал ему и играл произведения Листа, Шумана, а также – собственные сочинения. А на втором концерте, 27 января, в зале Дворянского собрания прозвучали романсы «В молчанье ночи тайной» и «О нет, молю, не уходи» под аккомпанемент автора.
Всего с 1892 по 1917 гг. Рахманинов побывал с концертами в Харькове 13 (!) раз, играл в Оперном театре и зале Общественной библиотеки (нынешняя библиотека имени В. Г. Короленко). «Южный край», «Харьковские губернские ведомости», «Утро» – все газеты на прилавках пестрели заголовками с именем Сергея Рахманинова.
Не раз играл Сергей Рахманинов в усадьбе своих друзей Алчевских, известной в Харькове семьи, представители которой занимались меценатской и просветительской деятельностью. В их семье также были музыкальные дарования: Григорий Алчевский был композитором, а Иван Алчевский — известным певцом, покорившим сцены крупнейших оперных театров мира. Гостил Рахманинов у Ильи Слатина, в том же доме, где бывал с визитами и П. И. Чайковский.
Харьковчане до сегодняшнего чтят память композитора: с 1998 года в городе проходит Международный музыкальный фестиваль «Рахманинов и украинская культура».
Читайте также: Топ-10 мировых знаменитостей, посещавших Харьков
Первая поездка Сергея Прокофьева в Харьков случилась в детстве. Родители Прокофьева, имевшие проблемы со зрением, опасаясь, что близорукость может оказаться наследственной, решили сводить сына к хорошему окулисту. Первый раз маленького Сергея показали офтальмологу в Москве – тот прописал пациенту очки. Но мальчику очень не понравилось носить новый аксессуар, да и родителей продолжало беспокоить зрение сына. Во время визита в Харьков они решили показаться еще одному окулисту – знаменитому Леонарду Гиршману. Тот провёл осмотр и «сказал, что очков не надо». В это же приезд Серёжа был полностью очарован лифтом в одной из харьковских многоэтажок и цирком с водными аттракционами. В дневнике Прокофьева видим еще одно детское воспоминание — 12 ноября 1903 года маленький Сережа был в Харьков проездом, но успел только выпить кофе в нашем городе и написать письмо папе.
Еще одна яркая поездка в Харьков состоялась в 1917 году. Но не в роли композитора ехал к нам Сергей Прокофьев — он спешил на встречу к харьковчанке Полине Подольской, которая когда-то, еще ребенком гостила у него в Петрограде. В Харьков композитор прибыл 18 апреля: «В Харькове я взял мой маленький чемоданчик и выпрыгнул из вагона, попав без малого прямо в объятья Полины. <…> После серии восклицаний и удивлений, мы отправились по улицам города». Погода была теплой, вовсю уже бушевала зелень, поэтому прогулки Харьковом затянулись до самого вечера, и только к шести часам молодые люди отправились на трапезу в ресторан.
Три дня композитор был в Харькове через десять лет – в марте 1927 года. «Целый день едем в Харьков. Эта линия знакома мне с детства ― и сколько воспоминаний связано со всеми проезжаемыми станциями…», — пишет он в своём дневнике. 7 марта композитор приехал в Харьков, и в этот же день в своём дневнике отмечает впечатления об архитектуре города: «Ближе к центру имеются недурные дома немецкого типа. Вообще, оказывается, немцы сыграли не последнюю роль в харьковской архитектуре». В этот приезд Прокофьев встретился с Верой Реберг, дочерью доктора Альберта Реберга, соседа и друга родителей Прокофьева. А 9 марта состоялся концерт музыканта в Харьковской консерватории по просьбе директора – виолончелиста Якова Розенштейна.
В консерватории Прокофьев много общается с молодежью: «Выступил сегодня перед веселой и приятной молодёжью с гавотами, сказками, маршами, словом, всякой мелочью. После исполнения в зале оглушительный треск. Ученик говорит мне речь по-украински. Все время слышно «перший», то есть первый…»
В этот же день Прокофьев оценил серию эскизов костюмов к своей опере «Любовь к трём апельсинам», которую ему продемонстрировал автор – художник-авангардист Александр Хвостенко-Хвостов, активно работавший в 1920-30 гг. над сценическим оформлением опер, в том числе и европейских композиторов Россини, Вагнера, Бизе.
В начале ХХ века музыкальный концерт в Харькове был долгожданным событием, которое запоминалось надолго и еще неделями обсуждалось и описывалось в личных дневниках. И даже в ХХI веке, столетие спустя, здесь хранится память о пребывании в родном городе удивительных музыкантов, подаривших не одну минуту счастья искренне любившим их харьковчанам.
MyKharkov.info
[…] […]
[…] […]
[…] […]
[…] […]
[…] […]