Проект патрульной полиции сегодня стартовал в Харькове. Новые полицейские, в составе 800 человек, приняли присягу на верность городу и стране, дабы осуществить обеспечение правопорядка на харьковских улицах. Это уже четвертый город, в котором государственная власть осуществляет попытку интегрировать новую структуру в полностью дискредитировавшую себя правоохранительную систему Украины. Как будет выглядеть новая полиция, и оправдает ли она ожидания харьковчан, мы рассмотрим в данной материале.
Возможно, только самый ленивый человек на постсоветском пространстве не слышал о реформах команды М. Саакашвили в Грузии. Безусловно, не существует политического лидера, действиями которого будут довольны большинство граждан. Но всё же, нельзя отрицать преображения Грузии как государства в целом, где были сделаны первые шаги для преодоления коррумпированного политического порядка.
Украина, как государство, функционирующее в правовом и политическом порядке на тех же основах, нуждается в реформах с момента обретения собственной независимости. Если Грузия добилась привлечений иностранных инвестиций и улучшения финансового микроклимата, то мы до сих пор находимся в поисках своего собственного пути. А после революционных событий, явно напрашивалась реформа МВД.
Реформа украинской милиции, возможно, является одной из фундаментальных проблем в Украине. Еще в эпоху Кучмы Украину называли государством, где милиция имеет неограниченные полномочия. Харьков же с начала 1990х назывался не иначе как «ментовский город». Таким образом, в Украине сложился режим, где силовые структуры занимали доминирующее властвующее положение в обществе
Для того чтобы попытаться изменить ситуацию, сделана попытка реформировать всю систему Министерства Внутренних дел. Разумеется, систему, которая функционирует более двадцати лет, сломать за несколько месяцев невозможно. Поэтому, решено начать реформу с создания национальной полиции. Ключевая задача полиции – стать антиподом милиции, доверие к которой у населения близко к нулю.
К созданию патрульной полиции государство должно отнестись с особой серьезностью. Процедура реорганизации займет пять лет, а сейчас мы видим только первые шаги. Конечно, задача реформы состоит не просто в создании новой полиции и ликвидации милиции, а в том, чтобы это действительно заработало. Полицейский, согласно реформе, должен стать настоящим блюстителем правопорядка, сторонником закона и справедливости.
Для этого власть предложила провести открытый конкурс, в котором участники в равной и справедливой конкурентной борьбе на основе отбора, определят, кто достоин звания патрульного полицейского.
В Киеве новая полиция появилась еще в начале лета. Сейчас о ней ходят легенды. Помимо многочисленных видеозаписей, где полицейские помогают гражданам на дорогах города, они исполняют свои прямые обязанности. Еще год назад, мы вряд ли могли представить, что водителей дорогих иномарок, генералов, а также вице-президента УЕФА, способна остановить патрульная полиция. Естественно, не обходится и без эксцессов, однако, это рабочие моменты, которые в будущем наверняка будут упразднены.
Во Львове патрульная полиция функционирует уже месяц. Сенсационных задержаний пока не было, но определенный резонанс присутствует. В скандалах с перевозкой медикаментов, а также остановкой ГАИ за превышение скорости, отметился начальник Львовской полиции Ю. Зозуля. К тому же, главу ведомства ограбили в первый же день работы.
Наиболее колоритное приключение львовской полиции за период своей работы, это эвакуация людей из автобуса, застрявшего по причине потопа на улицах города.
Еще год назад, мы вряд ли могли представить, что водителей дорогих иномарок, генералов, а также вице-президента УЕФА, способна остановить патрульная полиция.
Одесская полиция ровесница львовской. Пока сложно сказать о её достижениях, единственный занимательный момент, это предвыборные билборды БПП «Солидарность» с изображением полицейских. Министр МВД уже пообещал разобраться.
На мой взгляд, реформирование региональной структуры МВД будет особенно сложным. Учитывая позиции милиции в городе, реализация реформы может проявиться абсолютно по-разному. Однако, также сильны и позиции главы МВД Арсена Авакова, который как никто другой заинтересован в преобразованиях, чтобы восстановить утраченные позиции своей партии. К тому же, в целом, старт патрульной полиции был воспринят с энтузиазмом в других регионах.
В Украине, по своей сути, нет такого понятия как «конкурс». Поэтому, многие справедливо не верят в то, что действительно возможно создание такой практики в нашем государстве. Не говоря уже о конкурсе во время реформирования органов внутренних дел.
Пётр, недавно окончивший университет, заинтересовался перспективой стать частью проекта патрульной полиции в родном городе. Однако, конкурс имел свои особенности.
«В начале ты должен заполнить анкету в GoogleDocs, которая состоит из самых обычных вопросов. Наличие автомобильных прав, кажется, было одной из важнейших составляющих. Заполняешь анкету, отправляешь, ждешь около месяца пока длится кампания, и в конце тебе приходит письмо о том, попадаешь ли ты на первый этап. Звонят, уточняют данные и время в которое ты должен явиться.
Мы приехали в ХНУВД, где происходило распределение по группам. Участников делят на четыре группы, они проходят тестирование. Психологический IQ тест, похож на тест Айзенка, только адаптированный к полицейским требованиям. Вопросы завуалированные, акцент идет на проверку интеллектуального потенциала конкурсанта и умение найти решение задачи в краткий срок. Тест я прошел очень быстро и особых трудностей не испытал. Отмечу, что многие отсеивались после этого теста. Максимум — 60 баллов. Однако, были и такие которые набирали около 30 баллов, но проходили дальше.» — утверждает Пётр.
«Следующим этапом стало прохождение военно-врачебной комиссии. Отправлялся бланк с запросом о выписке из больничной карты за последние пять лет. Ты подписываешь бланк, получаешь выписку, и в назначенное время приходишь проходить комиссию. Приходилось остаивать огромные очереди, в основном, комиссию мы проходили около недели. Далее присылается приглашение на следующий этап, где проверяется физическая подготовка. Тебя лично уведомляют, указывают, что нужно взять удобную одежду и обувь, также указывают на обязательное наличие паспорта и приписного свидетельства. Этап состоит из нескольких нормативов, среди которых подтягивания, спринт, и бег на километр. Требования достаточно серьезные в рамках разумного.
После прохождения физической подготовки мне пришло приглашение на следующий этап, прохождение психологических тестов. С собой необходимо было иметь паспорт, идентификационный код, копии дипломов и аттестата. Применялась методика MMPI-2, адаптированная к украинскому языку. Такие тесты впервые используются для проверки психологических качеств сотрудников полиции, и, в принципе, их можно использовать в такого рода тестировании. Время выполнения теста — полтора часа, формат ответа: «Да», «Нет». После прохождения теста нужно идти с документами в отдел кадров и оформлять резюме. Итог этой процедуры означает прохождение этапа тестирования.
Далее можно ехать домой и ожидать. Могут направить на дополнительное психологическое обследование, где нужно получить сертификат о профпригодности у нарколога или психиатра. В другом случае, отправляют на собеседование, что является заключительным этапом конкурса.»
На собеседовании многое зависит от комиссии. Она неоднородна, в ней могут быть волонтеры, представители гражданских организаций, бывшие сотрудники милиции. В основном, они стараются продвигать «своих». После собеседования тебя уведомляют о дате и месте проведения обучения, которое проходит в ХНУВД.
Отдельной темой выступает кумовство. Насколько мне известно, работать в новой полиции изъявило желание около трёх тысяч человек, тогда как необходимо было набрать гораздо меньше, т.е конкурс был внушительный. Принимало участие большое количество бывших сотрудников правоохранительных органов. Это люди с откровенно плохой физической формой, которые фантастическим образом проходили тесты по физподготовке. Либо же их просто пропускали дальше, несмотря на неудовлетворительные результаты. Многие, кто не сдал первоначальные тесты, также умудрились пройти дальше. Вообще конкурс был достаточно специфичен, я надеюсь, дальше всё будет более прозрачно.»
С точки зрения конкурсанта, существуют также различия при конкурсном наборе в Киеве и в Харькове.
«В столице идет акцентирование на пиар, профессиональные качества полицейских у меня вызывают сомнения. Хотя, практика остановки известных личностей в случае нарушений радует,возможно, в будущем это станет хорошей традицией.
В Харькове же сам процесс ориентирован на сохранение действующей структуры МВД. Однако, вопреки критике Киева, конкурс в столице всё же был более прозрачным.» — рассуждает автор.
По его мнению, опыт патрульной полиции в городе станет успешным, если она сможет завоевать уважение людей, показать себя действительно новой структурой.
В Украине, по своей сути, нет такого понятия как «конкурс». Поэтому, многие справедливо не верят в то, что действительно возможно создание такой практики в нашем государстве.
Когда наши политики любят ставить в пример полицейских цивилизованных стран, то они забывают тот факт, что гражданская и правовая культура Украины и Европы заметно отличается. На Западе полицейские имеют невероятно широкую компетенцию, однако, там народ понимает что такое закон, который, в свою очередь, обезличен и беспристрастен.
Старт патрульной полиции в Харькове является достаточно многообещающим событием, на котором присутствовали ключевые фигуры государства.
Мы видим, что реформа вступила в действие, но никто не может дать гарантию, что «полиция по-новому» не станет через полгода-год типичнейшим образцом старой милиции.
Причина такой возможности заключается в том, что реформы не происходят в государстве в целом. Молодым полицейским установлена зарплата на уровне около 8 тысяч гривен,чтобы устранить появление коррупции. Однако, нет никакой гарантии стабилизации социально-политической ситуации в государстве.
Первое время мы увидим полицию образца справедливости и человечности. Если будут осуществляться всеукраинские реформы, то полиция будет соответствовать этим изменениям. В ином случае, патрульная полиция через какое-то время адаптируется к привычным милицейским «правилам игры» и станет продолжением милиции, что может свести саму реформу на нет.
Андрей Ганжа