В последние дни декабря город будто начинает жить в совершенно ином ритме. Улицы и здания окутывает праздничная иллюминация, магазины спешат продать все, что не успели за год ― ведь понятие подарок весьма широкое. Горожане погружены в предновогодние хлопоты. И главным вопросом для них становится как, где и с кем встречать Новый год. Из года в год ситуация повторяется. И даже полтора столетия назад харьковчане относились к встрече Нового года и Рождества с таким же трепетом и ответственностью, как сегодня мы.
Портал MyKharkov.info предлагает взглянуть на предпраздничный Харьков рубежа 19-20 веков.
Полтора столетия назад для харьковчан зимние праздники начинались 25 декабря ― с Рождества. Ведь это сегодня государство живет по григорианскому календарю, а церковь ― по юлианскому. А тогда все придерживались одной календарной системы, поэтому уже к 24 декабря почти в каждом доме появлялась рождественская ель, украшенная игрушками и сладостями. Оба праздника ― Рождество и Новый год широко отмечались харьковчанами.
Дмитрий Багалей и Дмитрий Миллер приводят цитату современника о гуляниях в Харькове в 19 веке: «Бывало на Рождественских праздниках катались в два ряда в сотнях саней, ехавших гуськом и шагом одни за другими, в длину всей Екатеринославской улицы (сейчас — Полтавский шлях)… Дамы в великолепных салопах с лисьими чернобурыми воротниками, мужчины в бобрах, роскошные ореховые двухместные и четырехместные сани…».
На рубеже 19-20 веков харьковчане предпочитали отмечать Рождество и Новый год дома в кругу семьи и близких друзей. За праздничным столом собирались родственники. В домах дворянства и зажиточных мещан устраивали званые вечера. Молодые люди танцевали и играли в фанты, люди более почтенного возраста устраивались за «зеленым» столом, где разыгрывали партию в бостон, играли в вист, пикет, марьяж и соло. В перерывах между играми и танцами радушная хозяйка подавала угощения на разные вкусы и пунш.
В первый день Рождества и нового года обычным делом были походы в гости. Фактически горожане, особенно это было распространено в дворянской среде, в течении дня разъезжали по городу с короткими визитами, поздравляя друг друга с праздниками. Другим вариантом поздравления с наступившим Новым годом выступали праздничные открытки.
Читайте также: Новый Год к нам мчится: семь ресторанов Харькова, где отметить праздник
Традиция украшать к рождественским и новогодним праздникам пушистую ель во второй половине 19 века прочно вошла в быт харьковчан. А как известно, спрос рождает предложение. Поэтому в конце 19 — начале 20 века с десяток харьковских магазинов и лавок предлагали своим покупателям разнообразные елочные игрушки. Так, магазин игрушек Руденко в Шляпном переулке (сейчас Соборный переулок) обещал большой выбор картонажей и украшений для елки от заграничных и отечественных фабрик, как поштучно, так и в наборах, стоимостью от 1 руб 25 коп, конфетти, серпантин, игры для детей.
В магазине Ф. Миллера, что находился в доме 34 по Рыбной улице (сейчас — ул. Кооперативная) кроме большого выбора украшений для елки, продавали также поздравительные открытки к Рождеству и Новому году и «подарки всякого рода для предстоящих праздников», особенно рекомендовали детские книги. Подобный ассортимент предлагал Торговый дом И. В. Дешина и Г. Е. Мельникова на Университетской улице, писчебумажный магазин «Образование» на Сумской.
Чтобы рождественская елка была не только нарядной, а и переливалась огоньками, в 1880-е годы горожане отправлялись за специальными свечами, по 20 коп. за штуку, на Университетскую улицу в оптовый магазин М. К. Торского. Здесь также продавали елочные украшения и куклы. Спустя два десятилетия в части харьковских домов уже появилось электричество, а вместе с ним и электрические гирлянды. В одной из лавок в Армянском переулке 35 лампочек-звездочек стоили 12 рублей. Сумма довольно большая по тем временам, поэтому гирлянды не только продавали, но и давали в аренду на праздничные дни.
Испытывая жесткую конкуренцию владельцы кондитерских, писчебумажных и галантерейных магазинов обещали харьковчанам самые низкие цены и, как бы выразились сейчас, выгодные акционные предложения.
Читайте также: О чем писали харьковские газеты на рубеже ХІХ–ХХ веков
Кстати, сезонные распродажи — вовсе не изобретение 21 века. В предновогоднем Харькове конца 19 — начала 20 века страницы местных газет пестрели объявлениями о распродажах и праздничных скидках. Так, в декабре 1903 года горожан приглашали на большую дешевую распродажу в мануфактурном и суконном магазине В. В. Фадейчева, который находился в конце Московской улицы, возле Харьковского моста. В ассортименте — суконные, шерстяные, шелковые, мебельные, ковровые, полотняные, гардинные ткани.
Здесь также продавали и готовые изделия — большие теплые одеяла, стоимостью от 1 руб. 65 коп., суконные платки и цветные скатерти по цене от 30 коп.
Акционные цены на шелковые, шерстяные, суконные и мебельные ткани к праздникам были и в Торговом доме братьев Ендовицких. А вот в Гамбургском магазине на Московской улице, в преддверии Нового года, скидки распространялись не только на ткани, но и на пошив женских платьев.
Галантерейные и косметические товары, а также парфюмерию по очень низким ценам харьковским модницам предлагали с 28 декабря и в течении всей Крещенской ярмарки, Торговый дом Губенко, галантерейный и парфюмерный магазин Галанова и Усатого, что работали в Пассаже Пащенкова-Тряпкина (располагался на месте нынешнего Террасного сквера).
А вот в магазине Вернера по Московской улице предлагали лучшие подарки для юношей и взрослых — фотоаппараты, граммофоны, волшебные фонари (аппараты для проекции изображений), паровые и механические игрушки, стереоскопы. И все это разнообразие, если верить объявлению, в честь праздника, отпускали по очень низким ценам.
В конце 19 века, как и сегодня, новогодние праздники не обходились без сладостей. Поэтому кондитерские фабрики Харькова в декабре пытались удивить горожан сладкими новинками. В магазине кондитерской фабрики «Прогресс» предлагали карамель «Испанка», «Флотская», «Грация», «Фурор», «На крыльях ночи», конфеты «Бондон нуа», «Крем нектарин», «Греческие», трубочки шуари, мармелад, пастилу.
Но как бы не исхитрялись производители сладостей, харьковчане знали, что за конфетами к праздникам нужно отправляться в магазин Товарищества «Жорж Борман». К Рождеству и Новому году здесь устраивали большие выставки разнообразных кондитерских изделий. Жестяные банки, в которые паковали конфеты и печенье «Жорж Борман», изготавливали в виде контейнеров для хранения круп, сахара, чая или кофе. Так, на банках с печеньем из серии «Смесь для хозяек» вместо привычного названия печенья красовались надписи «Мука», «Рис», «Кофе», «Сахар». Поэтому подарок, купленный в магазине «Жорж Борман» имел двойную ценность.
Читайте также: Шоколадная империя Харькова: история «конфетного короля» Жоржа Бормана
На рубеже 19-20 столетий у харьковчан не возникало проблем и с тем, куда отправиться в праздничные дни. Рестораны гостиниц «Гранд-отель», «Московской», «Версаль», «Вена» предлагали изысканное меню и насыщенную развлекательную программу в последние дни декабря. Оркестры, вокальные номера и сценические постановки — выбор был весьма велик.
В театрах Харькова, концертном зале Буффе, Театре-цирке Братьев Никитиных посетителей ждал праздничный репертуар, с дневными спектаклями для детей. В залах Коммерческого клуба с 26-го по 31-е декабря проходили маскарады и танцевальные вечера, детские елки. В Харьковском купеческом собрании накануне Рождества и Нового года устраивали семейные и детские вечера. Харьковское латышское общество взаимного вспоможения приглашало на «Елку с подарками для детей». Детские утренники проходили и в Дворянском собрании, во время которых устраивали сборы средств и благотворительные акции.
Как правило, такие детские и семейные вечера, начинаясь около 6 часов вечера, длились до глубокой ночи и завершались танцами для взрослых.
Маленьких харьковчан приглашал на новогодний утренник также Музеум на Сергеевской площади. Вход стоил всего 30 копеек для взрослых и 15 — для детей. Каждый гость, кроме интересной развлекательной программы, получал маленький подарок.
Не обходились новогодние праздники и без уличных гуляний. Если позволяла погода, на Университетской горке заливали каток и устраивали ледяную гору для катания на санях. Чтобы обезопасить отдыхающих, по бокам горки возводили деревянные ступеньки. Это место часто становилось центром общегородских новогодних гуляний.
В книге «История города Харькова за 250 лет его существования» Дмитрий Багалей и Дмитрий Миллер приводят цитату современника о гуляниях в Харькове в 19 веке: «Бывало на Рождественских праздниках катались в два ряда в сотнях саней, ехавших гуськом и шагом одни за другими, в длину всей Екатеринославской улицы (сейчас — Полтавский шлях) … Дамы в великолепных салопах с с лисьими чернобурыми воротниками, мужчины в бобрах, роскошные ореховые двухместные и четырехместные сани…».
Алена Маршала
интересная статья
[…] […]
[…] Читайте также: Новогодний Харьков сто лет назад: маскарад и конфеты «… […]
[…] […]