Несмотря на активные боевые действия, которые вот уже 2 месяца российские оккупационные войска ведут на территории Харькова и области, многие горожане остаются в своих домах и никуда не выезжают.
«Держись!» — говорят они друг другу при встрече или в телефонных разговорах. Но в отсутствие постоянной работы и туманности каких-либо жизненных перспектив держаться все сложнее. Как морально, так и физически. Для многих людей в военное время одним из существенных источников пропитания становится гуманитарная помощь, которая формируется из стратегических запасов государства, а также приходит в Харьков из других стран. Что дают, как, где и когда — в специальном репортаже корреспондента «Мой Харьков».
В половине девятого утра в одном из отделений Новой почты уже людно. Очередь из горожан, стоящих за «гуманитаркой», быстро растет и образует приличный «хвост» — к открытию, в 9.00, здесь будет человек 200. Стоят не только пенсионеры. Приходят и вполне работоспособные граждане лет 50-60, которых война уравняла с немощными и стариками. Получить теперь какую-то работу и посещать ее под грохот градов — та еще задача. Ведь наземный общественный транспорт в городе не ходит, а в метро по-прежнему живут люди, спасающие себя и своих детей от бомбежек.
Занимаю очередь и невольно прислушиваюсь к оживленной беседе. В ожидании открытия пункта выдачи гуманитарной помощи горожане пытаются угадать, что будут давать и в каких количествах. Становится понятно, что многие приходят сюда каждый день и живут, благодаря гуманитарной помощи.
— Вчера давали окорочка, пришла домой, стушила их и поели. Очень жирные оказались, — делится впечатлениями пожилая пенсионерка.
— Да? Я пришла уже ничего не было, только хлеб и яблоки, — реагирует ее соседка по очереди.
— За окорочками надо приходить часов в 7, занимать, чтоб быть первыми, а то потом разберут, и не будет.
— Сейчас к открытию тут набегут толпы: один занимает, а потом приходит человек 8 еще, и все вперед идут…
— Я как-то пришел в половине четвертого утра, и уже было 5 человек, а давать начинают примерно в 10, простоял — удалось взять целую курицу и полкило конфет-леденцов, — многозначительно сообщил парень в кепке.
Внимание многих привлекает мужчина с огромным черным водолазом. Он тоже стоит в очереди. Собака устало поглядывает на граждан, как будто сомневается, что за столь скудным провиантом есть смысл столько времени стоять. Кто-то громко предположил, что «такому шкафу этот окорочок на один зуб». Тут же его поддержали: «Конечно, он же вдвое больше хозяина!»
Присмотревшись к большой компании очередников, можно заметить и других граждан с собаками: вон хорошо одетая дама лет 45 с большим белым алабаем, а вон пенсионерка с беспородной грустной псиной…
До открытия остается минут 5, и волнение усиливается. Многие переживают, что куриного мяса в этот раз вовсе не будет, потому что кто-то видел, как его привезли в замороженных огромных брикетах. Раздавать такой товар невозможно — надо ждать, чтобы оттаял. В руки дают по одному (иногда по два) окорочку, буханку белого хлеба или батон, пару килограммов картофеля, штук 5-10 яблок. Смотря что привезли, и что осталось.
В этот момент всеобщее предвкушение нарушает сильный звук артиллерийских выстрелов, чуть позже — отчетливо слышны взрывы. Люди в замешательстве и не понимают, как себя вести: то ли бросить очередь, в которой простоял 2-3 часа и спрятаться в безопасное место, то ли продолжить стоять за своими окорочками, рискуя жизнью. В итоге половина очереди отходит к стене здания, в котором находится отделение, и в страхе жмется к нему, другая половина — стоит на своих местах. Некоторые достали телефоны и звонят близким.
Нервный и одновременно радостный возглас отвлекает от ситуации и тех, и других:
— Уже дают, уже дают!! — женщина лет 70, не обращая внимания на звуки выстрелов и взрывов, успела сбегать в начало очереди, чтобы узнать, что начали раздавать продукты.
После этой информации сомневающиеся окончательно утвердились в мысли, что «надо стоять и не уходить». Тем более что счастливчики из первых, успевшие получить свою долю, один за другим, победоносно демонстрируют пакеты с двумя большими окорочками.
К моменту открытия пункта выдачи очередь действительно расширилась за счет прибывших родственников и знакомых тех, кто стоял здесь с раннего утра. Ведь получить свой дневной паек можно только лично — «за глаза», на неходячих и больных, продукты не выдают. И если на Укрпочте документы не требуют, то на Новой просят предъявить паспорт, чтобы внести его данные в рукописную ведомость. Тот, кто хочет схитрить, занимает очередь в двух местах — после того, как получит один раз, становится снова и надеется, что его «не вычислят». Этот трюк удается нечасто. «Вы только что взяли», — можно услышать из окошка выдачи.
По Харькову гуманитарную помощь раздают бесплатно на 20 (плюс-минус) отделениях Новой почты и Укрпочты — адреса часто меняются, чтобы была возможность охватить больше нуждающихся. Причем по выходным продукты выдают только на Новой почте.
Несмотря на то, что заявленное время работы «гуманитариев» до 13-15 часов дня, стоит иметь в виду, что уже в первый час выдачи «самое вкусное» может закончиться, поэтому приходить нужно пораньше.
Проверить актуальность адресов выдачи на текущий момент можно на сайте Харьковской областной государственной администрации.
Актуальные на сегодня адреса выдачи гуманитарной помощи в Харькове:
Александра Павлий
xd18sb