Харьковчанин Александр Борисович Гура и его сын Сергей обращаются к журналистам, Премьеру Азарову и мэру Кернесу с просьбой защитить их от Южной Железной Дороги, сотрудники которой пытаются лишить харьковчан жилья и угрожают их жизни. Об этом сообщает пресс-центр «Профиль».
Конфликт Александра Гуры с ЮЖД возник из-за дома, в котором харьковчанин живет уже 55 лет. За последние 40 лет ЮЖД большую часть дома переоборудовала под мастерские, хотя это противоречит Жилищному кодексу Украины.
Сейчас к этому дому ведет дорога между двух заборов – с одной стороны – склад ЮЖД, с другой – Основянское депо. Поперек дороги – металлический забор, за ним – строение мастерской, никаких признаков жилья. И за еще одним забором, совершенно неожиданно – обжитый двор и жилые комнаты в том же длинном здании мастерской.
По словам Александра Гуры, его мать Ульяна Нежурин, вернувшись из немецкого концлагеря, устроилась работать шпалоукладчицей на железной дороге. В 1958 году ЮЖД предоставила ей и сыну для проживания комнату в жилом доме № 16 по ул. Староугольный склад. Дом построен в 1911 году. В ордере на проживание написано, что дом аварийный.
Всего в доме было четыре комнаты-гостинки, общий коридор, кухня, туалет, душевые. Проживало 18 человек, рассказывает Александр Гура. В 70-х годах жильцов из аварийного дома начали расселять, ЮЖД предоставляла им новое жилье. «В 1974 году сотрудники ЮЖД нам сказали – мы заложим выход из вашей комнаты, а вам пробьем другой выход, потерпите лето, а к ноябрьским праздникам дадут новую квартиру», — говорит Александр Борисович. Так семья осталась без кухни, туалета и душевой. На их месте и месте освобожденных другими жильцами комнат ЮЖД создала мастерские.
В том же 1974 прокурор Червонозаводского района Харькова написал официальное письмо администрации ЮЖД с предложением отселить семью Ульяны Нежурин в связи с реконструкцией дома.
Однако квартиру семье Нежурин-Гура так и не дали, хотя всех остальных жильцов расселили. Так как жить в комнате без удобств было сложно, начали постепенно пристраивать – сейчас отец и сын Гура живут в пристройке, в комнате опасно – разваливаются деревянные балки потолка. «Я никогда не жаловался, я никогда ни у кого ничего не просил. Я живу в такой стране, в которой чем меньше просишь у чиновников, тем лучше», — объясняет Александр Борисович, почему не стали добиваться от ЮЖД новой квартиры, а достроили себе комнаты.
«В 2009 году, когда возвращался из российской командировки, на границе мне сказали, что адреса, по которому я прописан – ул. Староугольный склад, 16 – уже не существует. Я обратился сначала в СМЭУ-3 ЮЖД, где находится наш ЖЭК, где я получал паспорт. Там объяснять отказались», — рассказывает Гура.
Он обратился в Червонозаводской райисполком. «Там разъяснили, что ЮЖД обратилась за присвоением адреса бесхозным мастерским и им дали новый адрес – ул. Южнопроектная, 2Б. В 2008 году ЮЖД получила свидетельство о праве собственности на мастерские. При этом скрыв от Червонозаводского райисполкома, что здесь живут люди. Когда комиссия исполкома разобралась, мастерским адрес отменили, и дали указание ЮЖД – принять дом на баланс. Но по Жилищному Кодексу пока в жилом доме есть хоть одна квартира, мастерских там быть не должно, так здание и осталось ничьим», — говорит Александр Борисович.
В 2011 году Гура выиграл суд первой инстанции, который постановил – ЮЖД должна либо убрать мастерские из жилого дома, либо предоставить квартиру семье Гура. Однако апелляционный суд по обращению ЮЖД отменил это решение. Тогда ЮЖД подала иск о сносе пристройки, мотивируя это тем, что земля под зданием принадлежит ЮЖД.
Так Александр Гура узнал о том, что землю под его домом, принадлежащую городу, в 1998 году отдали в долгосрочную аренду ЮЖД. Вместе с людьми, существование которых ЮЖД скрыла. Александр Борисович показывает домовую книгу: в 1996 году его выписали из дома, а потом вписали, датируя это 1972 годом.
Гура обратился в суд с требованием проверить законность решения о передаче земли, принятого в 1998 году горсоветом и подписанного мэром Пилипчуком. «В ходе судебного разбирательства выяснилось, что в архивах нет необходимых документов, сопровождающих Госакт о праве пользования землей, а в техпаспорте здания на месте жилых комнат – пустота», — рассказывает юрист, представляющей услуги юридического консалтинга.
«Отсутствие в архивах документов, которые должны сопровождать передачу земли дает нам основания думать, что землю отдали незаконно. Кроме того, нарушено конституционное право на свободу перемещения – ЮЖД поставила забор, из-за этого Александр Гура и его сын зачастую не могут попасть домой, также в случае необходимости сюда не сможет заехать скорая помощь или пожарные», — говорит Максим Корниенко.
«ЮЖД хочет обязать меня снести мои жилые комнаты и заборы вокруг — проезду тракторов мешают. Так ведь жильё-то строил не я, а ещё моя мать, почему вы не пришли с участковым и не прекратили самострой тогда, двадцать лет назад?», — удивляется Гура.
Истцы ЮЖД рассказывают, что начальник СМЭУ-3 ЮЖД, мастерские которого в одном здании с жилыми комнатами, на контакт не идет. Работники ЮЖД не хотят разрешить ситуацию мирным путем – предоставить квартиру. Хотя Александр Борисович уверяет, что готов съехать в равноценное жилье.
«Однажды вечером возвращаюсь — в меня через забор летит кирпич. Увернулся. А иногда только и слышишь из-за забора: «Дед, съезжай отсюда, а то мы тебя в бетон закатаем. Работникам СМЭУ сказали, что из-за меня они могут лишиться работы – если суд решит закрыть мастерские, вот они и угрожают мне»,- рассказывает Гура.
«Если не удастся выиграть суд в Украине, будем обращаться в Европейский суд по правам человека. Там украинские власти не смогут оказывать давление на судей», — говорит Максим Корниенко.
Но Александр Гура всё же надеется выиграть суд в родной стране. Поэтому он и обратился за помощью к Премьер-министру Николаю Азарову, городскому голове Геннадию Кернесу и к журналистам. Гура верит, что широкое распространение информации о сложившейся ситуации поможет добиться справедливости.