В рамках проекта, который осуществляется общественным союзом «Украинская сеть за права ребенка» совместно с офисом Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, Министерством социальной политики Украины, при поддержке офиса ЮНИСЕФ Украина, 12 февраля проведен первый день мониторингового визита в учреждений Харьковской области.
«Вкрай негативними виявилися емоції і відчуття від перевірки КЗОЗ «Обласний будинок дитини №3» Харківської обласної ради. І саме на цьому закладі хотілося б зупинитись окремо», — говорится в отчете организации «Украинская сеть за права ребенка».
Заведение рассчитано на 100 койко-мест. В ходе проверки установлено, что в доме ребенка, кроме детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, находятся дети, которые фактически остались без родителей, и дети, которые проходят курс реабилитации (всего на момент посещения — 107 детей). Из общего количества детей 53 малыша (по информации детдома) вообще не контактируют с биологическими родственниками.
Количество работающих в заведении взрослых составляет 172 человека (учитывая количество детей, находящихся в учреждении на реабилитации вместе с родителями, фактически на 1 ребенка приходится 2 взрослых). Следует отметить, что 2 логопеда и психолог работают исключительно с детьми, у которых есть родители. Другие доступа к данным специалистам не имеют, их развитием никто из воспитателей также не занимается.
Планы воспитательной и индивидуальной работы на 2018-20019 год вообще отсутствуют, аттестации педагогических работников проводятся формально (на момент проверки в наличии не было никакого плана воспитательной работы, никакой информации по аттестации педагогических работников, любой методической разработки и т.п.). При этом в учреждении, вопреки законодательству, находятся дети, в возрасте 7-8 лет, хотя в соответствии с Положением о доме ребенка, возраст детей не должен превышать 4-х лет и то только в случае, когда это ребенок с инвалидностью. Другие должны переводиться в образовательных учреждений по достижении 3-летнего возраста. Помимо прочего, это нарушение требований Закона Украины «Об образовании», потому что этих детей, конечно, никто не учит.
«Цікавим виявився факт того, що іграшок в групах замало, дітям гратися можна мало чим, проте комори закладу забиті волонтерськими іграшками, які дітям не дають (за поясненням персоналу, щоб вони їх не розкидали). Здивувало моніторів і те, що одяг та канцтовари часто закриті в групах на замок, проте абсолютно в зоні дитячого доступу перебувають хімічні речовини, оцет, миючі засоби», — говорится в сообщении мониторинговой группы.
Что касается условий содержания, то здесь так же все очень странно. Банных полотенец у детей нет, меню в доме ребенка отсутствует, пробы продуктов не снимаются и не сохраняются. Человек, занимающийся закупкой продуктов в заведение, на момент проверки был в нетрезвом состоянии и объяснений алгоритма закупки продукции предоставить не смог. Фактически сертификаты качества продуктов в заведении отсутствуют. В питании детей вообще не соблюдаются нормы перспективного меню на зимне-весенний период.
На кухне заведения царит беспорядок, холодильники грязные, стикеры на продуктах питания отсутствуют, крупы и мука хранятся на полу в открытых мешках рядом с маслом и грязными целлофановыми пакетами. Кроме продуктов для детей в холодильниках на пищеблоке есть куча странных продуктов, а именно: давно и неизвестно для чего замороженный перец, сало, остатки домашней консервации сомнительного вида, квашеная в кастрюле и в некоторых местах уже почерневшая капуста собственного производства, в большом количестве — замороженная баранина (которую вообще детям давать нельзя) и др.
В манипуляционном кабинете дома ребенка часть лекарств просроченная, однако, в кладовке старшей медсестры — их куча и они находятся в полном беспорядке. Согласно смете за 2018, заведение получило лекарств на общую сумму 260 тысяч гривен.
Несмотря на то, что в доме ребенка — много персонала, детей, в первую очередь детей и детей с особыми потребностями, месяцами (особенно в холодное время года) не выводят на улицу. На вопрос, почему нарушается режим, мониторы получили ответ «ведь это трудно».
Настоящую причину «тяжести» работы персонала и невозможности надлежащим образом содержать детей, представители мониторинговой группы поняли тогда, когда, изучая документацию, установили, что штат работников искусственно увеличен практически в 2 раза. Директором дома ребенка введена «замечательная» схему отмывания средств, когда работающим в учреждении специалистам приписывают вроде отработанные часы, деньги за которые они, после фактического получения заработной платы, отдают непосредственно руководству дома ребенка.
«Про надходження волонтерської допомоги навіть писати не хочеться, бо її дуже багато і далеко не завжди вона враховується кошторисною документацією. Як наслідок такого «хазяйнування», заклад, не зважаючи на небайдужість волонтерів та бізнес-структур, занедбаний, брудний, крани та унітази протікають, діти не отримують належної уваги, освіти та розвитку. Персонал їх проблемами взагалі не переймається, проте керівництво чудово вирішує питання власного збагачення. Але це вже інша історія і нею повинні зацікавитись геть інші структури», — подытожили в организации «Украинская сеть за права ребенка».
[…] […]