Об исследовании распространенности пыток и жестокого обращения в полиции (а ранее — в милиции) рассказали директор Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров и директор Харьковского института социальных исследований Денис Кобзин. По их словам, данный мониторинг проводился при поддержке Евросоюза еще с 2004 года, — пишет «Справжня Варта».
Как показало исследование, динамика по росту и снижению насилия в полиции не была постоянной. Так, в далеком 2004 году от незаконных действий со стороны тогдашней милиции пострадали более миллиона человек. Однако с годами можно было наблюдать положительную динамику по уровню насилия в правоохранительных органах. Уже в 2009 году, по словам Захарова, уровень насилия в милиции значительно снизился.
«Можно сказать, что в тот период милиция стала более гуманной, после этого в 2010 году были президентские выборы, в которых победил Янукович. Тогда мы начали наблюдать противоположную картину — того же года было уже 780 000 пострадавших за год, в 2011 году было 984 000. То есть, мы почти приблизились к данным 2004 года», — рассказал Евгений Захаров.
Однако в 2015 году, как показало исследование, количество жертв насилия и пыток со стороны правоохранителей снизилась более чем вдвое. Тогда от незаконных действий пострадало 409 000 человек. Но в последующие два года положительная динамика стала сдавать. Таким образом, в 2017 году оценочное количество пострадавших составило 641 326 человек. Оценочное количество ставших жертвами пыток, составила 96000 человек. По словам правозащитников, сегодня Украина вернулась к масштабам насилия 7-летней давности.
По словам Дениса Кобзина, система, которая существовала до 2014 года, постепенно восстанавливается. На это указывают сами сотрудники правоохранительных органов. В 2014 году снижение насилия было обусловлено в том числе изменением общественного сознания после Майдана. Тогда полиция стала более осторожной к людям. Также сказывалось введение бесплатной правовой помощи в 2012 году, когда каждый задержанный получил возможность воспользоваться услугами адвоката.
«Но полиция не была бы полицией, если бы не адаптировалась к имеющимся условиям и после волны люстрации и аттестации, которые проходили в течение трех лет, система начала восстанавливаться и забирать свое. Люди, которые ранее потеряли свои рабочие места в связи с люстрациями и аттестациями, большинство из них возобновили свои должности. Сама система оценки деятельности полиции не изменилась. Также изменилась система наследования жалоб», — отметил Денис Кобзин.
Авторы данного исследования убеждены, что реформа системы полиции требует куда более системных изменений. В первую очередь должна быть введена новая независимая система оценки деятельности полиции и система сбора жалоб о насилии со стороны правоохранителей. Кроме того, сами сотрудники полиции должны уделять больше внимания соблюдению прав человека.