Завод «ХТЗ» — некогда крупнейшее машиностроительное предприятие советской Украины и одно из самых крупных в Союзе — основан в 1930 году. Завод выпускал по 70 тысяч тракторов в год, в 80-х общее количество выпущенных машин превышало 2 миллиона единиц, а харьковские тракторы покупали в 36 странах мира.
Однако в первое десятилетие независимости государственный машиностроительный гигант превратился в частное предприятие, владельцем которого стал известный Александр Ярославский, пишет Антикор.
Буквально через несколько лет «ХТЗ» стал своеобразным «чемоданом без ручки» для бизнесмена: то ли времени не хватило, то ли специалисты были не те, но Ярославский принимает решение полностью передать управление заводом своему российскому другу Олегу Дерипаске, который в тот момент очень увлёкся машиностроением. С 2009 года завод полностью перешёл под управление структур российского миллиардера Дерипаски. Именно с этого времени «ХТЗ» (напомним, бывшее госпредприятие, которое выполняло часть оборонного заказа страны) становится предприятием с иностранными инвестициями. И все было бы ничего, если бы не Революция Достоинства, оккупация Россией Восточных областей страны, военная агрессия и аннексия Крыма.
Формально дистанцироваться от своего харьковского актива Дерипаска взялся еще в 2015 году, выведя из состава акционеров «ХТЗ» российский завод «Курганспецмаш», на который было записано 17% акций.
Но шила в мешке не утаишь. Слишком тесные связи с Россией стали проблемой для харьковского завода. Тем более, что ранее он поставлял туда не только трактора, но и продукцию двойного назначения. Опять же, в обратном направлении шли российские комплектующие, некоторые из которых также оказались под запретом.
Понимая рискованность ситуации, в 2015 году российская команда управленцев получила четкое указание готовить завод к банкротству и вывозить в Россию. На заводе начались проблемы с выплатой заработной платы, отказы от погашения старых долгов предприятия и подготовительные работы по вывозу завода. Российская команда отказывалась погашать старые долги предприятия, сворачивала объемы производства и пыталась вывезти оборудование с территории предприятий.
Как сообщил бывший руководитель «ХТЗ» Владислав Губин, Дерипаска лично дал ему команду увольнять сотрудников, обанкротить завод и вывозить его в РФ.
Когда планы Дерипаско стали известны руководству Украины, а офшоры уже перестали скрывать очевидное, весной 2016 года на сцену неожиданно вышел старый-новый собственник Александр Ярославский, заявив, что выкупил у аффилированных с Дерипаской структур контрольный пакет «ХТЗ». Сделка освещалась в СМИ, Ярославский выступал с громкими заявлениями и сыпал сладостными обещаниями: и долги по зарплате выплатить, и завод перезапустить и даже начать выпускать военную технику.
Аналитики инвестиционных компаний без особого оптимизма восприняли эти заявления Ярославского, высказывая мнение, что, скорее всего, он лишь ширма Дерипаски для скорейшего внедрения всех планов — вывоза особо важных частей завода в РФ и порезки на металлолом всего остального.
Для понимания полной картины того момента необходимо заметить, что к апрелю 2016 года завод уже 4 месяца не работал, продукция не выпускалась, а та, что была выпущена — не реализовывалась. Долги предприятия перед бюджетом страны и перед сотрудниками завода продолжали расти.
Продолжая обещать рай на земле, в июне 2016 года Александр Ярославский даже дошел до Президента Украины, обосновывая необходимость встречи решением важных вопросов жизнедеятельности отечественного машиностроительного гиганта. После встречи он сделал очередное громкое заявление: «Я встречался с Президентом Украины Петром Порошенко и нашел полную поддержку наших планов по возрождению предприятия. Положительные сигналы мы получили и от областной и городской власти нашего региона», — сказал Ярославский.
Все кажется сложилось как нельзя лучше – новый хозяин, поддержка Президента Украины, надежды работников на получение зарплаты и сохранение рабочих мест. Но после этой встречи обещания продолжали раздаваться, деньги не инвестировались, а люди по прежнему не могли начать работать.
Обеспокоенный такой ситуацией уже в августе 2016 года Президент Украины Петр Порошенко поручил губернатору и прокурору Харьковской области в течение 20 дней обеспечить погашение задолженности по зарплате работникам Харьковского тракторного завода.
Также президент предупредил о персональной ответственности владельца «ХТЗ» Александра Ярославского и назначенного им директора завода.
«Предупреждаю об уголовной ответственности по факту безосновательной невыплаты зарплаты работникам завода – ст.175 Уголовного кодекса Украины. Контроль за соблюдением законодательства и восстановлением прав работников Харьковского тракторного завода им. Орджоникидзе возлагаю на прокурора Харьковской области», – говорится в поручении президента.
Ответ последовал незамедлительно: «Уже с начала этой недели начал работу отдел снабжения, который занимается подготовкой закупок. Составлен график возобновления деятельности и других служб: ремонтных бригад для восстановления оборудования, транспортного отдела — для поставки комплектующих и материалов, складского хозяйства. Мы отрабатываем номенклатуру всего необходимого для работы предприятия, ведем активную работу с поставщиками», — заявил коммерческий директор «ХТЗ» Дмитрия Елисеенко.
Потом было еще много пустопорожних пресс-релизов и заявлений: инвестировать 200 миллионов долларов, дать вторую жизнь заводу, сделать завод национальным достоянием и так далее. Только все эти разговоры и убеждения постоянно расходились с реальными делами. Сегодня завод по-прежнему не работает, заработная плата не выплачивается, под видом оптимизации сокращено более трети сотрудников – и это уже обыденная ситуация. Однако буквально на днях стало известно, что исполняющий обязанности директора «ХТЗ» Дмитрий Шевченко (стоит напомнить, что директор завода Андрей Коваль находится в розыске) на совещании сообщил, что литейное производство запускаться никогда не будет. Так же он дал поручение директору по производству Василию Гайворонскому найти предприятие, которое способно в кратчайшие сроки провести демонтаж и порезку металлоконструкций литейного производства, то есть попросту металлоломщиков.
А если к этому добавить еще и тот факт, что в не законсервированном состоянии завод вторую зиму просто не переживет, то вывод напрашивается сам по себе – литейку распилят сейчас, а все остальное весной – когда никакого другого применению бывшему машиностроительному гиганту, чем сдача на металлолом , уже никто не сможет придумать.
Именно таким путем Олег Дерипаско, используя украинское гражданство и постоянный пиар Александра Ярославского, реализует свой план 2015 года: вывезти самое ценное, а остальное сдать на металлолом.
Сегодня уже абсолютно четко понятно, что собственник завода не изменился (на сайте Агентства по развитию инфраструктуры фондового рынка опубликована информация о владельцах более 10% акций «ХТЗ» по состоянию на второй квартал 2016 года. Согласно данным SMIDA, такими владельцами являются ООО «Бриз», «АЛПОРТ Энтерпрайзиз ЛИМИТЕД» (Виргинские острова), «Калвертон истеблишмента ЛИМИТЕД» (Виргинские острова), «ГОЛДЕН ПРОПЕРТИ Энтерпрайзез ЛИМИТЕД» (Виргинские острова) и Ярославский даже не собирался его выкупать. А вся его публичная деятельность и обещания стали лишь ширмой для того, чтобы выиграть время и внедрить план уничтожения завода.
Как утверждают аналитики рынка интрига вокруг «ХТЗ» заключается отнюдь не в действиях Дерипаски – он ведет себя, по отношению к Украине, собственно как и вся РФ, по принципу «чем хуже для Украины, тем лучше для РФ», а в том, кто из нынешней власти благословил эту операцию, кто курировал «ХТЗ», кто лоббировал встречу Порошенко и Ярославского и, собственно, кто подставил Президента в столь щепетильном и важном для страны вопросе? Ярославский, дававший обещания Порошенко, или кто- то более влиятельный и не слишком заметный?
Как свидетельствуют сотрудники завода, на протяжении весны-лета 2016 года на территории завода в окружении свиты Ярославского несколько раз видели первого заместителя Секретаря СНБО, заслуженного машиностроителя Украины, Олега Гладковского. Хочется надеяться, что он контролировал выполнение поручений Гаранта, и что в перечне задекларированных им офшорных компаний, не появятся структуры связанные с акционерами «ХТЗ».
По материалам from-ua.com.