В Харькове довольно активная писательская жизнь, проходит не одно литературное мероприятие: слэмы, литературные вечера, батлы. Однако на таких тусовках собирается узкий круг людей, обычно одних и тех же, которые слушают друг друга, оставаясь неизвестными широкой публике.
Недавно харьковские поэты начали менять ситуацию, используя современные возможности и форматы подачи мысли. Каким образом они доносят творчество людям и где тусуются молодые поэты нашего города?
Одной из первых литературных тусовок Харькова стал слэм, который проходит с 2008 года. Слэм – это объединение литературного вечера и театрального действа, где внимание акцентируют на подаче текста и актерского мастерства. Участники пытаются разнообразить свои выступления реквизитом, или «громким» чтением без микрофона. Не уступают участникам в креативности и слэм-мастера или ведущие. Они часто шутят, свободно общаются с залом, также используют реквизит или необычную одежду.
Слэм разделен на три тура, где участников оценивают судьи (пятеро зрителей из зала) по шкале от одного до пяти. Голосование проходит на вылет, и до третьего тура доходит только трое участников. Победитель получает награду –500 грн. Несомненное преимущество слэма – отсутствие цензуры и жанровых ограничений: поэзия, проза, рэп, стендап.
Однако, слэм имеет недостатки – голосование чаще всего необъективно, участнику могут поставить высокие балы его друзья, а другим участникам откровенно занижать. Большинство гостей и участников употребляют алкоголь, поэтому иногда возникают конфликтные ситуации. «Ценители высокой литературы» может и встретишь на таком событии, но харьковская публика довольно специфическая.
Поэтический МОШ проводят в Харькове с 2014 года. МОШ является улучшенной версией слэма: он также разделен на три этапа, однако к участникам предъявляют строгие требования: наличие в стихотворении определенного элемента (эхо-рифма, рефрен), использование музыкального сопровождения, реквизита, иногда участников делят на пары. Участников судит не только зал, но и трое судей, которые выставляют оценки и комментируют выступления. Победитель, как и в слэме, получает денежное вознаграждение, но здесь уже 1000 грн. Во время мероприятия проводят фото- и видеосъемку, по завершению на страницах мероприятия ВК публикуются короткие ролики, где собраны все самые яркие моменты вечера.
Особенность МОШа – акцент на зрелищность, попытки превратить рядовой литературный вечер на определенное шоу. Грандиозное и интеллектуальное шоу, где публика не только слушает поэзию, а и наблюдает, как очередной участник выдержит в произведении довольно немалое количество требований. К сожалению, в состав жюри иногда попадают люди, далекие от литературы (журналисты, актеры), которые мало знакомы в поэзии, поэтому их комментарии иногда бессмысленны и предвзяты.
Довольно регулярным и длительным является «литературно-музыкально-театральный проект» «Клуб в Кубе» («Клуб³»), первое заседание которого состоялось 3 мая 2012 года. С этого времени уже состоялось более 200 мероприятий. Цель проекта — поднять на новый качественный уровень литературно-музыкальные вечера Харькова. Также это возможность выступления молодых поэтов и музыкантов города. Название отражает три направления проекта — литература, музыка и театр.
Председательствует в Клубе³ харьковский поэт, журналист, музыкант и фотограф Игорь Костромин. Он достаточно известный человек в Харькове, особенно среди молодых поэтесс, которых он фотографирует. А любители контркультуры зачитываются его откровенными, дерзкими стихами с матом.
Проект не слишком выделяется из общей массы литературно-музыкальных вечеров Харькова, зато в нем принимают участие талантливые люди.
Во время выступлений не приветствуются «политические» тексты, однако запрета нет. «Клуб в кубе» позиционируется как островок позитива в это непростое время, призван объединять творческих людей, находя компромиссы именно с помощью высокого искусства.
Совсем молодой, но уже достаточно известен проект «NETWORчі». Это литературное объединение возникло в октябре 2016, автор идеи — поэтесса, прозаик, любительница фэнтези-произведений Юлия Баткилина. Это одно из единственных объединений, состоящее только из представительниц прекрасной половины. Кроме Юлии, в состав «NETWORчіх» входят Юлия Максимейко, Світлана Загреба, Анна Киселева, Екатерина Егоренкова, Марьяна Даниленко. Это прекрасные молодые поэтессы.
Перу Світлани Загреби принадлежат, например, такие строки:
«ОСТАННІЙ ГРИФОН
Небо відплатить снігом,
Якщо йому не віриш…
Спалиш сміття і вірші –
Станеш осіннім звіром.
Радістю ні-для-кого.
Божим дитям немилим…
Не прогодують ноги, —
То порятують крила…
Може і ні… Злітати
Ярим вогнем на біле..?
Тільки не в небо, брате:
Хтось усе’дно поцілить..!
Тільки не в ліс… Тривога
Ранішнім сном протане…
Нюшать хорти нервово
Стежку твою останню.
Гостро запахне листя
Позаторішнім раєм…
Стріли несуть на вістрях
Поклик твоєї зграї».
Девушки уже успели себя зарекомендовать в харьковском литературной жизни, поскольку регулярно проводят свои мероприятия, например, поэтические выступления «Пять», «Целую. Пиши », «Чернотроп». В марте они приняли участие в «Чтениях на лестнице», популярном ежегодном мероприятии, которое организовывает харьковский литературный музей в начале весны. 12 апреля в уже упомянутом литмузее вместе с группой «П@п@ Карло» девушки провели юмористический вечер «После слова «лопата»». В августе NETWORчи стали участницами литературно-музыкального фестиваля «Дорога на Схід» поприглашению Сергея Жадана.
NETWORчи не просто читают свои стихи, они всегда готовят свои выступления в формате поэтического перфоменса. Участницы этого объединения ищут новое и постоянно пытаются сделать качественные мероприятия. Удается им это или нет — судить зрителю.
Самым масштабным для города в целом является тусовка «Ночь поэзии». Это — литературное мероприятие, которое проводят с апреля 2016 года, и 7 октября 2017 прошла уже шестая встреча. Формат мероприятия довольно интересный: с 9 вечера и до самого утра продолжаются поэтические чтения своих текстов и произведений любимых авторов. Программу разбавляют музыкой и иногда играми. Несмотря на поэтический формат, можно читать и прозу, но небольшую. В перерывах гости и участники устраивают кофе-брейки, употребление алкоголя строго запрещено. Вход чисто символический — 20 грн.
Ночь – это особое время для творчества, а Ночь поэзии — мероприятие, где можно познакомиться с новыми людьми, углубиться в непринужденную атмосферу ночи, и проверить собственную выдержку. Поэтому никого не удивит человек, который под чтение стихов мирно посапывает на каремате.
В этом году молодые харьковские поэтессы инициировали литературное мероприятие нового формата – Kharkiv poetry open air – фестиваль поэзии под открытым небом, который прошел у стен ХНАТОБа в апреле. Таким образом, организаторы популяризируют хорошую харьковскую поэзию, и делают ее доступной более широкой аудитории. Так как мероприятие бесплатное и проводится на открытом воздухе в центре города, любой проходящий мимо человек может приобщиться, не только как слушатель. Если вы изъявили желание выступить со своими стихами, вам не откажут. Помимо поэтов в опен-эйре участвуют молодые харьковские музыканты.
Kharkiv Poetry Open Air открывает занавес, за которым прячется современная поэзия со всем ее разнообразием и контрастностью: стихотворения, кардинально разнящиеся по стилю, манере подачи, тематике. Харьковчанам настолько понравился фестиваль поэзии под открытым небом, что за полгода организаторы провели пять подобных мероприятий.
Что может сравниться по степени чувственного накала с интимной лирикой под баян? Три ошеломительных харьковских поэтессы — Кассандра Римски, Марко Терен и Катерина Егоренко в четрверг, 14 декабря проведут поэтический перформанс «Вечір інтимної поезіїї у супроводі баяну» в Bongo event bar в 20.00 (улица Клочковская 216 б). Помимо пронзительной женской поэзии можно будет насладится замечательной акустикой от харьковской группы «Папа Карло». Вход на мероприятие свободный, столики нужно заказывать в заведении.
За плечами участниц трио солидный опыт поэтических выступлений. Кассандра Римски, жена народного депутата Игоря Луценко, не так давно в своем выступлении на коленях прочла стихотворение Юрия Андруховича «Снайпер». К сожалению, позже девушке пришлось лечить сломанную ногу, и весь харьковский литературный фэйсбук держал за нее кулачки, а она радовала поклонников не только сильной поэзией, но и откровенными фото с участием костылей.
Кассандра выступала на сцене с такими писателями, как Брати Капранови, Ірена Карпа, Левко Лук’яненко, Василь Шкляр, Олександр Ірванець, Сашко Лірник, Келя Ликеренко, Юрко Космина, Іван Малкович, Артем Полежака, Євген Манженко, Роман Коляда, Ігор Костромин, Ксения Яковенко.
Авторству Кассандры Римски принадлежит, например, поэзия Соломія».
«Соломія вивчає етнічну музику,
Грає у містячковому оркестрі, підспівує в церковному хорі.
Числиться диригенту коханкою, в народі — музою,
Та люди, як свічку тримають, культурно сказати, говорять.
Соломія танцює топлес в місцевому клубі.
Чоловіки дарують їй гроші і витріщаються, псевдоінтелігенти.
Диригент каже: «Мія, які ж в тебе груди і губи!»
Та ну його на х…й, того диригента!
Соломія сидить на дієті, не відвідує в концерт-холах буфети,
У відділенні для смичка зберігає пляшечку віскі,
Ішні артисти сміються із раціону та марафету,
Та ну їх на х…й, такі дієти! Та ну їх на х…й, таких артистів!»
Соломія любить науку і техніку,
Вивчає фактор прогрессу й особливості власної раси,
Ігнорує курилку, не бавиться брехнями,
Бо в курилках сидять одні скалолази.
Соломія слухає Шнітке й Бетховена
Кохається втрьох з темношкірими Люком й Патрицієй,
Остання бере з неї гроші, бо в справі своїй підкована,
Та ну їх на х…й, такі приколи! Та ну їх на х…й, такі інвестиції!
Соломія вивчає етнічну музику,
Грає у містячковому оркестрі, оформлює польську візу,
Днями, до неї раптово приїхала тітка із Суздалі,
Та ну його… Соломія не любить сюрпризи.
Одна була в неї біда, специфічна примара,
Іноді важко спіймати за хвіст наснагу,
Та Соломію давно вже таке не парить,
У неї є власний спосіб: та ну його…..»
Поэтесса Марко Терен в 2012 и 2014 гг. получала первое место в номинаци «поезія українською» на конкурсе литераторов «Молода Слобожанщина». Ее авторству принадлежат, например, такие строки:
«По нерідних хатах,
по нещирих світах
не ходи,
не просись,
не стукай.
На обійми чужі
і на крики душі
не біжи,
не ведись,
не слухай.
Після сотень образ
не лікується сказ —
хочеш вір,
хочеш ні —
то правда.
Не ховається друг
від життєвих наруг,
не здає,
не плює
на рани.
Краще тінь-самота,
краще біль пам’ята,
ніж брехня,
ніж біда,
ніж зради.
Ти у ріднім краю
знайдеш долю свою.
Ти повір,
це тобі
порада.
А нерідні хати
і нещирі світи
од біди
промини,
обійди.»
Анастасия Митрофанова
На сегодня корректный состав Нетворчих — Марко Терен, Анна Киселева, Екатерина Егоренкова, Юлия Баткилина. Светлана Загреба и Юлия Максимейко сейчас выступают отдельно.
[…] […]
[…] поет. Разом з ним тут також жили два його друзі: поет Олександр Афанасьєв-Чужбинський та художник Михайло […]