В Украине приняли закон, разрешающий частное инвестирование в космическую промышленность. Теперь не только КБ «Южное» может вести космическую деятельность.
В октябре Верховной Радой Украины был принят закон № 1071, согласно которому государственное лицензирование на космическую деятельность аннулируется. Таким образом, государство дало «зеленый свет» на разработки, тестирования, запуски и прочие пуско-наладочные работы с космической техникой частным предприятиям. С этого момента не требуются разрешения на переговоры с иностранными лицами, заинтересованными в развитии космической промышленности Украины. Таким образом, ГКБ «Южное» теперь не является единственным предприятием, которое имеет право на любые действия в отношении космической отрасли нашей страны. С этого момента частные организации получают такие же права на строительство и запуск спутников и ракет, как и государство. Целью создания и продвижения этого закона стало желание создать здоровую конкурентную среду и повысить инвестиционный интерес к данной отрасли.
По разным подсчетам «состояние» глобального космического рынка оценивается в 300 млрд долларов, и эта сумма постоянно увеличивается в среднем на 10 %. За последние несколько десятилетий доля государственного финансирования на космос значительно уступает частным, а некоторые отрасли, такие как телекоммуникационные, не требуют инвестиций со стороны государства. При самых скромных подсчетах 1 доллар, вложенный в космос, приносит 7 долларов прибыли. Неплохо, не правда ли?
В Соединенных Штатах Америки освоение космоса частными компаниями стартовало еще в 2000-х годах, что повлекло за собой череду многих гениальных открытий и стремительное развитие технологий. Так, мир узнал таких гениальных изобретателей, как Илон Маск, Джефф Безос и многих других. Такой инновационный прогресс сделал более доступными и дешевыми космические запуски. Стоимость отправки 1 кг полезного груза ракетой SpaceX Falcon 9 составляет около 2500 долларов, в то время как государственные компании выставляют цены в десять раз выше — порядка 25 000 долларов. Нужно учитывать, что речь идет только о Boeing и Lockheed производства США, на которые страна тратит намного больше ресурсов, чем Украина может позволить выделить на развитие своей космической промышленности.
Несмотря на катастрофически малое количество денег, которые выделяются в мизерном объеме на ракетостроение, проблема кроется во многих вещах, как масштабных, так и не очень. Это коррупция, ухудшение торгово-экономических отношений с Российской Федерацией, неумение руководства отрасли выстраивать прочные и надежные связи и укреплять взаимоотношения с другими странами, отсутствие лидерских качеств и должного менеджмента конструкторских бюро.
Всю суть проблем можно понять, изучив деятельность двух предприятий в Украине, которые являются лидерами этой сферы: конструкторского бюро «Южное» и «Южмаш», проработавших совместно более 60 лет. На заре своей работы КБ «Южное» и «Южмаш» тесно работали вместе: конструкторское бюро проектировало, разрабатывало, а машиностроительный завод воплощал все эти разработки в готовые технические изделия. Во времена Советского Союза эти две корпорации работали очень продуктивно, и за это непродолжительное время была создана всемирно известная баллистическая ракетная установка «Сатана», РН «Зенит» и «Циклон». Справедливости ради стоит отметить, что во времена СССР предприятия со всех стран, входивших в содружество, работали на благо конструкторского бюро «Южное», а запуск ракет-носителей осуществлялся с главного космодрома страны — Байконура. Эти обстоятельства стали причиной того, что ракетостроительная сфера Украины развивалась по инерции в течение первых лет после распада СССР.
В конце 90-х годов мир увидели два новых РН — Зенит 3SL, за разработкой которого стоит международный проект Морской старт, и «Днепр», созданный на базе баллистической ракеты РС-20. По факту оба варианта — это лишь переделанные ракеты, разработанные и выпущенные еще в советское время. Из-за практически полного отсутствия инвестиций даже речи не шло о том, чтобы создать нечто принципиально новое и масштабное.
Спад продуктивности главного конструкторского бюро Украины связывают в первую очередь с приходом на руководящую должность в 2010 году Александра Дегтярева (несколькими годами ранее он был генеральным конструктором предприятия). Безусловно, Дегтярев — опытный специалист и грамотный управленец, но со временем личные интересы взяли верх. В конечном итоге за 20 лет работы под началом Дегтярева наша страна получила несколько абсолютно провальных разработок и ни одного нового проекта. Как следствие — отказ потенциально заинтересованных иностранных инвесторов вкладывать свои финансы в космическую промышленность Украины. Еще один аргумент, наглядно демонстрирующий неправильно выбранный курс руководством, — практически полная остановка деятельности «Южмаш», основным контрагентом которого являлось именно конструкторское бюро «Южное».
Одним из самых громких провалов стало закрытие проекта ОТРК «Сапсан» в 2013 году, который Министерство Украины доверило разработке «Южное» еще в 2006 году. По подсчетам Государственного космического агентства, на проект было потрачено около 200 млн гривен, для завершения его требовалось еще столько же. Таким образом, проект пришлось «свернуть» как убыточный. Попытки возобновить работу над проектом оказались безуспешными. Единственным «положительным» моментом в работе над «Сапсаном» стала возможность создания на ее базе другой ОТРК — «Гром», которую успешно продали Саудовской Аравии. Осенью 2019 года должны были пройти первые испытания «Грома».
Следующим «промахом» руководства КБ «Южное» стала разработка легкой РН «Циклон-4». Запуск этой сверхлегкой ракеты планировался с космодрома Алкантара в Бразилии. За 11 лет работы над проектом в него были вложены сотни миллионов долларов, однако конструкторами КБ «Южное» не было представлено результата работы даже на стадии проектирования. Несмотря на это, украинская сторона требовала и далее дополнительного финансирования, но бразильская компания разорвала контракт и аннулировала все соглашения с КБ «Южное» — «Циклон-4» так и не стал украинским прорывом. Тем не менее, недавно главой КБ «Южное» было сделано громкое заявление, что третья ступень ракеты успешно прошла тестирование, хоть и с пятилетним опозданием по всем срокам.
Но сегодня «правила игры» в мире космических технологий кардинально поменялись, и теперь государственные компании, чтобы хотя бы остаться на плаву, вынуждены конкурировать со многими другими организациями. Теперь государственные деньги не будут выдаваться на пустые обещания, а только под реальные проекты и настоящую работу. Чтобы вернуть доверие иностранных инвесторов и веру в украинское космостроение, необходимо выполнить ряд обещаний, которые регулярно звучат на пресс-конференциях. Это реструктуризация отрасли, привлечение инвестиций под существующие проекты, пылящиеся на полках бюро, работа с 3D-принтером, строительство космолета и промышленно-исследовательской базы на Луне, завершение работы над «Циклоном-2» и «Громом-2», их запуск. Если государство не выполнит эти и многие другие свои обещания, то «зеленый свет» будет дан другим организациям, способным реализовать все эти амбициозные планы.
Сергей Иванов