После отмены крепостного права в 1861 году набрали силу и сколотили огромны деньги такие украинские предприниматели, как братья Яхненко, Федор Симиренко, Евгений Чикаленко, Богдан Ханенко, Артемий Терещенко и Алексей Алчевский. В этом ряду почетное место принадлежит сахарному магнату Ивану Харитоненко, состояние которого в то время было эквивалентно нынешним 2 млрд долларов.
В биографии Ивана Харитоненко немало загадок. Источники дают различные сведения о его родителях и семье. Одни утверждали, что его отец был слободским казаком, другие – что он был чумаком, возившим соль из Крыма, третьи – что занимался земледелием и крестьянствовал, четвертые – что был «войсковым обывателем» и т. д.
В Сумском государственном архиве есть точные сведения об отце Ивана Харитоненко. В метрической книге Михайловской церкви слободы Нижняя Сыроватка Сумского уезда Харьковской губернии за 1800-1811 годы. есть запись, свидетельствующая о том, что отец Ивана, мещанин города Погары Черниговской губернии, переселился на Харьковщину где-то в 1805-1808 годах.
Иван Харитоненко родился 25 сентября 1822 года в слободе Нижняя Сыроватка Сумского уезда. Эта слобода в те времена была достаточно крупным населенным пунктом и лишь немногим уступала Сумам.
Историки считают, что отец Ивана-младшего был волостным головою своей слободы. В круг его обязанностей входило рассмотрение несущественных проступков и претензий жителей слободы, а также сбор налога с каждого крестьянина мужского пола – подушной подати.
Отец Харитоненко имел доступ к деньгам, и характерно, что по этому виду налога везде имелись большие недоимки в казну. Как Герасим Харитоненко разбогател, и стал довольно зажиточным человеком?
Есть предположение, что это произошло благодаря его должности. Тайнами покрыты происхождения и других купеческих состояний. Пожар в Сумах, случившийся в 1839 году, уничтожил много домов, и среди них – городской архив, похоронив ответы на многие загадки.
Непонятно также, сколько братьев и сестер было у маленького Ивана. Одни источники говорят о том, что у Герасима и Варвары Харитоненко было восемь детей, другие – десять. Но четыре брата, в том числе Иван-старший, и одна сестра умерли в раннем детстве.
Читайте также: Леопольд Кёниг: история «сахарного короля» Харьковщины
Иван Харитоненко рос одаренным ребенком, наделенным природной смекалкой и предприимчивостью. Он получил только начальное образование, окончив церковно-приходскую школу, где преподавал местный дьякон, однако живой ум и природная любознательность все время побуждали его заниматься самообразованием.
Став уже известным человеком, он никогда не терялся в общении с образованными людьми, и многих поражал своей осведомленностью и культурой. Антон Чехов считал его незаурядной личностью, которая, не получив научного или технического образования, обладала деловой интуицией, великолепными организаторскими способностями и многими другими талантами. Харитоненко очень любил читать, особенно увлекали его французские романы. Чтобы читать их в оригинале, Иван уже в 56 лет выучил французский язык в такой степени, что мог свободно читать и говорить.
Несмотря на то, что Иван был хорошим помощником отцу, тот относился к нему «с прохладцей». После окончания школы отец отправил сына «постигать науку» и профессию, а также зарабатывать сначала к курскому купцу Худокормову, а затем учиться торговать мануфактурой у купца Гладкова.
Отец Харитоненко связывал большие планы со старшим сыном Матвеем, который тоже проявлял неплохие способности в коммерческом деле. Младший же почти два десятилетия пробивал себе дорогу вдали от семьи.
Юный Иван Харитоненко хорошо освоил мастерство закупки и продажи товаров, много работал на различных ярмарках, и быстро продвинулся на должность конторщика. Приобретя немалый опыт торговой и учетной деятельности, он укрепился в мысли, что самому пора заняться коммерцией. В 1849 году он поселяется в Сумах и покупает там небольшой дом на улице Воскресенской.
Семья его отца в это время тоже обосновалась в Сумах. В 1849 году Герасим Харитоненко становится сумским купцом третьей гильдии. В соответствии с Высочайшим указом 1824 года, купец третьей гильдии должен был иметь начальный капитал в 8 тысяч рублей. Это были очень большие деньги. По современным меркам это 250 000 долларов.
Вслед за отцом и его старший сын Матвей подал прошение о вступление в третью гильдию купцов. Но по неустановленным причинам он внезапно скончался в 36 лет. А купцом третьей гильдии и наследником отцовского состояния вскоре стал младший сын Иван Харитоненко, который не с отцом, а вместе с новоявленным компаньоном, купцом из города Обоянь Курской губернии Дмитрием Сухановым организовал торговлю бакалейными товарами.
В 1851 году отец Ивана умер, оставив жену и четырех взрослых детей.
В 1850 году женой Ивана становится дочь сумского купца первой гильдии Ивана Федоровича Скубенка. Новобрачные прожили недолго – через несколько месяцев молодая жена умерла от чахотки. Многие задаются вопросом: был ли брак с заведомо больной девушкой по расчету или по любви?
Браки между отпрысками купцов, следуя купеческой морали тех времен, приветствовались, чтобы деловые связи подкреплять родственными. Поэтому большинство таких браков заключалось с целью выгоды. Возможно, таковой была и женитьба Ивана.
В апреле 1952 года Харитоненко женится во второй раз, на дочери местного купца второй гильдии Лещинского – Наталье Максимовне Лещинской. Она происходила из обедневшего польского шляхетского рода, одним из видных представителей которого был король Польши Станислав Лещинский.
В этом же году у молодой семьи родился сын Павел, который был единственным и любимым отпрыском родителей. Жена Наталья не только держала дом в образцовом порядке, создавала уют и условия для приятного времяпровождения в семье, что ценил и любил муж, но и всячески его поддерживала в поисках и начинаниях. Кроме того, она сама с увлечением занималась делами сумского общества и благотворительностью.
Коммерческие интересы свели Ивана с приказчиком Монаковым, который в этих краях скупал сахар для купцов Санкт-Петербурга, Москвы и других городов. Спустя десятилетие, именно эти и другие деловые связи помогли Ивану Харитоненко сколотить огромное состояние.
В начале предпринимательской деятельности Иван прошел долгий путь много работающего человека, чтобы достичь большого успеха. Интуиция и природная смекалка помогли понять, какие выгоды сулит внедрение технических инноваций.
Он начинает строить собственные сахарные заводы. Свой первый сахарный завод Харитоненко построил в селе Красная Яруга Курской губернии, где приобрел для этого в 1872 году имение площадью 11 000 десятин.
Спустя два года оборудованный по новейшим технологиям завод начинает давать продукцию. К 1880 году в этом же селе Харитоненко построил себе новый дом. До сих пор возле этого дома растут три дуба-долгожителя, возле которых установлен постамент с памятным текстом.
После этого Харитоненко строит сахарный завод в Мурафе, рядом с Красным Кутом Харьковской губернии, а также крупнейший в стране рафинадный завод в Сумах, получивший имя в честь сына Павла. Его просторные и красивые здания и цеха были оборудованы новейшей техникой. Скоро Иван Харитоненко довел число своих собственных заводов до семи, а также взял в аренду пару заводов – в Славгороде на Слобожанщине, у князя Голицына, и в соседней Курской губернии, у графа Клеймихеля. За свою жизнь он построил около 30 разных предприятий в двух губерниях.
К концу 50-х гг 19 века Иван прекращает сотрудничество с купцом Сухановым, но их дружеские и деловые отношения сохраняются. Последней совместной успешной сделкой компаньонов стала операция по доставке и продаже в Киев запасов сахара, которым был затоварен сахарный завод князей Юсуповых.
Дмитрий Суханов продолжил заниматься продажей бакалеи, а впоследствии занимал очень высокие посты. С 1858 по 1867 годы Дмитрий Суханов три срока был городским головою города Сум, что помогало Ивану Харитоненко в налаживании деловых связей и организации различных предприятий. Время начала сольной коммерческой деятельности Ивана совпало с рождением «сахарного бума» в Российской империи. Он вовремя разглядел перспективы этого направления и занялся торговлей сахаром, который скупал у местных производителей.
Благодаря старым связям с Монаковым Харитоненко имел хороший рынок сбыта: активно поставлял сахар главным своим клиентам – братьям Елисеевым в Санкт-Петербург и другим купцам. Елисеевы смогли неимоверно разбогатеть на поставках во время Крымской войны, и к тому времени имели собственный флот для торговли во многих городах и портах мира.
В 1862 году капитал Ивана Харитоненко составлял несколько десятков тысяч рублей. Харитоненко становится купцом второй гильдии, для чего требовалось задекларировать не менее 20 тысяч рублей, что можно приравнять к современным 667 тысячам долларов.
Изменение имперских правил торговли заставило предпринимателей легализовать свои капиталы. Поэтому уже в 1863 году Иван становится сумским купцом первой гильдии. Для первой гильдии нужно было иметь 50 тысяч рублей (современные 1,667 млн долларов). Успех окрылил молодого предпринимателя, и он осваивает новое дело: скупает земли разорившихся помещиков на территории Харьковской и Курской губерний и засевает их сахарной свеклой.
Отмена крепостного права в 1861 году, а с ним и потеря дармовых рабочих рук, привела многих помещиков-сахарозаводчиков к разорению, и они рады были избавиться от убыточного дела. Это обстоятельство сослужило Ивану Харитоненко хорошую службу. Поскольку для переработки выращенного сырья приходилось по паевым договорам отдавать производителям значительную часть сахара, он покупает или арендует сахарные заводы у малоудачливых владельцев.
Первыми были завод помещиков Кондратьевых в селе Ульяновка и завод Зборомирских в селе Старое. По возможности он модернизирует заводы, обновляет технологии и оборудование. В 1864 году на харитоновских заводах производили 6,5 тысяч тонн сахара-песка.
В это время в селе Старое сгорел незастрахованный завод, предположительно, вместе с продукцией и оборудованием, что поставило Ивана на грань банкротства. Очередная загадка – как молодой предприниматель избежал этой участи? Существует мнение, что ему помогли рекомендации столичных и московских купцов, которые были заинтересованы нем, как в поставщике сахара.
Читайте также: Управляли областью: десять харьковских губернаторов прошлых лет
Благодаря этой поддержке, был получен кредит в столь стесненных обстоятельствах. Несмотря на большие проценты, риск оправдал себя: на эти деньги Иван скупил весь сахар в окрестностях Сум, Харькова и Белгорода, и получил прибыль, вдвойне превысившую затраты, что позволило рассчитаться с кредиторами, обновить предпринимательское дело и придать ему ускорение.
Львиную долю забот и времени Харитоненко посвящал деятельности своего торгового предприятия «Харитоненко и сын», основы которого он заложил еще в 1860-е годы. Кроме главной конторы в Сумах, 278 управленческих офисов располагались во многих крупнейших городах империи. Были плотно освоены внутренние рынки, а также рынки других стран – Австро-Венгрии, Германии, Финляндии, Турции, Ирана, Китая. За десять лет существования оборот торгового дома составил более 20 млн серебряных рублей. В управлении этим мощным предприятием отцу значительно помогал его сын Павел, имеющий прекрасное образование и большие предпринимательские способности.
Мысля масштабно, Харитоненко понимал, что перспектива развития сахарной отрасли – в объединении сахаропромышленников и выработке единой стратегии. Поэтому в 1887 году на съезде сахарозаводчиков в Киеве он стал инициатором создания сахарного синдиката. В синдикат объединились 203 завода или 92 % всех предприятий империи со страховой стоимостью предприятий 1 млн рублей.
Внеся значительные капиталы и приложив свой организаторский талант к продвижению нового дела, Харитоненко стал одним из главных руководителей синдиката. К этому времени он уже умел солидное состояние в 60 млн рублей, которое бы по нынешним оценкам равнялось 2 млрд долларов.
Наращиванию харитоновского состояния способствовало и то, что в 1867 году он сменил на посту городского головы Сум своего товарища Дмитрия Суханова, и занимал эту должность до 1873 года. На этом посту он много сделал для процветания Сум, но и сам имел немалую выгоду. До наших времен сохранилась карикатура, на которой к Харитоненко, сидящему в кресле головы, выстроилась очередь желающих преподнести денежные дары.
Нет точных сведений, почему Харитоненко покинул хлебную должность мэра Сум. Это очередная загадка жизни сахарного магната.
Харитоненко владел огромным количество земли (по некоторым данным от 40 до 100 тыс десятин), а также лесными массивами.
В его владении пребывало 11 экономий и имений, расположенных в четырех губерниях – Харьковской, Полтавской, Черниговской и Курской. На полях, которые содержались в образцовом порядке, применялись усовершенствованные агрономические методы, а его лесные массивы больше напоминали ухоженные сады, чем потенциальное сырье.
Грамотные селекционеры работали над получением элитных сортов свеклы и других сельскохозяйственных растений в нескольких селекционных лабораториях. Харитоненко ежегодно покупал около 10 тонн улучшенных семян за границей, прежде всего во Франции и Германии.
Купленные и собственные семена использовал не только для своих полей, но и с выгодой продавал. Качество харитоновской сахарной продукции считалось высоким, что было отмечено многими наградами.
Внедрение технических новинок, высокий уровень организации производства и отличное качество произведенного сахара позволили Харитоненко заработать огромные деньги. Он стал вторым «сахарным королем» в Российской империи после Артемия Терещенко.
С портрета Ивана Харитоненко открыто и доброжелательно смотрит приятный мужчина с волевым, умным и энергичным лицом. Его лицу присуща некая доля хитрецы, а взгляд отведен в сторону от зрителя, как будто он пытается скрыть некие тайны своей жизни. Таким изобразил его художник Николай Неврев, который вместе с многочисленными представителями интеллигенции часто гостил в харитоновском имении в Качановке.
31 год Харитоненко исполнял обязанности губернского гласного (1865-1886 годы). Когда в 1880 гг власти решили закрыть окружной суд, находившийся в Сумах, он очень беспокоился, что город после этого потеряет значительную часть доходов, поэтому стал обращаться в разные инстанции и просил отменить решение.
В письме к одному из влиятельных церковных чинов он напомнил, что для обустройства суда он купил дом, отремонтировал его, вложив свои средства и «добровольно-принудительно» привлекая средства других сумских богачей. И ему удалось переубедить представителей власти.
Иван Харитоненко и его жена Наталья были известны своей благотворительностью. Справедливости ради следует заметить, что налоговая политика второй половины 19 века предоставляла очень выгодные льготы жертвователям. Налоговая скидка составляла от 12 до 25 % в зависимости от суммы добровольных взносов, а на местном уровне меценаты могли быть полностью освобождены от налогов. Кроме того, такие люди удостаивались звания «меценат-благодетель».
Какие бы цели не преследовал Иван Харитоненко, современники отмечали его щедрость в выделении средств на благие дела. При своих заводах он организовывал школы для детей, больницы для рабочих. Харитоненко выплачивал пенсии на содержание осиротевших семей рабочих своих имений, каждый месяц раздавал беднякам через приходских священников помощь в общей сумме до 200 рублей.
Харитоненко беспокоился о детском образовании. Он выделил деньги и усадьбу, чтобы открыть в Сумах детский приют имени Натальи Харитоненко. В нем воспитывалось 50-60 девушек-сирот, а также девушек из многодетных семей до 16-17 лет.
Выпускницы были подготовлены к работе гувернантками и портнихами. С 1880 года Харитоненко был попечителем Харьковского университета и отдал порядка 100 000 рублей для возведения общежития для студентов на 150 мест. По проекту архитектора Михайловского было построено здание и передано под центральный корпус медицинского института.
С 1885 года Харитоненко выделял Харьковскому университету средства для выдачи 18 ежегодных студенческих стипендий по 300 рублей, названных его именем, а также двух стипендий имени императоров Александра ІІ и ІІІ.
Иван Харитоненко построил помещение для Духовного училища, переведенного из Ахтырки, а также помогал его содержать. По завещанию для открытия и функционирования кадетского корпуса в Сумах им оставлена дача и полмиллиона рублей, а также 30 тыс. рублей на обустройство в этом же городе больницы для детей на 20 коек.
Троицкий собор – одну из главных достопримечательностей Сум, спроектированный при содействии известного архитектора А. Щусева, тоже построили на деньги Харитоненко. В родном селе Нижняя Сыроватка на его средства (70 тысяч рублей) была построена церковь. Для установления памятника Богдану Хмельницкому в Киеве он также сделал пожертвования.
При этом семья Ивана Харитоненко жила довольно просто. Иван не любил шумных вечеринок и компаний, предпочитал проводить свободное время в кругу семьи, предаваясь чтению и общению с родными. Но еженедельные траты семьи были значительными, от 100 до 200 рублей. Часто продукты доставлялись из Москвы и других городов. В доме нередко бывали гости – известные промышленники, писатели, художники, инженеры, а иногда – иностранцы. Харитоненко слыл покровителем деятелей науки и культуры, сам был известным коллекционером и активным общественным деятелем.
Современники подчеркивали патриотизм и любовь к Украине Ивана Харитоненко. Его многосторонние труды были отмечены властью. В 1872 году он и его семья стали Потомственными почетными гражданами Сум. В 1876 году Ивану Харитоненко присвоили звание советника коммерции, в 1885 году – статского советника, а через год – действительного статского советника, что соответствовало чину генерала и открывало путь к дворянскому званию.
Его профессиональная и общественная деятельность удостоены многих наград и медалей. После смерти он оставил наследникам большое состояние, а также много средств отдал на благотворительность. Почтить его память на похоронах, состоявшихся глубокой осенью 1891 года, собрались около 15 тысяч человек.
Весь путь процессии был усыпан хвоей, а первые этажи домов, вдоль которых двигалось шествие, были задрапированы черной тканью. Сумчане планировали поставить памятник своему земляку, но такой чести мог быть удостоен только дворянин. В ответ на многочисленные обращения жителей города и сына Павла, покойный Иван Харитоненко и все его наследники в 1899 году получили права потомственных дворян.
Только после смерти исполнилась заветная мечта Ивана Харитоненко – стать потомственным дворянином. Вслед за этим решением было получено разрешение на установку памятника. По одним сведениям памятник был заказан французскому скульптору Аристиду Круази, а по другим – московскому скульптору Александру Опекушину. Памятник установили на могиле Харитоненко. Он простоял там до 1924 года, и только в 1998 году обновленный памятник меценату вновь вернули городу, и установили на Покровской площади.
Иван Харитоненко завещал наследникам любить друг друга, любить город, как любил его он. Сын Павел, воспринявший лучшие качества отца, увековечил еще один его девиз: «Трудом возвышаюсь».
Читайте также: Алчевские: что сделало для города богатейшее семейство Харькова
Он поместил его на дворянский герб семьи, на котором разместил символы успеха отца – жезл Меркурия, как отображение торговли и промышленности и спелые колосья, указывающие на достижения в сельском хозяйстве.
Светлана Лысенко