Казак Харько: что мы знаем о мифическом основателе Харькова

12:27  |  18.09.2020
Козак

В самом начале проспекта Науки стоит 70-тонный бронзовый памятник основателю Харькова казаку Харько. Он восседает на боевом коне, вооружен пикой, прямым мечом и луком со стрелами. Казак готов к бою и как будто поджидает татарских налетчиков, которые вот-вот выскочат из-за Госпрома. Но что мы знаем о мифическом основателе города. Откуда он пришел, где жил, как умер? И вообще существовал ли он на самом деле?

Хутор казака

"Казаки в степи"

Первые сведения о жизни казака по имени Харько историки встречают у академика Василия Зуева. В 1781 году он проезжал через Харьков и в своих «Путешествующих записках от Санкт-Петербурга до Херсона» писал, что свое название город носит от первого поселенца, которого звали Харитон. Он разводил пчел и освоил эти места. Постепенно к Харитону стали сходится другие малороссияне, которые прозвали первопроходца Харько.

Место, где жил Харитон называли «Харьков хутор». Со временем он стал слободой, позднее крепостью, а потом и городом. В том же 1781 году губернатор Харьковского наместничества Евдоким Щербинин подавал в Санкт-Петербург вариант герба Харькова. В документе он писал: «От Днепра вышел казак, вооруженный луком и стрелами, называемый Харьком, поселился над рекой, по имени которого река и место назывался Харьковом. В гербе пишется на желтом поле черный со стрелами лук».

Легенда о пришедшем с берегов Днепра казаке есть в «Топографическом описании Харьковского наместничества», составленном в 1775 году. При этом версия о казаке Харько приводится с формулировкой «доподлинно известно».

Наиболее обширные сведения о мифическом казаке оставил харьковский дворянин Ефим Иванович Топчиев. Он написал мемуары, в которых подробно описывал повседневную жизнь слободских украинцев, помещиков и военных. Топчиев писал, что в 1829 году подружился со 104-летним стариком, жившим в слободе Даниловке (современная Большая Даниловка). Он был, как сказали бы сегодня, коренным харьковчанином. В слободе поселился еще дед его деда.

В одной из бесед они разговорились о прошлом Харькова. Дед старика, служивший в украинских казаках, рассказывал ему, что первым поселенцем был казак Харько. Основатель города пришел из Польши и привел с собой несколько семей: «упорных и вместе великодушных защитников исповедуемой ими религии, решившихся наконец расстаться навсегда со своим отечеством». Харько был вдовцом и с ним пришли два его сына. Один из них — с женой и двумя своими сыновьями.

Читайте также: Строители городов и боевые псы царя: история возникновения слободских казачьих полков

Бой в окрестностях Змиева

Козаки

Постепенно количество поселенцев росло, а селились они в междуречье Харькова и Лопани. В этом защищенном самой природой месте поселяне прятались от хищных татар, которые приходили в набеги с левого берега Северского Донца. От старика Ефим Топчиев узнал и о том, как погиб казак Харько.

В один из дней татары разграбили и сожгли поселение украинцев на берегу реки Уды. Враги с награбленным добром ускакали в сторону Северского Донца, а по их следу помчался Харько с верными казаками. В окружностях современного Змиева поселенцы догнали татар, отбили добычу и пленных удянцев.

В запале погони Харько пересек Северский Донец, где на казаков обрушились татарская засада. На обратной переправе через реку Харько утонул. С ним погибли и его сыновья. Старик утверждал, что: «…сами татары, первые, называли его именем реку, при которой он жил». После гибели Харько татары стали чаще устраивать набеги и окрестности будущего города стали безлюдными.

Когда пришла вторая волна украинских поселенцев, они поселились на реке Лопань, но новое место жительства назвали Харьковом. Там, где реки сливались было болото, а со стороны современного Успенского собора рос густой лес. В разговоре со стариком Топчиев сказал, что местом первого поселения считается левый берег Лопани (от современной Университетской горки до устья реки).

На это 104-летний козак ответил: «…не приходится быть первому поселению при реке Лопани, иначе город Харьков назывался бы Лопанью». Ефим Топчиев соглашался с рассказчиком и считал, что вероятным местом нахождения хутора Харька и первых поселенцев была Белгородская криница на берегу реки Харьков. Здесь они имели чистую питьевую воду, места рыбной ловли и крутые горы, на которых можно прятаться от татар.

О том, где находилась криница в 2005 году в своей монографии «Харкове, звідки ім’я твоє?» написал харьковский историк Иван Ефимович Саратов. Рядом с домом №3 по улице Шевченко стоит автозаправка, а за ней есть закопанный родник, который когда-то давно и назывался казацкой Белгородской криницей. Если казак Харько и существовал, то, вероятней всего, его хутор стоял именно здесь.

Читайте также: Ненужные и опасные: уничтожение слободского казачества

Был ли Харьков до Харька

Памятник казаку Харьку

В своем «Историко-статистическом описании Харьковской епархии» митрополит Филарет писал, что название реки Харьков сохранялось в Диком поле с XII до начала XVII века. Этот гидроним впервые встречается в «Книге Большого Чертежу», составленной для царя Ивана Грозного в 1556 году. До историков дошла третья редакция документа, достоверно датируемая 1627 годом.

В книге написано: «…А речка Угрим пала в Уды, а Лопин пала в Харкову, а Харкова пала в Уды». По мнению историков Миллера и Багалея, первые поселенцы переселились в эти места между 1630 и 1654 годами. К тому времени река уже называлась Харьковом и на ее берегах были остатки древнего Харьковского городища. Получается, что если казак Харько и существовал, то река и город названы не от его имени.

Имя Харитон в XVII веке было популярным, о чем говорит распространение фамилии Харитоненко. Возможно, некий заднепрянский казак Харько и вправду осел с семьей рядом с Белгородской криницей на берегу реки Харьков.

Читайте также: Война и бизнес: история подземных сооружений Харькова

Здесь он содержал пасеку, занимался хозяйством и участвовал в отражении татарских набегов. Жизнь в беспокойном пограничье Дикого поля была ему привлекательней жизни в придушенной польскими панами и шляхтой Украине.

Павел Брагин

Если вы нашли опечатку на сайте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Оставьте комментарий

*

  1. сергей 12:43 | 18.09.20

    Какой, блядь, «газпром» с татарами?!?!
    Павел Брагин — ты даун?
    Здание называется ГОСПРОМ — от «государственной промышленности» сокращение. понабирали сука по объявлению журналистов…

  2. Татьяна Орловская 21:01 | 14.11.20

    Полная чушь! Никогда в топонимике важные географические объекты не назывались «людскими» именами и прозвищами. Названия многих рек (а Харьков назван так по названию реки, а не по имени какого-то там Харитона) — это важный географический указатель, (природная географическая метка), которая передавались из поколения в поколение разными народами, но с одним и тем же названием. Первые переселенцы города появились близ реки с уже имеющимся вековым названием, понятие которого теперь покрыто пылью веков и перестало быть понятным. Кстати, это касается многих географических объектов в мире.Реки, горы, и другие заметные природные объекты-ориентиры названы уже очень давно, и все они имеют свою индивидуальную вековую историю и названия метки, понятные их жителям. Геннадию Адольфовичу незачет за мифического Харька. Пусть он (не Адольфович) будет просто казаком из истории.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: