В сентябре на Старом Салтове по инициативе Федерации парусного спорта прошло празднование 50-летия со дня первой регаты в Харьковской области. Это событие заставило заново познакомиться с родным городом. Потому что до этого дня я не знала что:
Но одна из этих яхт, с виду ничем не примечательная, оказалась особенной. Этой маленькой крейсерной яхте тесно в 30-километровой протяженности водохранилища. Эта единственная харьковская яхта ходит в моря.
В 2013 обошла вокруг Крыма. В 2015 году яхта дошла до берегов Турции и дальше через пролив Босфор в Мраморное море. И вот в 2018 году планируется масштабный поход: Черное море, Босфор, Дарданеллы, Средиземное море, Гибралтар и, наконец, океан.
Как объяснил капитан яхты «Нептун» и наш главный герой Валерий Овсянников, когда ты идешь под парусом, то зависишь от благосклонности природы. Неизвестно, сможешь ли прибыть в конечную точку за определенное время. Поэтому Средиземное море для 7-метровой малютки своеобразный рекорд.
Валерий Овсянников купил яхту в 50 лет. В полуторамесячное путешествие к берегам Турции он взял 75-летнего капитана Христофора. Это настолько вдохновляет! После таких примеров стыдно даже думать, что ты для чего-то упустил время.
— «Нептун» — это название у яхты было изначально или вы ее так назвали?
— Это её название от рождения, которое она получила на верфи. Я не стал ломать голову и придумывать что-то новое.
— Вы разбивали о борт бутылку шампанского, когда спускали её здесь на воду?
— Разбивать не разбивали, а шампанским её поливали.
— То есть всё эти традиции соблюдаются?
— Конечно. И даже если мы на борту иногда выпиваем что-то алкогольное, то обязательно богу морей за борт пару капель льём.
— А бог морей – это же Нептун?
— Да, Нептун.
— Когда заканчивается здесь сезон на Старом Салтове?
— Официально начинается с 1 мая и заканчивается, по-моему, 31 октября. Но обычно мы поднимаем лодки в конце сентября, начале октября, в зависимости от погоды.
— Как вы пришли в парусный спорт изначально?
— По большому счету, это не парусный спорт, это скорее увлечение парусом. На спортивных яхтах я не ходил. Ходил только на крейсерских яхтах.
Как пришел – долго шел. Заболел этим в 1975 году. Ну, а потом была достаточно долгая дорога.
— А потом вместо машины вы купили яхту.
— Нет. Не совсем так. Вначале я ее построил. Первая моя яхта была самоделка, всего-навсего 3 метра длиной, небольшая такая мыльничка. Которая и под парусами ходила, и на моторе ходила, и гребная была, и я рыбу с нее ловил. А потом уже была чуть больше – корморан польский. Хороший был корморанчик, ходил неплохо. Где делся теперь – не знаю, у нового хозяина. Не видели больше его. Хорошая лодка была. Ну, а потом уже стал владельцем «Нептуна».
— Сколько она у вас?
— 8 лет.
— А до этого она в Харькове обитала?
— Нет. До этого она была в Германии.
— То есть на своей родине, она же выпущена в Германии.
— Она немецкая. Ходила по Балтике, ходила по Северному морю, в Норвегию. Лодка с историей, у которой через год юбилей – 50 лет.
— А у нее какая длина?
— 7,25 метра.
— Вы говорили, что выходили на ней в море.
— В 2013 году ходили на ней вокруг Крыма по Черному морю. В 2015 ходили в Турцию, Мраморное море, Босфор проходили.
— То есть на такой маленькой яхте вы несколько дней могли проводить в море?
— В общей сложности мы 1,5 месяца на яхте жили вдвоем с напарником по имени Христофор.
— Ааа! По дороге сюда, на Старый Салтов, я читала на сайте Парусной Федерации очерк о походе по Атлантике харьковских яхтсменов. Одного из них звали Христофор. Меня это привело в полный восторг! И я тут же получила обвинения в наивности. Потому что так не бывает, чтобы капитан с настоящим именем Христофор. Точнее, так было, но в ХV веке и в другой стране.
Христофор — это кличка?
— Нет, это имя. Отчество у него Исакович, но тем не менее. Причем это один из самих старых наших яхтенных капитанов. Когда мы с ним ходили в 2015 году в Турцию, у нас были интересные цифры возраста 57 и 75. При этом Христофор очень подвижный человек, которому стоит отдать дань уважения. Интересная личность харьковского яхтинга.
— Это разве не экстрим, на такой маленькой яхте выходить далеко и надолго от берега?
— Экстрим.
— Ради этого и текст писался!
— В принципе, всё ради этого, это раз. А второе, логика тут очень простая. Многие говорят: «Ну, мало, надо бы больше». А я говорю, что если ждать, пока будет больше – жизни не хватит. Надо ходить на том, что есть. Лодка достаточно мореходная.
— Ещё хотелось бы немного поговорить про это путешествие, которое вы с Христофором к берегам Турции и Мраморному морю совершили. Оно длилось полтора месяца, и это же была настоящая авантюра!
— В какой-то степени это авантюра. Я могу точно сказать, что из Харькова, за последние лет 5, никто сам яхту не вывозил. И вряд ли кто-то ходил на своей яхте харьковской куда-то в море. Это практически на 100 % я уверен. Так, конечно, наши ребята ходят много, и в океан ходят.
— На арендованных на месте яхтах?
— Да, просто берут в чартер лодку и на ней ходят. Просто это очень большая разница в деньгах: брать в чартер или на своей лодке. Хлопот, конечно, больше со своей.
— И вот ее преимущество, небольшой 7-метровой лодки. Её можно перевезти.
— Да, в этом большое преимущество, что ее можно везти за своей машиной, без относительных проблем. Не быстро, конечно. До Херсона почти сутки занимает дорога.
— Для того, чтобы подготовить путешествие нужны какие-то дополнительные документы?Морской паспорт или что-то в этом роде?
— По крайней мере, никто не требовал этого от нас. И могу сказать справедливости ради, что оформление отхода оба раза, за оба похода, как в Херсоне, так и в Очакове, никто палки в колеса не ставил. Всё делалось лояльно, реально, никаких проблем не было.
— А как это оформляется? Надо где-то сообщать о том, что вы по такому-то маршруту будете идти?
— У нас есть специальные службы, порты отхода, так называемые. Отход оформляет Херсон, Очаков, Николаев и Одесса. Но самый лояльный, объективный подход в Очакове, так как он самый маленький. Приходишь на таможенный причал, тесно швартуешься, приходит пограничная служба, приезжает таможенная служба. Всё как положено, пограничник с собакой, по полной программе обнюхивают, осматривают. И затем оформляют документы. В принципе, ничего такого страшного. Нужна, конечна ,какая-то подготовка по бумагам. Та же яхтенная печать имеется на борту, она должна быть. Потому что печати нужно ставить в документах. Всё вполне решаемо. В общем-то, точно так же, как для больших кораблей.
— А сложный процесс оформления яхты? Вы ведь её купили и привезли из Германии.
— На сегодняшний день очень сложно, дорого и долго. Это через Киев делается в течении трех месяцев и достаточно дорого. Более того, судовые документы имеют срок действия. Через каждые 5 лет их надо переоформлять.
— И тоже через Киев?
— Только через Киев. У многих, и у меня тоже, закончился судовой билет. Его надо возобновлять. Мы все ждем, может быть примут лояльные законы на этот счет.
— А зачем такой срок сделали короткий для судовых документов?
— Это же так удобно, каждые 5 лет собирать деньги. Средняя стоимость за яхту 5000-6000 грн. Не так мало.
— Своя яхта – это дорогое хобби или всё-таки бизнес, возможность заработать?
— Скорее всего, это хобби. И опять же, ну как дорогое, это всё относительно.
Вот яхты по 100 000 $ стоят. Но на таких яхтах ходить по водохранилищу с глубинами 3,5 метра и 30 км в длину – это тоже кажется смешно. Они никогда на море не поедут, их никто не повезет, это 100%. Я например не совсем это понимаю. Но люди могут себе позволить такое судно престижное. Тут как раз не совсем яхтинг, тут совсем другое.
А остальные ходят на том, что есть. Тут есть человек, который ходит на маленькой самостройке с мая по октябрь до Хотомли и обратно. Ходит каждый год, вместе с женой. Им нравится.
Так что по поводу того, дорогое ли это удовольствие – не такое уж и дорогое.
— Но удовольствие!
— Но удовольствие. И есть люди, которые действительно на этом поведены. Это действительно хороший отдых, интересный отдых, полезный.
— Когда мы только познакомились, вы говорили о путешествии, которое у вас планируется в следующем году в море. Вы нашли единомышленников?
— Да. Нашёл! Даже более того, единомышленницу. Так как хотел. И это, я думаю, именно тот человек, который нужен. И может, и хочет, и даже умеет кое-что. Всё сложилось так, как я даже не ожидал, но если чего-то хочешь, оно приходит.
— Какой маршрут планируете?
— Планируем выйти из Херсона и дойти до Мадеры, до Канар. Пройти Черное море, пройти Босфор, Дарданеллы, Средиземное море, Гибралтар и выйти в океан. Но это программа максимум. По времени мы планируем месяца на три. Как получится, загадывать тяжело. В основном всё упирается частично в средства, как всегда. Я не думаю, что это будет очень-очень дорогой поход. Я думаю, что можно будет его как-то оптимизировать.
— Это будет какой-то рекорд для Харькова?
— Не знаю. Я как раз не ставлю такой цели. Это поход для себя. Если будет польза для города – хорошо. Это мой родной, любимый город.
— Во время такого путешествия будет время, чтобы писать путевые заметки. Или, как правильно, бортовой журнал?
— Бортовой журнал по-любому обязан вести капитан. Путевые заметки – это интересно. Но опять- таки, если это будет ещё кому-то интересно кроме меня.
— Конечно, это интересно! Яхта, которая со Старого Салтова дойдет до океана – это же сенсация.
— Будем надеяться, что так получится.
— Есть характеристики для этой яхты, сколько баллов в шторм она может выдержать?
— Вы же не можете выключить шторм или исчезнуть из шторма, если сила ветра увеличилась. Она выдержит ровно столько, сколько придется. Это на суше можно просто остановиться и переждать. А в море сколько будет – столько будет, и никуда не денешься, к берегу моментально не причалишь. В принципе, лодка эта очень мореходная, очень надежная. Тонут любые корабли. Даже «Титаник» утонул непотопляемый. Но будем надеяться, что нам это не грозит.
Нельзя быть уверенным заранее в том, что произойдет в море. Море – непредсказуемое.
В море очень интересно. Другие критерии оценки времени и возможностей. Например, в море нельзя определить, что мы придем в эту точку к этому времени. Если будешь себя настраивать, что надо прийти к определенному сроку, может крыша поехать просто от этого.
— Это, наверное, возможно на моторных яхтах. А на парусных важен сам процесс.
— Конечно, здесь ты больше зависишь от природы, от окружающей среды, а не от себя.
— И в этом самая главная прелесть яхт – соединение с природой, со стихией ветра и воды.
— И опять-таки, отсюда вытекает то, что человек совершенно по-другому относится к своему времени. Мы привыкли всё-время в зажатости этой временной жить. А на яхте невозможно по-другому, живешь так, как природа позволяет. Происходит единение со временем природы. Насколько природа позволила – настолько и происходит передвижение тебя и твоего дома.
Очень много ощущений интересных, необычных. Которые, наверное, тяжело понять. Я сейчас пытаюсь о них написать. Например, когда я притащил лодку с похода, она стояла у меня дома. Я смотрел и понимал, что это сооружение, которое везло тебя 1000 миль, тебя оберегало, давало кров, постель, возможность питаться и относительно нормально жить, и самое главное, перемещало и защищало от непогоды. Отношение как к живому существу. Это что-то мистическое.
— Как к коню.
— Конь, наверное, даже не так. А тут ещё дом, в котором ты живёшь. В общем, интересное чувство, непонятное до конца. К автомобилям, даже к автомобильным трейлерам так не относишься почему-то. У меня был трейлер.
Наверное, непривычная для нас морская, водная среда такие чувства вызывает. Всё-таки это опасность. Когда проходишь глубины 2 км в Черном море, трепет ощущаешь.
— Вначале появилось желание с комфортом перемещаться, путешествовать. Так появился трейлер, дом на колесах. А потом это уже привело к покупке яхты.
— Я долго всё-таки думал, нужна ли мне яхта. Не получится ли так, что я её куплю, влезу в это, а потом мне станет не интересно. А сейчас получается, что наоборот – надо было раньше.
— Все владельцы яхт, которые здесь на водохранилище базируются, состоят в Парусной федерации?
— Федерация парусного спорта в Харьковской области занимается в основном спортивными соревнованиями. Хотя также проводит регаты и крейсерских яхт. Можно быть членом Федерации или не быть с крейсерской яхтой, на личное усмотрение владельца. Я состою в Федерации Харьковской области, в силу того, что считаю, что это правильно. Но как таковым себя спортсменом не считаю. Это более крейсерско-туристические походы, чем спортивные походы. Хотя в яхтенных соревнованиях я время от времени участвую.
— Это для вас не спорт, потому что вы с такой легкостью все эти веревки перебрасываете. Но если попробовать – это достаточно не просто с непривычки.
— Это с непривычки. В принципе, особо сложного и страшного ничего нет.
Я не открою Америку, яхтенный спорт – он очень многообразный именно в плане нагрузок и разнообразных видов деятельности. Начиная от того, что без головы, без мозгов тут нереально, во-вторых, нужны руки, нужна какая-то физическая подготовка. И плюс яхта требует всегда каких-то работ. Вот если у вас есть дом, который надо обслуживать, то точно также и яхта. Это тот же дом, только ещё и на воде. Яхта – это всегда разнообразно и интересно. Я считаю, что лучшего занятия не существует. Не знаю, чем ещё интересней заниматься.
— И я не знаю.
— Видите, у нас мнения совпадают. Вроде бы и спорт, и физические нагрузки, и отдых, и путешествие — всё в одном.
Татьяна Леонова
[…] […]
[…] Читайте также: Из Харькова в Средиземное море: интервью с капитаном я… […]
[…] […]