Пытки в полиции: Харьков «лидирует» в статистике произвола правоохранителей

16:03  |  24.10.2018

«Он избивал её ногами и руками, но женщина отрицала вину. После этого они забрали у неё телефон, вывезли на лесополосу возле окружной Харькова. Там, угрожая её раздеть, надеть наручники и оставить в беспомощном состоянии, продолжали избивать. В конце-концов женщине пришлось признать себя виновной»

Это не строчки из криминального романа про мафию, а вполне реальная​ ситуация случившаяся с харьковчанкой в январе этого года. Только виновниками выступили не бандиты, а майор и старший лейтенант полиции. Ранее, этот же майор обвинялся в «выбивании» показаний с студентов аэрокосмического университета.

Харьковская область три года подряд занимает первое место по количеству обращений граждан в больницы после контакта с полицией. Статистика действительно ужасает. Согласно данным аналитического отчета «Ненадлежащее обращение в работе Национальной полиции Украины: проявление, распространненость, причины», подготовленного для Совета Европы (2017 год), в 2015 году на Харьковщине зафиксировано 127 обращений граждан в больницы после избиений со стороны правохранителей. В 2016 году — уже 235 таких обращений. В 2017 году — 501 обращений, и это снова печальный украинский рекорд.

Читайте также: Бандитский Харьков: самые опасные районы нашего города

Новая полиция или старая милиция?

Одной из самых глобальных реформ в Украине после Майдана было учреждение Национальной полиции вместо старой советской милиции. Само по себе понятие милиции означало дружины, которые были представителями народа и следили за порядком. Милиция была создана вместе с СССР когда было важно показать что все государственные органы власти неотделимы от народа, и наоборот, отличимы от дореволюционных жандармов, которые считались символом террора кровавого царизма.

Так должно быть в теории, но суровая реальность оказалась иной: милиция при Советском Союзе имела репутацию органа карательного, а в независимой Украине получила ещё и репутацию органа полностью коррумпированного. Заменить страшного, грубого милиционера на профессионального полицейского которому доверяли бы люди стало важным шагом к правовому государству.

Начало было впечатляющим – сэлфи с копом, полная переаттестация и набор новых сотрудников. ​22% полицейских​– женщины, что ставит Украину на первое месте среди всех стран Европы по гендерному равенству в органах МВД. На фоне таких позитивных перемен можно закрыть глаза даже на разбитые “приусы”.

Прошло неполных 4 года, однако сказать, что новый полицейский получил репутацию “справедливого защитника” в глазах граждан, пока язык не поворачивается.

Экспертный центр по правам человека при поддержке Совета Европы, в сентябре 2017 года,  ​опубликовал ​ крупное исследование на тему насилия сотрудников полиции по отношению к людям. Результаты неутешительные и на первом месте снова Харьков.

Так, в 2015 году в Украине было зарегистрировано 1217 обращений за медицинской помощью после применения насилия полицейскими. Из них 167 случаев было в Харьковской области, что ставит её на первое место. 90 случаев в Запорожской, по 85 в Киеве и Львовской области.

Читайте также: Уродства города: топ 7-некрасивых мест в Харькове

Поменялась ли ситуация за 2 года?

В 2017 году этот показатель вырос до 2386 случаев по всей Украине. Зафиксированные случаи насилия со стороны полицейских в Харьковской области выросли почти в 5 раз, с 167 до 501.

Уровень насилия в Киеве и Запорожье остался на прежнем уровне, а вот во Львове и Днепре вырос в несколько раз, но этим регионам все равно далеко до Харькова. В целом наблюдается тенденция к увеличению количества насилия во всех областях, за исключением Одесской, Ивано-Франковской и Закарпатья.

Некоторые жертвы насилия просто не обращаются за медицинской помощью или не сообщают о нарушении своих прав полицейскими из-за страха. Поэтому реальное количество жертв может быть гораздо больше.

Государство имеет монополию на насилие, а полицейский право на его применение. Но не следует путать ситуации когда полицейский применяет силу для задержания опасного преступника, и когда эта же сила применяется в застенках СИЗО для пыток и дачи показаний.

Проанализировав статистику обращений в больницы за 3 года, можно понять, какие именно повреждения полицейские наносят гражданам чаще всего.

На первом месте повреждение головы, что как правило, сопровождается сотрясением мозга и/или черепно-мозговой травмой. Почти каждый десятый пострадавший столкнулся с переломом костей. Реже, но все, же встречаются пытки током, ожоги (чаще всего ожоги глаз, вызванные слезоточивым газом). Было зафиксировано также 2 случая изнасилования. В отчете также зафиксировано 3 случая, нанесения работниками полиции тупой травмы живота беременным женщинам, что привело к угрозе выкидыша.

Ниже приведем выноску одного из судебных решений в Харькове по статье 127 УК Украины:

«Получив отказ потерпевшего, сотрудники полиции повалили его на пол в кабинете и стали избивать, нанося множество ударов руками, обутыми ногами и резиновой дубинкой по голове, туловищу, верхним и нижним конечностям. В дальнейшем с целью причинения особо сильных мучений и физической боли сотрудник полиции стал ногой на его запястья, на которых были надеты металлические наручники.

Затем один из сотрудников полиции сжимал металлическими плоскогубцами половой член, причиняя особо сильные мучения и страдания, и этими же плоскогубцами пытался вырвать ему зубы. С целью прекращения в отношении насильственных действий потерпевший нанес себе металлическими ножницами не менее трех ударов в область поясницы справа»

В 50% случаев связанных с пытками были признаны виновными оперативные сотрудники. На втором месте участковые с (21%). Особую обеспокоенность вызывает непосредственное участие в пытках представителей руководящего состава полиции которые занимали должности от руководителя сектора до начальника городского или районного отделения. 11% сотрудников полиции привлеченных к ответственности были именно из руководящего состава. Применение ими насилия по отношению к задержанным вызывает ложное представление у подчинённых что насилие не только возможно, но и обязательно. А начальник если что всегда “прикроет’ .

Почти половина случаев применения насилия происходит в кабинетах для допроса куда не разрешён вход посторонним лицам. Однако часто бывают ситуации когда это происходит в общественных местах на глазах у других людей.

Тут и недавний случай когда ​Харьковские полицейские издевались над бездомным​ на Южном Вокзале, и ​издевательство полицейскими ​над мужчиной в Сумах, и ​избиение полицейским​ пожилого мужчины в Киевском метро.

Случаи насилия и издевательств подрывают доверие к Национальной полиции и всей структуре МВД в целом. В ответ общество радикализируется и начинает также действовать через насилие, в первую очередь по отношению к работникам полиции. За последний год было очень много столкновений полиции с ультрасами, националистами, обычными активистами, в ходе которых появлялись пострадавшие с обеих сторон.

Читайте также: Год после трагедии в Ольшанах: как живут харьковские ромы (Фоторепортаж)

Вероятно, полиции следует уделить больше внимание психологической подготовке и стрессоустойчивости своих сотрудников. Применение насилия полицейскими бывает не только с целью “выбить показания”, но и в тех случаях когда полицейские считают, что могут сами кого-либо наказывать. В условиях работы в постоянных стрессовых и конфликтных ситуациях, некоторые из них допускают насилие по отношению кзадержанным, оправдывая это тем что они и так преступники. Однако следует помнить, что наказание преступников — это прерогатива суда, а на полицейских.

Николай Коваль

Если вы нашли опечатку на сайте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: