Одним из самых ярких событий европейской культурной жизни 2019 года, по мнению многих экспертов, стала презентация проекта «Дау» в феврале в Париже.
Напомним, что в создании этого невероятного по всем параметрам художественного высказывания режиссера Ильи Хржановского (13 фильмов, 700 часов времени) наш город и его жители принимали самое активное участие в период с 2008 по 2011 год. Посмотрим, как это происходило. Что же позволило «Дау» одним из самых уникальных и скандальных культурных событий последнего десятилетия?
В середине нулевых молодой российский режиссер Хржановский, добившись большого успеха на международных фестивалях со скандальным творением под названием «4», решает взяться за биографию нобелевского лауреата по физике Льва Ландау.
Вначале режиссера сильно зацепила книга воспоминаний жены ученого, с которой он познакомился в Харькове. Кора Ландау стала первой женщиной в жизни эксцентричного и гениального физика. На момент знакомства с Львом она работала на бывшей фабрике Жоржа Бормана, нынешней «кондитерке» возле «Благбаза». Сам будущий лауреат самой престижной награды в мире науки создавал свои прорывные теории в физико-техническом институте при Харьковском университете.
По словам некоторых участников проекта, жить в Институте было невыносимо, многих работников кидали на «бабки». Другие утверждают, что работа в «Дау» стала для них увлекательным приключением, поездкой в своеобразный «сталинский Диснейлэнд».
История Хржановскому понравилась. Он увидел шикарную возможность рассказать о жизни чудака гения в эпоху безжалостного сталинского тоталитаризма. Именно этот период занимает большую часть, как жизни, так и фильма о физике Дау (так Льва Ландау называли близкие). Нобелевский лауреат действительно был неординарной натурой. В молодости он проходил практику в ведущих европейских университетах. Своим настоящим учителем называл Нильса Бора, с которым дружил всю жизнь.
Ландау позволял себя многое (по советским меркам) в личной жизни. С женой он заключил «пакт о ненападении». Это означало, что оставаясь в браке, можно было заводить многочисленные и бурные романы на стороне. Ландау был острым на язык, порой демонстрировал невиданное в сталинское время свободомыслие. Был арестован, но вскоре освобожден, как чрезвычайно ценный кадр. Впоследствии участвовал в создании советской ядерной бомбы, получал государственные премии. В 1962 году Ландау попал в аварию и последние шесть лет жизни провел прикованным к постели.
В Голливуде, конечно, о таком ученом сделали бы байопик с привлечением немалых средств. Но у Хржановского была другая задумка. Как режиссер арт-хаусного кино он пошел другим путем. При этом ему удалось привлечь в свой проект невероятные для арт-хаусной картины деньги. В прессе говорили о суммах бюджета в районе 70 миллионов долларов. Это при том, что первый фильм Хржановского стоил «всего» 440 тысяч долларов.
По данным прессы, главным спонсором проекта «Дау» выступил российский олигарх Сергей Адоньев (владелец бренда Yota). Поговаривали о том, что Роман Абрамович также мог помочь режиссеру. Кроме того, средства на фильм выделялись из украинского и российского государственных бюджетов.
Читайте также: «Осторожно, кусается»: свободная любовь Льва Ландау в Харькове
Хржановский привлек к написанию сценария одного из самых известных и знаковых российских писателей современности – Владимира Сорокина. С ним он сотрудничал еще при создании картины «4». Первоначальный сценарий переписывался много раз. В конце концов, по свидетельствам участников проекта, большинство материала снималось без прописанного алгоритма действий, на одной импровизации.
Все дело в том, что к началу съемок Хржановский переосмыслил то, о чем он вообще хочет рассказать миру. Представитель московской богемы, (его дед художник, отец – известный режиссер-мультипликатор), считающий себя свободным артистом, демиургом (что подтвердил его первый фильм) нашел свой неповторимый путь воплощения в жизнь истории о гении и окружающей враждебной тоталитарной действительности.
Отдельные злые языки, которым довелось приложить силы для создания «Дау», отмечают, что все это временами походило больше на «распил» денег, чем на съемки эпического и монументального кинополотна.
Мемуары жены Ландау его уже не удовлетворяли. Хржановский понял, что надо копать глубже и дальше. Режиссер обратился к архивам и историческим исследованиям. Он решил не снимать биографию Ландау, а создать собственную сюрреалистическую во многом, но в тоже время натуралистически правдивую (как это парадоксально ни звучит) историю того времени (1930-60 годы ХХ века).
Первые съемки прошли в Москве и Петербурге. Но Хржановский искал чего-то другого, более аутентичного. Он хотел снимать там, где остался дух советской архитектуры, где не надо было бы применять компьютерные спецэффектов при съемках на улицах. К тому же, в российских столицах расходы были довольно значительны. Выбор пал на Харьков. Именно здесь на улице Новгородской, на территории сгоревшего бассейна на стадионе «Динамо» Хржановский начал создавать Институт. Место, где ему удалось построить свою удивительную и шокирующую вселенную под названием «Дау». Ландау прожил в Харькове 5 лет, стал основателем харьковской школы теоретической физики известной на весь мир, поэтому съемки в Харькове должны были положительно повлиять на историческую достоверность фильма.
Три года Хржановский в Харькове проводил поистине эпические съемки. Территория Института стала отдельным миром, хорошо охраняемым, живущим по своим строгим правилам. Здесь действовали советские порядки, нельзя было проносить мобильные телефоны, ходить в современной одежде (даже для Романа Абрамовича не сделали исключения, когда он приехал с женой посмотреть на чудо-объект), разговаривать современным языком. Было свое местное НКВД, которое «пускало в расход» (так говорили о тех, кого увольняли или выгоняли за нарушение строгих правил Института). Вся бытовая жизнь «работников» записывалась и днем и ночью – вплоть до походов в туалет и секса (у людей потом спрашивалось разрешение, можно это использовать в фильме или нет). В Институт, как на дорогостоящий аттракцион валом валила вип-публика из Москвы, Питера и Киева. В проекте участвовали настоящие ученые, которые жили здесь, проводились настоящие опыты.
Как видим, Хржановский подошел к делу с размахом. Он не снимал кино, а создавал свою особую реальность. Почти на все роли приглашались непрофессиональные артисты. В Харькове для массовки провели отбор из 300 тысяч человек (отобрали 4,5 тысячи). Единственной приглашенной актрисой стала Радмила Щеголева (бывшая напарница Верки Сердючки). Для того чтобы войти в роль жены Ландау, ей тоже пришлось работать на шоколадной фабрике. Роль главного героя досталась известному греческому дирижеру, работающему в России, Тео Курентзису. Хржановский стремился к тому, чтобы люди жили в кадре, а не играли. К съемкам привлекались бывшие уголовники, неонацисты из РФ (например, скандально известный «Тесак» Марцинкевич со своими людьми).
Хржановский искал натуралистичность и реалистичность, где только и в чем только мог. На съемки привозили аутистов из Питера, в отдельных сценах участвовали украинские политики, бизнесмены и селебритиз (Михаил Добкин, Нестор Шуфрич, Дмитрий Гордон, Михаил Бродский). Со временем проект разрастался и обрастал шумными и скандальными подробностями. Хржановский требовал во всем правды жизни. По словам некоторых участников проекта, жить в Институте было невыносимо, многих работников кидали на «бабки». Другие утверждают, что работа в «Дау» стала для них увлекательным приключением, поездкой в своеобразный «сталинский Диснейлэнд». Харьковчане еще помнят, как Хржановский искал по всему городу старые вещи, предметы быта, машины той эпохи. Для съемок эпизодов перекрывались центральные улицы города. Домам, которые здесь находились, как могли декораторы возвращали старый вид 30-50-х годов прошлого века.
Для Харькова съемки «Дау» стали явлением. Хржановский отмечал, что выбрал этот город, потому что здесь все было дешевле, много сталинской архитектуры в хорошем состоянии и проще было решать вопросы с местной властью. Некоторые считают, что Институт режиссера мог существовать только в определенном месте и времени. Харьков, 2008-й год. Город во время и после мощного экономического кризиса, когда многие люди были готовы работать за гроши. Тем более, что можно было принять участие в таком амбициозном и необычном для города проекте. Отдельные злые языки, которым довелось приложить силы для создания «Дау», отмечают, что все это временами походило больше на «распил» денег, чем на съемки эпического и монументального кинополотна.
Одно время не было уверенности, что «Дау» можно будет увидеть на экране. Но вот, в феврале 2019 года спустя 11 лет после начала работы над фильмом, Хржановский представил результат.
«Дау» разделил ряды критиков и зрителей на два противоположных лагеря. Одни говорят об этих 700 часах фильмов и сериалов, как о чем-то гениальном, другие высказываются отрицательно, советуют не тратить время на просмотр. Резкое осуждение у некоторых вызвали сцены насилия, которые есть в отснятом материале.
Читайте также: «Наша Люся»: за что Людмила Гурченко обижалась на Харьков
Убитое животное, натуральная садо-мазохистская порнография (есть и такие кадры в «Дау»). Во всяком случае, так или иначе, этот творение Хржановского уже стало, пусть и скандальным, но огромным событием для всего бывшего советского пространства и Европы. И все это напрямую имеет отношение к Харькову.
Иван Буйный