Первая киносъемка в Российской империи прошла в Харькове, всего через год после первого кинофильма братьев Люмьер «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты».
Пальма первенства принадлежит нашему земляку Альфреду Федецкому, автору документального фильма «Торжественное перенесение чудотворной Озерянской иконы из Куряжского монастыря в Харьков», снятого в 1896 году.
«Человек чуткий и увлекающийся, настоящая артистическая натура», «неутомимый и страстно любящий свое искусство», «широко образованный, веселый, остроумный, очень живой и увлекающийся», — так писали газеты о Альфреде Константиновиче Федецком.
До опыта в кино он много лет успешно занимался фотоискусством, творчески подходя к каждой задаче. Творческая жилка передалась Альфреду-Люциану по наследству. Его отец — Константин Федецкий – актер, режиссер, позднее – антрепренер, после работы в труппах Варшавы, Кракова, Могилева и Минска переехал в Киев, уже с собственной труппой. Творческая среда, в которой с детства находился младший Федецкий, оказала огромное влияние на его будущее. Правда, его увлек не театр, а молодое искусство фотографии. Родители отправили сына учиться в фотографический институт при Венской Академии художеств.
После окончания учебы в 1880 году Альфреда Федецкого снова встречает Киев. Применять полученные знания на практике молодой специалист отправился в знаменитое фотоателье Владзимежа Высоцкого, известного киевского фотографа и поэта, поборника дружбы украинского и польского народов. Здесь Федецкий работал шесть лет. Хозяин фотоателье быстро разглядел в молодом фотографе талант. Вскоре после принятия на службу его назначили управляющим мастерской. Высоцкий высоко оценил талант Федецкого и дал ему возможность фотографировать высокопоставленных лиц, гостивших в Киеве у княгини Александры Петровны.
Федецкий становится модным киевским фотохудожником. Его имя на слуху, накопленный опыт позволяет начать самостоятельный путь в фотоискусстве. Но «пускает корни» его фотодело не в Киеве, а в Харькове. В то время наш город считался одним из крупнейших фотографических центров Юга Российской империи, здесь работало немало известных фотомастеров: М. Овчиников, Ю. Бильдт, А. Иваницкий, Н. Дурново… В Харькове проходили выставки известных фотографов со всего мира, харьковские фотомастера были известны далеко за пределами города.
В 1886 году харьковскими фотолюбителями поднимается вопрос об учреждении в Харькове фотографической школы. Летом этого же года Альфред Федецкий вместе с супругой Ядвигой и полугодовалой дочерью переезжает на Слобожанщину и берет в аренду помещение на Екатеринославской улице № 6. Оснастив его фотоаппаратурой, привезенной из Вены и Лондона, Федецкий открывает своё ателье 1 августа 1886 года, под маркой которого появилось множество удивительных фотографий.
Кроме портретов Федецкий создавал жанровые фотокомпозиции и фотопейзажи, которые не раз экспонировались на зарубежных выставках и печатались в журналах. Интересно то, что некоторые работы фотохудожника живописцы «переносили» на широкоформатные полотна. Да и сам он был увлеченным живописцем.
Спустя два года после открытия ателье в Харькове молодой фотограф получает золотую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе. Чуть позже – награду императора Александра III за фотоснимки с трагического места крушения императорского поезда в Харьковской губернии возле станции Борки. Одна из нескольких Золотых медалей Парижской индустриальной выставки была присуждена «Альфреду Федецкому из Харькова». В последующие годы он удостаивался многих высоких наград от разных государств, его «послужной список» — это целая коллекция медалей и всяческих наград. Славился Федецкий и активной общественной деятельностью, проводил благотворительные выставки и кинопоказы, практически ежегодно вносил пожертвования в харьковский городской ломбард, «для выдачи закладов самым бедным».
В фотоателье Альфреда Федецкого устраивались импровизированные концерты, в которых принимали участие харьковские музыканты. «Эти маленькие музыкальные собрания, помимо чисто художественного наслаждения, были тем более приятны, что их оживлял своей беседой, своей изысканной любезностью сам симпатичный хозяин», — писали в «Южном крае».
Известна встреча Альфреда Федецкого с гением музыкального мира Петром Ильичем Чайковским в 1893 году. Четыре снимка Чайковского фотограф сделал в своём ателье, еще два – в Харьковском музыкальном училище. Наиболее известен снимок, сделанный в ателье после концерта Чайковского, на котором Федецкий «сумел уловить и черты его лица, и выражение его добрых глаз, подернутых дымкой какой-то неуловимой грусти». За этот фотопортрет автор получил золотую медаль на Антверпенской выставке.
Гораздо менее известен снимок Чайковского с преподавателями Харьковского музыкального училища (преобразованного в Харьковскую консерваторию в 1917 году). Для харьковчан он представляет особый интерес, потому что на снимке Федецкого запечатлены известные харьковские музыканты, обучившие не одно поколение будущих профессионалов: И. Слатин, К. Горский, А. Шульц-Эвлер и другие талантливые педагоги. Из писем Чайковского можем узнать о высокой оценке композитором таланта харьковского мастера. «Меня еще никто так не снимал, как Федецкий», «это не фотография, а поистине художественное произведение», писал великий композитор.
В 1891 году Альфред Константинович покупает для фотоателье более просторное помещение – дом генерала Износкова по улице Екатеринославской, 18. Фотоателье становится крупнейшим на юге империи: здесь работает более 10-ти человек технического персонала – весьма крупный штат, учитывая, что в среднем персонал фотоателье в то время составлял не более трёх человек.
Читайте также: «Неравенство будет снижаться»: за что харьковчанин Саймон Кузнец получил Нобелевскую премию
В марте 1896 года Федецкий экспериментирует со звукозаписью: записывает голос артистки харьковской оперы.
В это же время в Европе и США ведутся эксперименты в области «движущейся фотографии». В Российской империи появляются разнообразные модификации киноаппаратов – «хронофотограф» француза Этьена-Жюля Маре, «аниматограф» англичанина Роберта Пола, «кинетоскоп» американца Томаса Эдисона. Альфред Федецкий заинтересовался этой темой.
Его первый документально подтвержденный кинодебют в Харькове датируется 30 сентября 1896 года. Газета «Южный край» сообщила, что Федецкий «заснял на кинематографическую пленку перенесение иконы Озерянской Божьей Матери на ул. Екатеринославской на протяжении 1,5 минуты». Снимал Федецкий хронофотографом Демени модели 1896 года. Аппаратуру братьев Люмьер он не мог приобрести, ведь знаменитые французы не продавали свое изобретение, предпочтя использовать его исключительно самостоятельно. Но хронофотограф Демени, применяемый Федецким, также был достойным оборудованием: с его помощью можно было снимать, печатать и проецировать фильмы на плоскость.
Через две недели после первой съемки Федецкий зафиксировал на кинопленку джигитовку оренбургских казаков, сняв вторую киноленту в своей профессиональной карьере «Джигитовка казаков Первого Оренбургского казачьего полка на харьковском скаковом ипподроме 15 октября 1896 года». Кстати, талантливый киномастер проявил себя способным и в сфере, которую сегодня мы называем «промоушн». Он самостоятельно организовал премьеру обеих своих кинолент, что стало одновременно первой публичной демонстрацией кино в Харькове. Накануне он организовал допремьерный показ, пригласив корреспондентов газет и представительной харьковской власти. Сам показ 2 декабря 1896 года вызвал фурор: «движущиеся фотографии» на экране в оперном театре произвели эффект разорвавшейся бомбы, вызвав восторг зрителей, пораженных высоким техническим качеством съемки: «на этой картине некоторые лица офицеров полка были настолько выразительно изображены, что их легко было узнать».
Кроме вышеназванных лент, в ноябре 1896 г. Альфред Федецкий заснял отправление поезда, о котором с восторгом писали в «Южном крае»: «Из новых городских снимков очень интересный был вид нашего вокзала в момент отхода поезда с присутствующим на платформе начальством».
В самом начале 1897 года состоялась первая в Харькове демонстрация кино братьев Люмьер. И если первые показы фильмов Люмьер в Харькове не повлияли на уверенность Федецкого в собственных «киноперспективах» и в этом же году он еще снимает фильмы «Катание на Красной площади» и «Фокусник Альбани», то со временем он решает всё же оставить киноиндустрию. Вероятно, поспособствовало этому то, что аудитория отдала предпочтение кинематографу братьев Люмьер, отметив их «преимущество над кинематографами, которые раньше были демонстрированы в Харькове». Главным преимуществом было отмечено отсутствие колебаний света, «которые сильно влияют на зрение и нарушают иллюзию». К тому же представитель фирмы Люмьер разместил несколько не самых приятных объявлений в харьковских газетах: «Дирекция синематографа Люмьер обращает особое внимание публики на то, что синематограф Люмьер ничего общего не имеет с жалкими последователями, которые посетили г. Харьков».
Причиной оставить кинематограф, скорее всего, была еще и материальная сторона дела. Полутораминутный сюжет «перенесения иконы Озерянской божьей Матери» длиной в 35 метров пленки в 1896 году обошелся производителю очень дорого. Да и «единственный в России», как изначально рекламировал Федецкий свой «кинетограф», в декабре 1896 года таковым уже не являлся. Хронофотограф Демени стал продавать в Россиийской империи и Леон Гомон, несмотря на «исключительное право», приобретенное Федецким по договору.
Читайте также: Знай наших: десять всемирно известных выпускников Харьковского университета
Федецкий не опускает рук уезжает за вдохновением в Крым в июле 1897 года. Там он побывал в Ялте и Алупке, совмещая отдых с работой. Вернувшись из Крыма, фотограф продемонстрировал харьковской публике коллекцию видов Алупки. Снимки представляли собой эссенцию самых ярких уголков южного берега Крыма: тут было и прекрасное Чёрное море, и витиеватые горные дороги, и «величественный дворец Воронцова в мавританском стиле с чудною природою вокруг».
Известна история о знакомстве Альфреда Федецкого и знаменитого живописца Ивана Айвазовского. В 1897 году в честь 60-летия своей творческой деятельности Айвазовский, знаменитый не только как художник, но и как филантроп, решил устроить благотворительные выставки своих картин в крупнейших городах Российской империи, в том числе и в Харькове. В январе 1898 году известный маринист приезжает в наш город и, конечно, не обходит стороной знаменитое фотоателье. Тут он делает несколько снимков в кругу семьи. Федецкий подошёл к фото как всегда творчески: окружил своих моделей атрибутами живописи, стараясь придать фотографии соответствующую атмосферу. В благодарность за проделанную работу Айвазовский подарил фотографу свою картину с дарственной надписью.
Техника фотопортретов Альфреда Федецкого всегда пребывала в развитии. В конце 19 века популярной становится рельефная фотография. Она представляла собой «выпуклый портрет на 1 см и толще во всех деталях, дающий своею пластичностью особое впечатление, <…> полную иллюзию живого лица, оттеняя морщины, напряженные мускулы и пр.». Федецкий приобрел у изобретателя данного способа «за несколько тысяч рублей по договору» право пользования технологией в Харькове. В это же время настоящим «бумом» в мире фотоискусства становится цветная фотография, за производство которой Альфред Константинович принимается в 1898 году. Из-за границы он привез образцы, изготовление снимков такого типа было очень дорогостоящим и являлось, по данным Харьковских губернских ведомостей, «секретом одной торговой фирмы заграницей».
В 1901 году Федецкий придумывает новый способ фотопроизводства: метод имитации офорт-гравюры. Один из наиболее авторитетных фотомастеров, профессор Венского императорского графического института (где учился сам Альфред) Эдер отметил, что новые работы харьковского фотографа «в совершенстве приближаются к картинам старых мастеров и обнаруживают в Федецком точное понимание и верную оценку их стремлений». «Харьковские губернские ведомости» также с восторгом отзывались об этом новаторстве: «Новый род съемки, изобретенный Федецким, дает поразительное анатомическое свойство, сохраняя экспрессию, характер, отсветы кожи и малейшие изгибы лица. Глядя на эти снимки, никто не скажет, что это – фотография, а не превосходная, старинная гравюра».
Из-под рук Альфреда Федецкого появился и своеобразный прототип фотопечати: он освоил технику нанесения цветного фотоизображения на разные материалы, и в одном из объявлений сообщил, что «особенно рекомендует усовершенствованный способ портретов красками по фарфору».
Несмотря на появившийся сердечный недуг, Федецкий целыми днями работал, только к вечеру возвращаясь на поезде к себе на дачу. Занимался постройкой собственного дома, где планировал сделать новое усовершенствованное фотоателье. Это было здание по адресу ул. Сумская,3, на фасаде которого сегодня установлена мемориальная доска знаменитому харьковскому фотомастеру. Несколько лет велись строительные работы, был практически завершен первый этаж, куда удалось «перевезти» фотоателье с Екатеринославской. Второй этаж Федецкий закончить не успел. И хотя в завещании было сказано про оборудование фотоателье по разработанному плану, этот план так и не был реализован. Ателье продали фотографу В. Шабельскому, представлявшего в Харькове знаменитую петербургскую фотофирму «А. Скасси».
Читайте также: «Осторожно, кусается»: свободная любовь Льва Ландау в Харькове
После смерти Альфреда Федецкого харьковские газеты с теплом вспоминали «живого духом художника», «в душе которого горел священный огонь, называемый вдохновением», который «горячо, беззаветно любил свое искусство, страстно увлекался им и отдал ему всю свою жизнь». Его работы восхищали самых строгих ценителей, часто на фотографиях его авторства люди видели себя по-новому, ведь Альфред Федецкий мог удивительным образом уловить красоту человека, как внешнюю, так и внутреннюю.
Mykharkov.info
[…] Читайте также: Сам себе режисер: как харьковчанин Альфред Федецкий сн… […]
n977i1