Современный Харькова радует богатством форм и архитектурных стилей. Здесь множество интереснейших в архитектурном плане зданий, но так было не всегда.
Совсем иным увидел город Алексей Бекетов, когда в 1889 году вернулся домой после учебы в Императорской Академии художеств. Его расстраивали неприметные глиняные домики, узкие улицы, безвкусные трактиры. Изменившись сам, он переоценил и городские пейзажи. Давно известные и привычные здания стали вдруг чужими, отталкивающими, неприемлемыми. Юный архитектор захотел вложить силы и способности в родной край.
Алексей Бекетов родился в семье знаменитого ученого, физико-химика Николая Бекетова. Маленький потомок древнего дворянского рода не испытывал нужды в интеллектуальной среде. Все детство он изучал книги из богатой родительской библиотеки, слушал увлекательные беседы академиков, художников, поэтов, которые часто посещали отчий дом. Детские годы стали прекрасным прочным фундаментом его профессионального будущего. Имея перед глазами пример своего знаменитого отца, маленький Николай изо всех сил желал стать видным представителем известной на всю страну фамилии.
К счастью, пылкому желанию мальчика способствовали объективные факторы, повлиявшим на успешное становление юного архитектора. Во-первых, в начале ХХ века Харьков готовился к настоящему строительному буму, так как активное экономическое развитие делало город значимым промышленным и культурным центром империи. Харьков нуждался в красивых, величественных зданиях, подчеркивающих престиж и благосостояние города. Кардинально преобразить его образ могли новые, свежие проекты талантливых архитекторов, способных подарить городу ансамбли учебных заведений, банков, театров, особняков, гостиниц. Во-вторых, уделить должное время работе и не быть скованным финансовыми заботами, помогло важное событие в жизни молодого архитектора. Брак с дочерью видного промышленного деятеля и мецената А. К. Алчевского принес Алексею Бекетову не только семейное счастье, но и возможность творческой самореализации.
Алексей Бекетов стал в один ряд с именитыми архитекторами и часто выигрывал у них конкурсы проектных работ. Первой профессиональной победой стал проект здания Александровского коммерческого училища.
Это здание, выполненное в стиле неоренессанса, стало архитектурным дебютом Алексея Бекетова. Проект понравился заказчикам благодаря необычному сочетанию изящности и строгости форм, рациональной планировки и художественного вкуса, проявленного в прорисовке множества деталей. Сейчас это здание принадлежит Юридической академии им. Ярослава Мудрого и по-прежнему украшает одну из главных улиц города – Пушкинскую. Стоит отметить, что просветительские заведения стали одним из наиболее важных направлений в профессиональной карьере Алексея Бекетова. Несомненно, это связано с семейными традициями рода Бекетовых, для которых наука и образование были смыслом и делом жизни.
Еще одним интересным реализованным проектом Бекетова стало строительство Общественной библиотеки в 1889-1901 годах (ныне библиотека им. Короленко). Среди достоинств здания отмечали комфортные свободные залы, органичное взаимодействие книгохранилища с другими помещениями библиотеки, литература в которые поступала благодаря работе специального подъемного устройства.
Подобная конструкция работала столь быстро и удобно, что прославленный архитектор нередко получал дружеские, теплые письма от благодарных сотрудников новой библиотеки. Признавали его не только работники здания, но и многие коллеги, ученые, меценаты. Подтверждением всеобщего авторитета стала достойная награда. Несмотря на достаточно молодой возраст, 38-ми летнему Алексею Бекетову присвоили звание академика.
После этого Бекетов создает новые талантливые проекты. В 1911 – 1919 годах по проектам Алексея Бекетова были возведены здания Харьковского медицинского общества, Высших женских медицинских курсов, Коммерческий институт. Сейчас, в здании Харьковского медицинского общества располагается Харьковский институт микробиологии и иммунологии им. И. И. Мечникова (ул. Пушкинская, 14). Архитектура института удачно сочетает западноевропейский модерн и конструктивизм. Его фасад щедро украшен роскошными барельефами и выразительным геометрическим орнаментом. Особый шик зданию придают высокие декоративные вазы, которые бережно поддерживают своими фигурами мифические грифоны.
Коммерческий институт в ходе реорганизации стал носить имя Харьковского национального экономического университета им. С. Кузнеца (пр. Науки, 9-А), а здание Женских медицинских курсов ныне превратилось в учебный корпус Технического университета сельского хозяйства(ул. Мироносицкая, 92). В поздний период своего творчества архитектором были построены два новых корпуса для Харьковского технологического института в 1929 и 1930 году.
Другим, более ранним, но не менее важным направлением в творческой карьере Алексея Бекетова было проектирование финансовых учреждений, играющих значительную роль в развитии и процветании города. Здания подобного рода должны быть не только функциональными, но и престижными, с богатым, выразительным фасадом, запоминающимся убранством и декором. К проектированию этих зданий Бекетов отнесся очень серьезно.
Для того, чтобы тщательнее изучить опыт строительства банков архитектор отправился в Европу. Он побывал во Франции, Германии, Италии, Австро-Венгрии и, вдохновившись достойными образцами высокого искусства вернулся домой. Так, по проектам Бекетова были возведены здания таких харьковских банков – Коммерческий банк (1896 г.), Земельный (1897 г.), Торговый (1899 г.), Волжско-Камский (1908 г.). Стоит заметить, что последние два банка строились по «семейному» заказу А. К. Алчевского, который всячески покровительствовал профессиональным успехам талантливого родственника. И не зря. Даже сейчас, в ХХІ веке современники почтительно относятся к творческому наследию Алексея Бекетова. Его архитектурные детища являются лицом города, украшая главные улицы и площади Харькова.
Здание Земельного Банка, выполненное в стиле неоренессанса, в наше время превратилось в Автотранспортный Техникум (пл. Конституции). Спроектированные в стиле западноевропейского модерна, два других банка, органично дополняя друг друга, прекрасно вписаны в архитектурный ансамбль площади. Так, Торговый Банк превратился в Дом науки и техники, а Волжско-Камский — в театр кукол им. В. Афанасьева.
Эти здания, облицованные камнем, украшенные разнообразными скульптурами и колоннами, придают образу Харькову торжественность, делают его одновременно строгим и нарядным, важным и праздничным.
Наиболее самобытное направление в творчестве Алексея Бекетова – это проектирование жилых домов для высшего сословия Харькова. Особняки, построенные для интеллигенции и общественных деятелей, характеризуются свободой композиций, ассиметричными линиями, гармоничным взаимодействием с окружающим пространством. Не сдерживаемый жесткими нормативными требованиями, Бекетов творил оригинально, ярко, отражая в зданиях внутренний и противоречивый дух богатой на формы и стили эпохи историзма. Особый интерес вызывает собственный особняк знаменитого архитектора. Работая над его проектом, Бекетов наиболее полно реализовал свое представление достойного, комфортного, современного жилища.
Первый его особняк был возведен в 1897 году на улице, ныне носящей название Жен Мироносиц (современный Дом Ученых). Выполненный в эклектическом стиле, он объединил в себе и неогреческие формы, дух английской готики и древнерусские традиции. Фасад дома отличается изящностью и богатством, благодаря многофигурным барельефным вставкам. Колонны, обрамляющие окна второго этажа, добавляют зданию выразительности, грациозности, элегантной строгости.
Внутреннее убранство говорит о стремлении Бекетова совместить комфорт с эстетичностью. В оформлении личного кабинета и центральной лестницы были использованы дубовые панели, выполненные в лучших английских традициях. Столовая расписана в стиле древнерусского терема, зал украшен декорациями в стиле рококо. При этом, комнаты выглядели просторными, уютными, пригодными для семейного быта.
Другой, новый особняк в стиле неоклассицизма Бекетов построил в 1912 году. Этот дом внешне во многом был похож на предыдущий, но в его украшении и внутреннем убранстве чувствовалась сдержанность, стремление к элегантной простоте. Большинство особняков, построенных Бекетовым размещаются на улице Дарвина и улице Жен Мироносиц. Это особняки семьи Алчевских, первый из которых был построен в 1893 году, а второй в 1896 году, особняк А. А. Иозефовича (1896 г.), И. Л. Залесского (1897 г.), особняк М. П. Соколова (1899 г.), И. И. Сомова (1899 г.), особняк П. В. Маркова (1901 г.), Ф. П. Писнячевского (1903 г.), А. И. Фенина (1909 г.), И. Е. Игнатищева (1914 г.). Эти дома были выполнены в разнообразных стилях.
В художественном оформлении зданий можно проследить влияние барокко, итальянского ренессанса, рококо, классики, модерна. Все вместе они образовали неповторимый архитектурный ансамбль, построенный Алексеем Бекетовым, согласно с любимым принципом контрастности.
Бекетов неустанно обращался к опыту различных эпох, дабы в современности представить всю красоту и наследие лучших архитектурных образцов. С его помощью образ Харькова обогатился прекрасными зданиями, не только функционально служащими на благо развития города, но и радующими глаз своей красотой.
MyKharkov.info
[…] […]
[…] […]
[…] […]
[…] […]
[…] Читайте также: Бекетовские здания: что построил в Харькове знамениты… […]
[…] […]