Ее жизнь можно назвать судьбой золушки наоборот. Она родилась в богатой семье, но в последствии ей всю жизнь приходилось работать. Прожившая почти 100 лет харьковчанка Варвара Каринская (1886-1983) была законодательницей моды в сфере сценических костюмов. Это единственная харьковчанка, удостоенная премии «Оскар». В конце 20-х гг прошлого века она эмигрировала за границу и сделал карьеру в Голливуде.
Семья известного харьковского купца-миллионера имела Андрея Жмудского 10 детей. Варя была третим ребенком и старшей дочерью в семье.
Богатый отец обеспечивал детей всем. Детство Вари прошло в достатке и роскоши. Она выросла в огромном доме по улице Немецкой (ныне Пушкинская, 31), который славился на весь город своими приемами и балами. Несмотря на хороший достаток семьи, дети не бездельничали. Домой приходили репетиторы, которые обучали детей иностранным языкам и разным школьным предметам. Дети посещали театры.
Как и младших сестер, Варю учили шить, но особенно она увлекалась вышиванием. Девушка с юных лет хорошо разбиралась в тканях – ведь они были одним из основных товаров торговли отца. Она успешно окончила женскую гимназию и слушала лекции по юриспруденции в Харьковском университете.
Семья Жмудских была необычным явлением для Харькова. Отец Вари вырос в небогатой крестьянской старообрядческой семье. Приехав в Харьков, он познакомился с купцом Михаилом Соколовым, с которым начал удачно торговать мануфактурой. Им удалось сколотить миллионные состояния. Так на харьковской земле воплотилась знаменитая «американская мечта» простого слобожанского крестьянина.
Купец Жмудский стал активным общественным деятелем. Харьковчане много раз избирали его в гласные Городской думы. Он также был щедрым меценатом. По его инициативе и при значительных его капиталовложениях (3 тыс. руб.) по проекту Михаила Ловцова был возведен Благовещенский собор. И это далеко не единственное его благотворительное начинание.
Как почетный попечитель Харьковского коммерческого училища, почетный старшина Коммерческого клуба и директор Харьковского отделения музыкального общества он постоянно помогал этим организациям. Повзрослев, Варя тоже стала меценатом. Зафиксирована ее финансовая помощь в строительстве глазной больницы Гиршмана. Она также помогала харьковским художникам, студентам, артистам и на общественных началах выполняла работу казначея в обществе помощи нуждающимся людям.
Читайте также: Мать львов: как харьковчанка Ирина Бугримова стала легендой
Варя вышла замуж в 1908 году за богатого купца Александра Моисеенко, семья которого принадлежала к солидным экспортерам рыбной и другой продукции. Но молодая жена меньше чем через год стала вдовой, поскольку муж скончался от тифа. Родившаяся дочь Ирина не застала отца в живых.
Варвара недолго носила траур, и вскоре сочеталась браком с преуспевающим адвокатом, членом Совета присяжных поверенных округа Харьковской судебной палаты Николаем Каринским. Молодожены вселились в приобретенный дом по улице Мироносицкой, 46.
Новое замужество послужило поводом после смерти главы семейства купца Н. Моисеенко, отписавшего внучке Ирине 50 тыс. руб., лишить ее и Варвару наследства. Семейство Моисеенко оспорило завещание покойного и бывшая невестка с дочерью не получили ни копейки.
Но к моменту судебной тяжбы в 1916-м году вновь созданная семья уже перебралась в Москву, где Варвара приобрела на свое имя приличные пятикомнатные апартаменты по Тверскому бульвару. Она быстро превратилась в гостеприимную хозяйку популярного салона, где по вечерам собирались интеллигенты, любители театра. Здесь обсуждались спектакли, велись возвышенные разговоры, и Варвара демонстрировала свои эксперименты. Она создавала инсталляции, сочетая куски цветных шелковых тканей с рисунками и фотографиями на сценические сюжеты. Особенно ей удавались творения, связанные с балетом. Через некоторое время она решилась показать 12 своих работ в одной из популярных московских галерей.
К этому времени у нее было двое детей – собственная дочь и племянник Владимир, которого она опекала. Это был сын ее брата Анатолия, издателя и редактора харьковской либеральной газеты «Утро». Он неоднократно печатал антиправительственные материалы, статьи, направленные против черносотенцев, чиновников, за что подвергался денежным штрафам, судебным искам, даже аресту и непродолжительному заключению в тюрьму.
Личная жизнь брата не складывалась. Ему предстоял громкий бракоразводный процесс, а сын был передан под опеку Варвары. Во время революционных событий 1917 года вооруженные люди напали на дачу, где в это время он жил и ограбили ее. А через год Анатолий Жмудский скончался от «испанского гриппа».
Февральская революция 1917 года возвысила карьеру мужа Варвары – его назначили прокурором Петроградской Судебной палаты. Он приложил руку к арестам большевиков, в том числе Льва Троцкого и Анатолия Луначарского, был причастен к распространению слухов о шпионской деятельности Ленина в пользу Германии. Вскоре случился октябрьский переворот, заставивший Каринского бежать на «белый» юг страны. Здесь он занимал престижные гражданские посты до 1920 года, был начальником Черноморской губернии и управляющий МВД Южно-Русского правительства. В это время Варвара покинула столицу, и вместе с детьми жила на два города – Харьков и Симферополь.
События тех лет, связанные с семьями Жмудских и Каринских, послужили канвой для мемуаров «Адъютант генерала Май-Маевского» (1929) «красного» разведчика в стане белогвардейцев Павла Макарова. Именно по ним снят известный фильм «Адъютант его превосходительства». В гражданскую войну в Харькове находился штаб Добровольческой армии во главе с генерал-лейтенантом Владимиром Май-Маевским. Павел вместе со своим командиром часто посещал усадьбу Жмудских, и питал большую симпатию к дочери купца Катеньке. Генерал симпатизировал Анне – гувернантке детей купца, которая была далекой родственницей Жмудских. Но их планам и мечтам не суждено было сбыться.
После бегства белогвардейцев из Крыма Андрей Жмудский, потеряв свои капиталы, вывез близких в Бельгию. Каринский, внесенный в «расстрельный список» большевиков, также эмигрировал. Он пароходом добрался до Константинополя, а затем – до Нью-Йорка, где вынужден был зарабатывать на жизнь таксистом.
Варвара с детьми не смогла попасть на корабль и вскоре возвратилась в Москву, где заочно развелась с мужем, чтобы сохранить себе и детям жизнь.
Настало новое время: в ее фешенебельную квартиру заселили армян и евреев, оставив хозяйке пару комнат. По семейному преданию, она нашла в тайнике припрятанные драгоценности и деньги, спасшие семью от голодной смерти. Более того, смогла открыть чайный салон, где вечерами собирались очень известные представители богемы. Знакомство с ними было полезным: поэт Демьян Бедный спас ей жизнь. Он помог Варваре избежать ареста, приказ на который уже отдал влиятельный советский функционер Вячеслав Молотов.
С появлением «новой экономической политики» (нэп) Варвара открыла ателье-магазин по пошиву модной одежды и женских шляп «Houte Couture». Ее продукция быстро завоевала популярность у модниц. Ей принадлежал и антикварный салон, который она доверила управлять своей падчерице Татьяне. А бабушка племянника Владимира изготавливала быстро раскупавшиеся оригинальные произведения рукоделия. Ко всему Варвара открыла школу художественной вышивки «АRS» для детей. В бизнесе все понемногу налаживалось.
Личная жизнь Варвары тоже изменилась: она близко познакомилась с Владимиром Мамонтовым – выходцем из богатейшей купеческой семьи. Новая власть отобрала их богатства. Этот мужчина слыл альфонсом, пьяницей и буяном, но умел галантно ухаживать за женщинами, чем и покорил сердце Каринской.
Пришел 1928 год, частную школу Каринской отобрали и сделали государственной, другие предприятия тоже были под угрозой закрытия. И хотя ей предложили должность директора школы, Варвара стала искать пути отъезда за границу. Она пошла на хитрость: обратилась к наркому просвещения Анатолию Луначарскому с предложением устроить заграничную выставку работ своих воспитанников. Но это был завуалированный план побега. Варвара всю жизнь собирала бесценную коллекцию вышивки, у нее были даже экземпляры церковных работ ХII-ХIII вв. Она поместила эти шедевры в багеты, а сверху наложила ученические работы на темы советской идеологии. Документы для выезда помог подготовить родной брат Сергей Жмудский, который в «Пролеткульте» занимался проблемами ликвидации безграмотности.
Мамонтов уехал первым, а следом – Каринская с дочерью и племянником. Тогда не было аппаратуры для выявления контрабанды, поэтому семье удалось вывезти драгоценности и деньги. Дочь жаловалась на тяжелую шляпу, в выпивке которой были закамуфлированы драгоценности. Купюры спрятали в произведения классиков марксизма.
Читайте также: «Королева быстрых темпов»: балерина Наталья Дудинская
Беглецы из Берлина вместе с ожидавшим их Мамонтовым уехали в Бельгию – к отцу и родственникам. Однако деятельная натура творческой женщины не выносила безделья, и вскоре она с детьми была уже в Париже. Здесь началось ее карьера выдающегося стилиста по созданию костюмов для сцены и модной одежды. Первой ласточкой стало открытие ателье вышивки и пошива. К этому времени она прекратила отношения с Мамонтовым и все ее помыслы были направлены на утверждение в новом бизнесе.
Первый большой заказ поступил от «Русского балета Монте-Карло», руководимого полковником-белогвардейцем Василием Воскресенским, взявшим псевдо «Полковник де Базиль». Труппа была создана после смерти Сергея Дягилева на основе его балета и «Русской оперы» в Париже. За три года Варвара в содружестве с видным хореографом Леонидом Мясиным создала костюмы для трех балетов-симфоний: «Предзнаменование», «Хореартиум» и «Фантастическая симфония» (1933-1936).
Вскоре она начала работать со вторым балетмейстером этой труппы Джоржем Баланчиным (Георгием Баланчивадзе), который несколько лет ставил спектакли для балета Дягилева. Невероятная находчивость и умения Варвары, воплощающие эскизы костюмов художника Кристиана Берара, позволили за два года создать циклы костюмов к шести балетам. Их блистательно поставил Баланчин, и новая труппа с успехом гастролировала во многих европейских столицах и Нью-Йорке. Балетмейстер ценил талант Варвары и называл ее «Шекспиром сценического костюма».
Но сотрудничество с Баланчиным прервалось из-за конкуренции двух балетмейстеров. Джордж ненадолго создал свою труппу, с которой показал несколько великолепных спектаклей. Американский меценат Линкольн Кирстайн, посетив представления, пригласил режиссера в США для создания «Школы американского балета» и развития национального балетного искусства.
Каринская становилась известной и шила костюмы для спектаклей знаменитых режиссеров Жана Кокто, Луи Жуве. Она создавала их по акварелям знаменитых художников Анри Матисса, Клода Берара, Андре Дерена, Жоан Миро, Марка Шагала, Сальвадора Дали, Натальи Гончаровой и других.
В 1936 году Каринская с племянником перебрались в Лондон. Сначала успешно сотрудничали с несколькими модельными фирмами, а затем открыли собственные мастерские. Дочь продолжила руководить их парижским бизнесом. Популярность, заказы, прибыли росли. Харьковчане смогли арендовать особняк известного портретиста ХVIII века Джошуа Рейнольдса и расширить дело, сотрудничая с видным фотографом и дизайнером Сесилом Битоном.
Но через три года ощущение близкой войны заставило Варвару переехать в Нью-Йорк, а племянника – вернуться в Париж. Он воевал на стороне французской армии, попал в плен и бежал из концлагеря. Варвара организовала его переезд в США, где он служил в армии до победы над немцами. Ирина оставалась во французской столице, где вместе со своей семьей пережила военные годы.
Эти слова, приписываемые любимой героине Жанне дʼАрк, вполне заслужила Каринская своим творчеством. В Нью-Йорке Варвару сразу же нашел Джордж Баланчин и предложил открыть мастерскую в школе балета. Племянник, сменивший имя на Влади Лоуренс, активно занялся производством. Год спустя родственники стали владельцами особняка по 56-й улице, где учредили ателье-магазин под названием «Covent Garden», функционирующий и сегодня.
Ателье Карпинской изготавливало костюмы не только для балета, но и для разных шоу, бродвейских постановок и кинематографа. В одежде, эскизы которой создавала уже сама харьковчанка, снимались многие звезды кино. А в 1948 г. она сама стала «звездой», получив «Оскар» Американской киноакадемии за создание костюмов к фильму «Жанна дʼАрк» режиссера Виктора Флеминга. «Неистовую Жанну» сыграла знаменитая Ингрид Бергман. Костюмы Жанны стали знаковыми для Варвары – они открыли новую главу ее творчества, в которую стилист шагала со смелостью своей героини.
Очередной большой успех пришел к ней через 4 года, и вновь принес премию «Оскар». На этот раз за костюмы к фильму-балету «Ганс-Кристиан Андерсен» режиссера Чарльза Видора с Дэнни Кей и Зизи Жанмер в главных ролях.
В 1964 году «Нью-Йоркский городской балет» Баланчина начали очень хорошо финансировать, и он предоставил Каринской должность художника по костюмам. Этому балету она отдала сердце, полет фантазии и труд своих рук. Ее мастерство достигло уровня инноваций: в дуэте с Джорджем они создали новую модель балетной пачки, работая над балетом «Симфония до мажор» Жоржа Бизе (1950). Юбка отличалась от четырех известных ранее отсутствием жесткого каркаса и вдвое меньшим количеством слоев шифона, которые в танце изящно и легко трепетали. Эту пушистую «пачку Баланчина-Каринской» стали называть «пуховкой» как и приспособление для нанесения пудры.
Второй значимой инновацией был крой лифа костюма «по косой», который она заимствовала у знаменитой французской кутюрье Мадлен Вионне. Пошитые Каринской костюмы не только были красивы, но и плотно облегали точеные фигурки балерин, не ограничивая свободу их движений. Баланчин повторял, что половина успеха балета была достигнута, благодаря Варваре (Барбаре, как ее стали называть). И этих побед было немало, – ведь знаменитая стилистка создала костюмы для 75 балетов Баланчина!
В 76-летнем возрасте она, единственный в мире модельер, была удостоена престижной премии в сфере балета, учрежденной фирмой «Capezio», выпускающей обувь для танцев. Последний балет, созданный двумя творцами, был «Венский вальс» (1977). Уже отойдя от дел, они продолжали строить проекты костюмов и хореографию к балету «Птицы Америки», опираясь на фантастические рисунки птиц Джона Джей Одюбона. Им не суждено было сбыться. Но мечта, идея, стремление к красоте поддерживали двух соратников, живших многие годы под одной крышей в доме Каринской, что недалеко от Нью-Йорка в Беркшире. Они и умерли в один год.
Читайте также: Муж отвоевал ее пистолетом: бурные романы певицы Клавдии Шульженко
Заслуги Каринской перед миром искусства отмечены введением ее в Зал славы Национального музея танца мистера и миссис Корнелиус Вандербилт Уитни (1999). На Харьковщине о знаменитой землячке начали говорить в текущем тысячелетии. Зарегистрирован Фонд (2003) и учрежден Международный фестиваль моды и театрального костюма ее имени (2004), а годом позже была открыта мемориальная доска на фасаде ее родного дома.
Светлана Лысенко