Александр Долгов — блюзовый гитарист, автор и исполнитель собственных песен, лидер группы «Дождь», единственный украинец, который внесен в Зал славы блюза в США.
Александр Долгов выступал на одной сцене с Френсисом Гойя, Бобом Марголиным, Бадди Гаем и «Мумий Троллем». Святослав Вакарчук просил Долгова поставить ему автограф на гитаре, а Сергей Чиграков посвятил песню и как-то признался, что считает себя его учеником.
Об этом, а также о том, почему английский язык был практически родным для коренного харьковчанина Саши Долгова, об истории его семьи, студенческих годах, поездках в Америку, таланте и даже реинкарнации, мы пообщались в этом интервью.
А еще о Feeling Blues Festival, который состоялся осенью на арт-заводе «Механика» и о харьковских, и не только, музыкантах.
— Знаю, что с 2017 года все общение с журналистами у вас начинается с того, что ваше имя внесено в BLUES HALL OF FAME, Зал славы блюза в США. А мне хочется поговорить о том времени, которое я мало знаю. Давайте вспомним конец 80-х, когда была основана группа «Дождь». Тогда ещё был журнал «Рок-н-рольная Харьковщина»…
— Был такой. «Рок-н-рольная Харьковщина», «Рок-курьер» — это то, что я могу вспомнить.
— И еще в 1987 году в ДК ХЭМЗ прошел фестиваль, мне очень понравилось название, «Рок против сталинизма».
Если брать русский мат, то смотря, как и где его использовать, он может быть потешным, может быть очень грубым, бранным. Им можно как развеселить, так и убить.
— Я в тот момент защищал Родину. В 87 году я был в рядах Советской Армии. Со второго курса университета меня призвали в армию.
— А потом вы вернулись и продолжили обучение?
— Если я перед тобой сижу, конечно, я вернулся.
— Я имела в виду, что после службы в армии вы восстановились в университете в Харькове. Я читала, что свою дипломную работу, а вы по образованию филолог-переводчик с английского, вы писали на тему «Английский язык блюза».
— Точное название «Отклонение от норм в фонетике и грамматике английского языка в поэзии блюза».
— Думаю, такую тему до вас никто не писал в университете Каразина.
— Нет, никто не писал. Мой руководитель дипломной работы, когда я предложил, согласился, чтобы я работал с такой темой. Мне это было интересно, всем это было интересно, для некоторых неожиданно.
— Уже в тот период, когда вы писали диплом, вы играли в группе?
— Я закончил университет в 92-м. А команда собралась…
— В 86-ом?
— Нет. Раньше. Если быть совсем точным, то это, наверное, 1984 год. Я еще учился в школе, но мы уже тогда во Дворце студентов ХПИ делали какие-то музыкальные постановки. Уже тогда там были ребята, с которыми мы играли впоследствии. И Женя Кошмар у нас играл. Это были очень веселые, прикольные времена. А первый концерт у нас был, да, в 1986. Я помню, что когда я закончил школу в 85-ом, мы тогда уже играли.
— Еще хочу один вопрос про ваш диплом задать. Я где-то прочитала, что в нем вы освещали ненормативную лексику в негритянских блюзах.
— Во-первых, ее там нет, ненормативной лексики.
— В ваших текстах я тоже не встречала ненормативную лексику. Ее совсем нет в блюзе?
— Да она везде есть. Если брать русский мат, то смотря, как и где его использовать, он может быть потешным, может быть очень грубым, бранным. Им можно как развеселить, так и убить.
В английском языке есть некие слова — табу, ненормативные если брать. На улице ты их услышишь. Но по силе психологического влияния, когнитивного, на восприятие человека они могут быть сильнее, могут быть слабее. Да и у нас сейчас как-то уже сложно себе представить молодое поколение без ненормативной лексики.
Пройденный путь, тот стиль и то, что есть сейчас, бренд Александр Долгов или «Дождь», как хотите его называйте, это можно сравнить с тем, что сделал Эрик Клэптон, с тем, чего добились The Rolling Stones.
— Ваша группа изначально называлась The Rain.
— А разница какая?
— Никакой. И вы сначала пели песни только на английском языке?
— Первые песни были на русском.
— В интернете в нескольких источниках была именно такая информация о вас, что изначально вы принципиально пели песни на английском языке, поскольку ритм-энд-блюз на русском не звучит.
— Первые песни были написаны на родном языке, в моей семье говорили преимущественно на русском языке. Английский — второй родной язык, потому что он очень рано начал в меня заходить. Первые песни, записанные и представленные на первых каналах нашего телевидения, были на русском языке. А после появились английские, в основном авторские.
Пройденный путь, тот стиль и то, что есть сейчас, бренд Александр Долгов или «Дождь», как хотите его называйте, это можно сравнить с тем, что сделал Эрик Клэптон, с тем, чего добились The Rolling Stones. Они начинали ковырять в правильной музыке, в классике блюза, Хаулин Вулф, Мадди Уотерс. А кто стоял до того, что было до этого? Переигрывать эту классику и делать это по-своему… И отсюда появилась правильная энергия, правильное понимание этого всего.
Научиться производить на аудиторию, на публику правильное впечатление, если ты не знаешь блюза, у тебя хрен, когда это получится. Если в музыке нет сексуальности – всё, пошел на фиг. На мой, например, взгляд, The Beatles в плане секса уступали The Rolling Stones на порядок. Ролинги взяли сразу, ибо ковыряли в правильных дядьках: Мадди Уотерс, Вилли Диксон, Хаулин Вулф и поехали дальше, все герои фильма «Cadillac Records». Обязательно посмотрите его. Там всё пронизано сексом, вся эта музыка.
— Так можно сказать ещё о какой-то музыке, кроме блюза?
— Я скажу так, не бывает «нравится – не нравится» или «плохо-хорошо». Есть трогает, греет, заходит или не заходит. Например, «Пошлая Молли», да что угодно о ней говорите, но сколько народа собирает эта группа. И я могу сказать, что чувак таки что-то умеет. И обладает такой штукой, о которой я говорил, в плане секса, он шуршит по таким интересным вещам, которые этому поколению, и не только этому, интересны.
Мы играли когда-то концерт вместе с мумиками…
— С «Мумий Троллем»?
— Да, и не один. С Илюхой разговариваем: «Ты видел, сколько у тебя в зале девушек и бабушек в платьях невесты?» Понимаешь? Как раз был пик этой песни. Более того, я видел живьем «Ласковый май». Это же было помешательство, народ просто сходил с ума. Мне посчастливилось сходить на тот самый, настоящий «Ласковый май».
Например, «Пошлая Молли», да что угодно о ней говорите, но сколько народа собирает эта группа. И я могу сказать, что чувак таки что-то умеет.
Я очень рано попал в эту тусовку, поэтому я здесь немножко инопланетянин и слегка опередил время. Из-за этого переживал какие-то страдания, может быть и сейчас прохожу какие-то испытания тоже, потому что их необходимо пройти. То ли меня к чему-то готовят, к новому броску временному.
— Когда вы в 2012 году записали альбом «Мужское», он получил много хороших отзывов, в том числе Сергей Чиграков, Чиж, сказал: «Сашка Долгов, друг мой дорогой, люблю тебя безмерно и доселе считаю себя твоим учеником».
— Это правда, его слова. Он в Архангельске сейчас, там поздно, но мы можем позвонить, он подтвердит.
— Конечно, правда. Тем более ваше знакомства и дружба, это всё было в Харькове. Он даже как-то сказал, что в Харькове прошли его лучшие годы. Наверное, было весело. Чиж неоднократно, я интересовалась его биографией, говорил, что играть блюз его учили вы.
— Предположим, я еду за рулем автомобиля и теоретически умею водить классно. Но есть некие нюансы, о которых мне может сказать человек, который Всевышним награжден, Создателем. Кроме него этих нюансов никто не может знать. Я сам не понимаю, откуда я могу это знать. Равно как люди, с которыми мне пришлось встретиться позже: Рита Кинг, Джерри Портной, Боб Марголин, Бадди Гай, были удивлены, откуда в русском парне, в их понимании, взялось всё это тонкое ощущение вот этой культуры. Откуда?
Я много с чем сталкивался и продолжаю сталкиваться. Многие скажут, что Саня Долгов вредный человек, зазвездился к чертям. А на самом деле всё очень просто, я до этого определил, что если кто-то считает иначе, пусть попробует возьмет и сделает так же.
Возвращаясь к Чижу, он знал кучу замысловатых аккордов и гораздо больше всего, чем я на тот период. Но какие-то маленькие вещи, нюансы… Микеланджело на вопрос, как вы создаете гениальное ответил: «Я беру глыбу мрамора и отсекаю от нее всё лишнее». У Чижа был огромный запас знаний, просто обалденный, потрясающий потенциалище, мне оставалось только сказать, что это не надо, тут убрать, самую малость.
Читайте также: Личности Харькова: Жека Кошмар, лидер группы «Ку-ку»
— Расскажите мне про талант. Это то, что в человеке уже присутствует или это плод каких-то серьезных усилий? И имеет ли смысл, допустим, человеку, который поступил в музыкальное училище и мучает какой-то инструмент, продолжать, если не очень получается?
— Это не ко мне вопрос, про талант.
— А к кому же ещё?
— К нему (показывает вверх).
— Знаешь, вот я давеча пересматривал, мне очень нравятся некоторые фильмы советского кинематографа, в частности фильм «Визит к Минотавру», детектив по мотивам одноименного романа братьев Вайнеров. Там была интересная фраза по поводу таланта: «Зависть талантливого лентяя неудачника к таланту трудолюбивому, а потому успешному. Да и конфликт у них односторонний».
Знаешь, ведь настоящий талант, он от Бога. Многое, приходит как дар, дается легко. И как правило, такие люди испытывают на себе сильное влияние и ощущение зависти от тех, кому надо жопой высиживать хорошие оценки.
— Можно научится прекрасной технике игры, но это всё равно будет посредственно, если нет таланта? Может быть тогда стоит отказаться от таких занятий, я имею в виду, от профессиональной музыкальной деятельности? Или просто самому себе, в первую очередь, сложно признаться, что не одарен?
— Сложно, особенно если тебя еще при этом всем признала публика, и ты пришелся вовремя этим своим талантом, который ты как конь вспахал, а пахарь его засеял. Надо жать.
— Тем более, совершенно необязательно, что публика разбирается в музыке и у нее хороший вкус.
— Да. И куда после этого деваться? Ты входишь во вкус, ловишь от этого кайф, что «пипл хавает», как говорится.
Главное, признавать, что человек талантлив. А что он уже с этим талантом потом делает…
— Вы наверняка сталкивались с ситуацией, когда очень талантливые музыканты, которые пишут очень классную музыку, в угоду публике упрощают свое творчество.
— Я много с чем сталкивался и продолжаю сталкиваться. Многие скажут, что Саня Долгов вредный человек, зазвездился к чертям. А на самом деле всё очень просто, я до этого определил, что если кто-то считает иначе, пусть попробует возьмет и сделает так же. Если вы считаете, что Пушкин – это так, возьмите и напишите что-то хотя бы похожее. Тогда мы уже сможем о чем-то разговаривать.
— Мой вопрос правда был немножко про другое. Про то, что крутые музыканты подстраиваются под стандарты публики, которые не всегда высокие.
— Кто это?
— Я не могу никого назвать в жанре, в котором вы играете. Но если брать харьковских музыкантов вообще, это Сергей Бабкин. Его последний альбом — это такой хороший реверанс в сторону широких масс.
— Я могу сказать, что Сережа бесконечно талантливый артист. Люди, пишущие стихи, могут считать себя поэтами, могут не считать. Я, наверное, уже все сказал, он талантливый артист. И это не ко мне вопрос, а лучше с ним пообщаться.
— Вы попросили пример, и это первый, кого я вспомнила, Бабкин сейчас очень на слуху.
— Мне сложно, ибо Серега – это коллега. И то, что он делает, достойно внимания. На этом выросло не одно поколение музыкантов. Это такая культура, которая приоткрыла дверцу для многих людей. До него пытались подобное делать, но… Они всё c 5’NIZZA начинали делать, всё началось с нее. Это потом уже каждый сам, Андрюша, Андрей Запорожец, и Серега пошли дальше.
— Вы общаетесь с Жекой Кошмаром?
— Мы не встречаемся и не целуемся в десна ежедневно. Конечно, общаемся. Нас связывает столько лет.
— И вы играли с одними и теми же музыкантами в разные периоды? Или так можно сказать о всех харьковских музыкантах, все уже переиграли вместе?
— Нет, я что сводник что ли какой-то? С Женькой мы немножко играли. Знаешь, всё сейчас очень и очень интересно. Я сейчас не живу там, в том времени, куда, может, хочет вернуться Женька. Меня уже давным-давно там нет, может какой-то фантом в тех годах. Повторить себя того невозможно.
Новый шаг Сергея Бабкина, он ведь тоже продиктован чем-то: то ли его внутренним состоянием, то ли его настроением, то ли продюсерскими вещами, то ли еще чем-то другим. Это их совершенно внутренние дела и меня это никак не касается.
Интересная история, связанная с The Rolling Stones, когда Чарли Воттс очень сильно Мика Джаггера двинул в лобешник за то, что тот по пьяни называл его мой барабанщик. Он сказал ему: «Да пошел ты, my fucking singer».
Я всего лишь как гитарист могу с точки зрения профессионального слышания гитарной музыки рассуждать. Мне посчастливилось, подчеркиваю двумя красными линиями, в своей жизни встретиться, познакомиться близко и играть вместе с такими выдающимися музыкантами как в блюзе, так и в гитаре другого направления, Френсис Гойя, это и рок-н-ролл и фламенко и джаз, это гитарист потрясающий совершенно, со своим штрихом, того же поколения, что Боб Марголин, Бадди Гай чуть постарше, ему 82.
Скажем так, в жизни мне посчастливилось встретиться с людьми, которые на одной сцене, вот так рядом, как мы сидим с тобой, общались с самыми настоящими легендами музыки, блюзовой, хард-роковой, которые сделали эту музыку таковой.
— Расскажите мне про Feeling Blues Festival, который был в сентябре на арт-заводе «Механика». Его преподносили как первый блюзовый фестиваль в Харькове. Вы имели отношение к его организации?
— Нет, к организации абсолютно никакого отношения не имел. Единственное, что связывало меня с организацией фестиваля, это позвонить Бобу Марголину и Рите Кинг, пригласить их сюда. Боба пришлось уговаривать, потому что он говорил: «Александр, у тебя уже, по сравнению с тем как было несколько лет назад, более мощный коллектив, блюз-рок. И мне будет не комфортно, потому что я играю такой глубокий чикагский блюз». В общем, где-то неделю я его укатывал, он согласился.
— Эта была единственная причина, почему он не хотел ехать в Украину?
— Да, что ему будет не комфортно играть, потому что музыканты сильные. Но согласился. Рита с радостью приняла приглашение. Люди удивились, что вот Рита Кинг петь не умеет. Она и не скрывала этого, она больше общественный деятель, и не ехала сюда как певица. Да, дочь того самого настоящего Би Би Кинга.
В этом состояла моя роль. Я принимал здесь у себя, в своем родном городе, дорогих гостей.
— Вы от этих дорогих гостей получили обратную связь по завершению фестиваля? Я так понимаю, они в Харькове первый раз были.
— Боб первый раз. Рита была в восторге, так как она вообще первый раз на территории постсоветского пространства.
Боб был до этого и в Москве, и в Питере, в Киеве в 2012 году был. Мы много с ним разговаривали, в пластинке «Мужское» Боб сыграл соло в одной из песен. Наша с ним дружба началась тогда ещё, с желания сыграть вместе. Он совсем не телефонный человек, он больше в письмах. Он говорит: «Я не люблю телефоны, только в экстренных случаях, потому что он всегда застает меня не вовремя».
— Классный получился фестиваль, 22 сентября, последний по-летнему теплый день. Звук отстроили отличный.
— Сережа Кондратьев, он же Флэнжер, он мастер. Огромная ему благодарность за это. И организаторам, общественной организации «Держава и Я»
— А чья это инициатива была?
— Это инициатива сделать блюзовый фестиваль состоялась при поддержке Посольства США. Организация «Держава і я» взяли на себя основной груз работы с посольством. А я просто пригласил своих друзей Боба и Риту. Всей внутренней кухни я не знаю, да и нужно ли об этом.
— Мы благодарны Рите Кинг за то, что она проявила инициативу, и теперь вы есть в Блюзовом Зале Славы в США, первый украинский музыкант.
— Да, я тоже ей очень благодарен.
— Эта премия присуждается музыкантам в нескольких номинациях, вам досталась номинация «Великий блюзовый артист».
— Выдающийся, если правильно перевести. Потому что там еще есть легендарный и мастер. Боб Марголин – легендарный артист. А я так покурить вышел.
— Номинировать же не один раз могут.
— Ну, посмертно.
— Наверное, это уже не так интересно. Кстати, раз уж вы затронули эту тему, тем более вы к ней подводили…
— Тему смерти что ли?
— Да, тему жизни после смерти, тему реинкарнации. Вы как-то говорили, что верите в нее. И это может быть ответом, откуда берется талант. Возможно, вы верите, что в одной из прошлых жизней были каким-нибудь негритянским блюзменом?
— Знаешь, и наша внешность, и род занятий, даже не род занятий, а то, чем тебе заниматься в кайф, предопределено чем-то, что было ранее. Это, определенно, есть, наши воспоминания… Назвали это реинкарнаций, пусть так и называется. В каких-то наших прошлых… что-то не могу слово русское подобрать… воплощениях, да…
— Вы сейчас на английском думали?
— Да, случается. Вовсе не значит, что обязательно блюзовым музыкантом был. Но я определенно чувствую какие-то вещи, они есть. Откуда-то берется дар человека? Это очень тонкая тема. Я не люблю занудных интервью, хочется кратко и броско.
— Когда вы первый раз взяли в руки гитару, это инструмент показался вам знакомым?
— Первый раз я взял в руки балалайку, на которой дед играл. И мне понравилось ощущение струн. Затем уже появилась гитара, и всё, я попал.
— Я хочу поделиться с вами своими впечатлениями от ваших концертов. Мое первое знакомство с группой «Дождь» было в конце 90-х в ДК ХЭМЗ. Людей было очень много. Это были такие длинноволосые мужчины в грубых ботинках и футболках, кажется, с принтом Metallica.
— Разные были.
— Да, конечно, разные. Но таких было тоже много. И я впервые видела одновременно столько представителей субкультуры сразу. Я просто не была в харьковской музыкальной тусовке, я ещё в школу ходила. В общем концерт даже не начался, а у меня уже было много впечатлений.
Второй эпизод, это уже наше время, года 4 назад в Pintagon. Совсем другая обстановка. Вы такой представительный, с лоском, в какой-то момент стали играть на гитаре языком. Это еще одно сильное впечатление, потому что несмотря на то, что я очень часто хожу на концерты, такое, кажется, я видела впервые.
— Это не новое, Бадди Гай и еще до него люди. Есть некоторые фишки, понимаешь.
Да ты еще многое не видела. Я сам еще не знаю, что я еще могу сделать. Дай бог, чтобы времени хватило.
— Мы встретились возле музыкальной студии. Расскажите, чем вы там занимаетесь, что репетируете?
— На гитаре я играл просто.
— Сложно собрать музыкантов для концерта? У вас сейчас есть постоянный состав, с кем вы играете?
— Был период, когда мне действительно приходилось приглашать сторонних музыкантов. Сейчас я благодарен Богу, что мы сошлись, и со мной работают музыканты такого уровня. Я очень хочу назвать это постоянным составом.
Я бы никогда не стал говорить «мой басист». Интересная история, связанная с The Rolling Stones, когда Чарли Воттс очень сильно Мика Джаггера двинул в лобешник за то, что тот по пьяни называл его мой барабанщик. Он сказал ему: «Да пошел ты, my fucking singer».
Я благодарен, что люди согласны работать с таким ненормальным, может быть, сложным человеком, а вместе с тем, может быть, доверчивым, наивным.
— Давайте их назовем?
— Денис Сидоренко, он в Киеве живет, барабанщик, мастер ударных инструментов, Александр Рубченко бас-гитара, Григорий Мищенко, клавишные, Евгений Кузьмов, саксофон. На фестивале с нами работал Денис Бреславский на гитаре. Как там в дальнейшем будет, время покажет, у него масса дел. Будем брать по недавним событиям, а в дальнейшем посмотрим.
Что определяет жизнь коллектива? Наличие деятельности. Я просто обращаюсь к Всевышнему и всем силам, тот стиль, который 22 сентября звучал на арт-заводе «Механика», он не представлен в наших краях никем.
И я могу поставить это всё в один ряд с теми коллективами, которые добились своего сочетания, узнаваемого звучания, в Польше группа «Джем», Тадеуш Налепа, Эрик Клептон, The Rolling Stones, AC/DC, Motörhead. Я начал разные жанры перечислять, но это всё начиналось с блюза.
Читайте также:Ефим Чупахин: «Если начал страдать звездной болезнью, приезжай на терапию в Нью-Йорк»
— Вы со своей музыки получаете какие-то отчисления?
— Ничего не получаю. Но опять же, пусть сначала здесь вообще наведут порядок, а потом будем говорить об этом, что мне за написанную мной музыку, прокрученную по радио даже, должны платить роялти и так далее. Я рад, что моя музыка размещена на iTunes, Apple music, Amazone, Spotify. Пусть слушают на здоровье, 65 стран мира, хорошо. Не платят кому-то с Spotify, кто-то с ними дерется. В моем случае, я говорю большое спасибо, чем больше услышит, тем лучше.
— Я прочитала, что однажды Святослав Вакарчук попросил вас выцарапать автограф на собственной гитаре.
— Царапать мы не стали, я просто расписался на гитаре. Я совершенно спокойно и просто к этому отношусь. И сам себя не чувствовал как-то не ловко. Мое поколение выросло на музыке группы «Браво», потом ты попадаешь на фестиваль, знакомишься, и там Женя Хавтан. Мы дружим с ребятами из этой тусовки и нет никакой разницы, никаких ощущений. Какая-то смелость была.
Со Славиком мы участвовали в одном фестивале. Они только приехали в Киев, это был один из первых концертов. По нему сразу видно было, что этот парень добьётся успеха, сразу. Мне запомнилось, что песни были на английском. Даже «Там, тільки там» была на английском языке. А Олег Карамазов, «Братья Карамазовы», говорит, что тут ребята стесняются взять автограф. Я отвечаю: «Что за туфта». И мы стояли, Гудимов, Славик, они еще говорят, что у меня настоящий Fender американский, а у них японский. Я говорю, да какая разница. Никто ничего не выцарапывал. Я уже сейчас и не вспомню, может это была акустика, а я на обратной стороне расписался. Если бы мы сейчас с ним пересеклись где-то, я уверен, что это будет самая обыкновенная встреча двух коллег. Вот и всё.
— А Чиж вам песню «Хучи Кучи мен» посвятил.
— Тут надо тоже внести ясность. Пусть называется так – посвятил. Здесь присутствует еще персонаж.
— Я знаю, это Александр Гордеев.
— Да, Сашка Гордеев. Это было у него дома, была первая премьера этой песни. Опять же, я Чижу намекнул на некоторые приемы вождения, которые ему были не понятны. Он их осваивал-осваивал, и так и освоил. Есть книга «Рожден, чтобы играть», там этот эпизод описан, я не вижу смысла повторяться. Это было замечательное время, которое дало огромный толчок в отношении к людям, к любви к жизни. Саша Гордеев с нами на гармошке играл в одном из составов.
— Что же это за блюз без губной гармошки.
— Ну, почему же. Опять же, жанровость какая? Если мы будем брать то, что делает Боб Марголин, да, куда же там без гармошки. Но где-то она будет уже… Не хочется уводить читателей в какие-то дебри.
Возвращаясь к фестивалю. Боб сказал: «Было классное шоу. Люди были счастливы». А я сказал: «Непростая это работа – нести блюз». Он ответил: «Never was». Никогда не было легко.
Необходима реальная настоящая поддержка этой музыки, потому что она имеет некую нишевость. Это как парфюмерия. Ты можешь пойти в магазин Brocard и купить брендовый парфюм, но ты не найдешь там нишевую парфюмерию. Это уже особые магазинчики, особая реклама и некие знатоки, которые донесли до людей: «Смотри, есть ещё такое. Это не лучше, это иначе». Изысканней что ли. Но у этого свой определенный рынок.
Есть у меня такая мулька. Для меня парфюмерия тоже имеет значение, люблю я это дело.
— Успех и узнаваемость через телевизор сейчас в 2019 году мне лично не понятны. Вот вы смотрите телевизор?
— Нет, и очень давно не смотрю. Я от него убегаю.
— Я была уверена в этом ответе. Снова вернемся к Сергею Бабкину. Помимо суперуспешного проекта 5’NIZZA, он сам написал еще 10 собственных альбомов, причем с классными музыкантами, а большая популярность к Бабкину пришла только после участия в телешоу. Кто смотрит этот телевизор?! Как вы думаете, везет лучшим?
— Везет разным.
— И если успех не заслуженный, то за него надо будет рассчитаться рано или поздно. Я сейчас Бабкина не имею в виду. Я считаю, что он свой успех полностью заслужил. Этот 11 альбом был просто положен на алтарь успеха.
— Он классный чувак и точка.
— Вы какое-то время жили в Америке, так же как Жека Кошмар и Захар Май.
— Да, только они постоянно, а я так, наездами.
— Но потом, через много лет жизни в США, Захар Май вернулся, Жека Кошмар вернулся. Все вернулись почему-то, хотя там же лучше, вроде бы.
— Я недавно у своего приятеля прочитал такую цитату в социальных сетях: «Человек считает, что если он куда-то переедет, там будет лучше. Но он неизбежно перевозит туда себя».
Мое впечатление от Штатов… Попадая в абсолютно параллельную нашей реальность, это как потеря девственности. Я девственность не терял, как девушка, но, как сын медика или психолог, могу себе представить, что она бывает болезненная, которая потом оставляет травмы на всю жизнь, равно, наверное, как и у мальчиков. Это, наверное, сродни этому, когда ты попадешь туда. Опять-таки, зависит от многих факторов: в какой город, в какую тусовку ты попадешь, знаешь ты язык или нет. У меня было легкое ощущение, как будто бы ты там уже был, только написано все на другом языке.
Читайте также: Захар Май: «Интернет мой по праву. Он же мой был, когда там еще никого не было»
— Тем более это для вас хорошо знакомый язык.
— Почти родной с раннего возраста язык.
— Даже так? Как в Харькове в 70-е английский смог стать вашим вторым родным языком?
— Мамина тетя, всё оттуда. Это очень интересная история моей семьи. Возможно, это когда-нибудь станет достоянием общественности, возможно не станет. Всё зависит от меня, захочу я ли не захочу. Но об этом человеке уже книги написаны и изданы. Дело в том, что во время войны мои предки по маминой линии… Сейчас один я остался, больше нет никого. Две дочери моего прадеда Михаила Федоровского, были депортированы, немцы тогда угоняли в Германию. Младшая Нина вышла замуж за американского солдата, так они с Марией и попали в Америку. Мария там добилась выдающихся успехов в эмигрантской среде. Легендарный человек Мария Федоровская, мамина тетя, моя кровь, жила в Америке на протяжении многих лет.
Кому я тогда мог, на протяжении учебы на факультете иностранных языков, говорить о своих поездках в Америку и всё остальное. Это была супер-запретная статья. Моя родственница — гражданка Штатов, у нее там был свой ресторан, кабере. Вот история моей семьи. Откуда английский? Вот оттуда. Откуда музыка? Пожалуйста. Когда-нибудь, возможно, я об этом расскажу.
— Вам определенно, с такой биографией и с таким опытом, есть о чем рассказать.
— Я не знаю, какое я впечатление произвожу на тебя. Но на многих людей, некоторых мы упоминали сегодня, я произвожу довольно странное впечатление. Кто-то почему-то боится, кто-то считает заносчивым, кто-то считает скрытным или ещё что-то. Хотя многое совсем иначе.
— Вы много добились, один из немногих в Украине так ярко представляете этот жанр, сумели его пронести через столько лет, даже получили заслуженную награду.
— Я тебе скажу простую вещь, что испытание бухлом я тоже прошел. И я не какой-нибудь там зашитый алкоголик, а по собственной воле. Просто люди меня в таком состоянии не любят, и это мне дорого. Я просто понял, что мной таким манипулировать легко. И это не спасение, не уход, это не лекарство от нереализованности и многого другого. Сколько творческих людей реально погибли в бутылке и стакане.
Сложно такую многогранную личность, как я, впихнуть в одно интервью.
Татьяна Леонова
[…] Читайте также: Блюзовый музыкант Александр Долгов: «Если в музыке нет… […]
[…] Читайте также: Блюзовый музыкант Александр Долгов: «Если в музыке нет… […]
[…] Читайте также: Блюзовый музыкант Александр Долгов: «Если в музыке нет… […]