Помогал военным в зоне антитеррористической операции и угодил в тюрьму как уклонист. Вкратце именно так выглядит история харьковского программиста Дмитрия Явдошенко, который год собирал беспилотные летальные аппараты для украинских военных. Чем ему отблагодарили? Двумя годами тюрьмы.
История началась 1 апреля текущего года, когда Дмитрию вручили повестку о мобилизации. Он явился в военкомат, как и положено, начал проходить медкомиссию и не пройдя ее до конца (он не собрал все справки), стал «уклонистом», поскольку не явился по повестке 23 апреля. Дмитрий отказался получать повестку в связи с тем, что он не полностью прошел назначенные ему обследования, однако в Дзержинском военкомате посчитали, что он здоров и годен к службе, просто бегает от своего долга перед Родиной. Дело Явдошенко военкомат сразу же передал в милицию, а спустя какое-то время и в прокуратуру.
Во время судебного заседания Дмитрий признал свою вину и получил два года лишения свободы. Адвокат Явдошенко настаивает, что его подзащитный повелся на уговоры прокурора Ивана Дмитриева, который вел данное дело.
«Дмитриев уговорил Дмитрия, что если взять на себя вину за преступление, которого тот не совершал, все закончится хорошо», — поясняет адвокат Анатолий Тарасенко.
Адвокат харьковского программиста рассказывает об иной версии произошедшего. По данным Тарасенко, сотрудникам военкомата не понравилось то, насколько медленно Явдошенко собирал справки. Его решили призвать не ожидая нужных документов о прохождении медицинского осмотра. Никаких точных сроков на прохождение медкомиссии не указывалось. Действия военкомата являются откровенным произволом, поскольку «военкомат не имеет права призывать на службу человека, который еще не прошел медкомиссии», — поясняет адвокат программиста.
После заседания суда, на котором волонтера приговорили к двум годам тюремного заключения, к жене осужденного Екатерине Явдошенко подошел прокурор Иван Дмитриев и предложил помощь адвоката Игоря Коваленко и вручил девушке номер телефона «помощника».
«Женщина позвонила этому адвокату, они встретились и он сказал, что постарается что-то сделать, но с условием аванса 5000 гривен, из которых 1000 пойдет в СИЗО, что бы Диму перевели в камеру с более хорошими условиями. На следующий день Коваленко встретился с Екатериной и объяснил, что ему понадобилось еще 5000 гривен, а также он сказал, что к середине следующей недели будет решена “цена вопроса” и это приблизительно 3 — 4 тысячи долларов», — пишет «Харківська Хунта».
В свою очередь харьковские активисты очень возмущены подобными действиями и военкомата и прокуратуры. «Откровенно говоря, похоже на какую-то мутку. Возможно, прокурорскую в доле с военкомом. Дмитрия Явдошенко знаю год. Он сам вызвался помочь в сборке первого БПЛА… Сейчас человек, который приносил и мог бы дальше приносить пользу армии и АТО, сидит», — сообщил активист и волонтер Роман Доник на своей странице на facebook.
Адвокат Анатолий Тарасенко отмечает, что в скором времени приговор будет пересмотрен, что означает новое решение суда, правда оно может относится только меры пресечения.
Роман Доник очень точно отметил, что данная ситуация может выть «тончайшим намеком волонтерам Харькова от суда, прокуратуры и милиции». По сути сложившаяся ситуация является красочной демонстрацией безнаказанности действий военкомата, «схваченности» и коррумпированности «системы правосудия», а также элементарное наплевательское отношение со стороны властей к помощи волонтеров, которые делают все возможное, чтобы обеспечить наших ребят в горячих точках на Востоке Украины всем необходимым. Своеобразное «спасибо», не правда ли?