Сестры Синяковы – легендарные персоны мирового авангарда начала XX века. Судьба каждой сестры впечатляет по-своему. Молодые поэты и художники из Харькова, Курска, Москвы, Питера и других городов приезжали к ним в Красную Поляну. Деятелей искусства они привлекали своей свободой, честностью во всех своих проявлениях. Эти девушки могли вдохновить на творческий поиск и создание произведений искусства.
Сестры Синяковы — Надежда, Ксения, Вера, Зинаида и Мария — родились в Харьковской области, в селе Красная Поляна Змиевского района. В 1913 году переехали в Москву. Еще в Харькове они стали центром притяжения — их любили за талант, обаяние и красоту. В Москве сестры сразу же влились в бурную жизнь интеллигенции. Когда началась Первая мировая война, Синяковы вернулись в семейную усадьбу в родной Красной Поляне.
Стоит упомянуть, что в семье Синяковых были не только сестры, но и четыре брата – Федор, Владимир, Борис и Виктор. Их жизнь была не такой яркой: Федор в 1916 году утонул зимой в реке, Владимир пропал после революции, будучи офицером Добровольческой армии, Виктор в 1920-1930 годах служил в Васищевском сельсовете. Борис был болен каким-то нервным расстройством, работал сторожем в колхозном саду.
По рассказам, сестры никого не могли оставить равнодушным. В историю вошли воспоминания об их жизни в Красной Поляне, а также о наследии Марии Синяковой, которая создала десятки рисунков и картин в стиле авангард. Ее иллюстрации украшали и дополняли книги многих побывавших в усадьбе авторов. Она рисовала шаржи на друзей и знакомых: Анну Ахматову, Сергея Есенина, Валерия Брюсова, Игоря Северянина.
Девушки были не только красивы, но и экстравагантны: бродили по лесу босиком в хитонах с распущенными волосами, тем самым бросая вызов общественному мнению. Также они не стеснялись обнажаться — соседи даже прозвали девушек «синяки-голяки» за привычку загорать и купаться голышом. Когда умерла мать, они ее разрисовали яркими красками: нарумянили щеки, накрасили губы, подвели глаза и так положили в гроб. Сестры знали, что мать вряд ли осудила бы их. Умирая, она категорически отказалась от священника и просила сыграть для нее концерт Аренского.
Читайте также: «Пользовался огромным успехом у женщин»: как жил украинский поэт Владимир Сосюра в Харькове
Однажды, когда Мария с Ксенией приехали в Москву к старшей сестре Зинаиде, к ним подошел какой-то высокий красивый молодой человек в черном плаще и черной широкополой шляпе. Ни с того ни с сего он спросил у Марии: «Почему у вас в руках такой пошлый цветок?». Девушка не растерялась и ответила: «Цветы не могут быть пошлыми». Затем незнакомец улыбнулся и пригласил девушек на вечер футуристов в Политехнический музей.
Девушки обрадовались приглашению и вечером отправились на мероприятие. Там они встретили того самого незнакомца — это был Владимир Маяковский. Интересно, что с Зинаидой Синяковой-Мамоновой Маяковский был знаком ранее и даже был влюблен в нее, но безответно. Затем он переключился на младшую — Веру, но и тут его постигла неудача. «И сколько я не знаю женщин, никакой удачи у него не было… Маяковский ведь очень красивый был, мужественный, и в чем дело — непонятно», — недоумевала Мария Синякова, которая хорошо знала поэта на протяжении всей его жизни.
Николаю Асееву в любовных делах повезло больше. Он приехал в Харьков в 1911 году, чтобы поступать в университет. Он был осведомлен о семье Синяковых, в которой любят искусство, поэтому юноша рискнул появиться без приглашения. И не прогадал: буквально с первого взгляда он и Ксения Синякова влюбились в друг друга. Позднее Николай Асеев познакомил сестер с Борисом Пастернаком, который стал часто бывать в московском доме Надежды Синяковой. Общество сестер не нравилось родителям Пастернака и тревожило их. Его отец откровенно протестовал, когда Борис уходил в эту, как он выражался, «клоаку». Цикл «Скрипка Паганини» посвящен Надежде Синяковой и развитию их отношений.
В Марию Синякову были влюблены и посвящали ей свои стихи поэты Велимир Хлебников, Божидар, Давид Бурлюк и Дмитрий Петровский. В Божидара (настоящее имя — Богдан Гордеев) были влюблены все пять сестер Синяковых, но он любил только Марию. Когда она вышла замуж за Арсения Уречина и уехала с ним в Центральную Азию, Божидар покончил с собой в лесу в ночь на 7 сентября 1914 года.
Читайте также: «Глаза разбегались на эти улицы»: Харьков в жизни писателя Ивана Бунина
В середине 20-х годов Вера Синякова вместе со своими сестрами переехала в Москву. Она нравилась многим поэтам и художникам. В нее был влюблен Давид Бурлюк, который приглашал в свою студию и рисовал ее портреты. В середине 1930-х годов она вышла замуж за писателя Семена Гехта.
В 1944 году случилось несчастье: «за антисоветскую пропаганду» Гехта арестовали и приговорили к восьми годам заключения. Вера осталась без всяких средств к существованию. Кое-как ей помогала финансово сестра Ксения. После освобождения Гехт поселился в Калуге. В начале 60-х он тяжело заболел и в 1963 году умер. Вера пережила его на 10 лет.
В 1963 году Ксения Синякова-Асеева стала вдовой, но судьба подарила ей вторую любовь — ее избранником стал художник Анатолий Зверев. Их роман обсуждала вся Москва, но женщину не волновали пересуды и общественное мнение. Ксения Михайловна умерла в 1985 году. Зверев пережил ее всего на год.
Мария Синякова в 1920-30-е годы работала довольно много и успешно. Она участвовала во многих выставках в СССР и за рубежом, но из-за требований «социалистического реализма» ей труднее становилось пробиваться к зрителю и читателю: приходилось расписывать игрушки, рисовать лекарственные растения для медицинского атласа, делать плакаты. В 1952 году ее исключили из Союза художников «за преклонение перед искусством Запада», но благодаря Николаю Асееву Марию восстановили. Умерла художница в 1984 году, дожив до 94-летнего возраста.
Надежда Синякова в 1916 году уехала в Ташкент к сестре Зинаиде Синяковой-Мамоновой. В письмах она звала Пастернака приехать к ней, он согласился, но поездка сорвалась. Она прожила долгую жизнь и умерла в 1975 году, а вот Зинаида Синякова-Мамонова погибла в 1942 году от взрыва бомбы.
11 июня 2018 года дом в переулке Никитинском, 22, где жило пятеро сестер Синяковых, снесли. Историк Андрей Парамонов писал, что усадьбу национализировали в 1920 году, а спустя девять лет здание арендовал клуб латышских рабочих «Дарбс».
После освобождения Харькова в 1943 году здесь располагался детский сад, а затем центр детского творчества. В годы независимости дом отдали под склад и швейный цех. Последние годы здание пустовало, а территория сада Синяковых было частью парка «Строитель».
Читайте также: Муза Маяковского: почему покончила с собой харьковчанка Мария Денисова
Имение в Красной Поляне существует и по сей день, но пребывает в заброшенном состоянии. Местные энтузиасты хотят спасти усадьбу и сделать из нее музей. Уже есть план, как усадьба будет выглядеть после обновления: в большой комнате будут выставлять экспонаты, другие стилизуют в стиле барской усадьбы конца XIX — начала XX века. Жители надеются, что финансирование найдется, а место станет туристическим.
Владлена Колесник
9eh1f6