150 лет назад в кранах харьковчан воды не было. Виной тому, как говорят юристы, были «обстоятельства непреодолимой силы»: не было кранов и не было водопровода. Воду по городу развозили гужевым транспортом. Привезли, ты заплатил денежку, набрал пару ведер и — домой. Хорошо, хоть не на 12-й этаж…
А когда в нашем городе планировали первый водопровод, исходили из суточной потребности 2 ведра на одного человека. Поспешим успокоить, — это без учета слива в канализацию — поскольку канализации не было, то и сливать было некуда.
Зато когда водопровод построили, вода полилась! Но не из кранов, поскольку их по-прежнему не было. «А как же фонтаны?» — спросит дитя смартфона, обитатель социальных сетей. Какие фонтаны? В Харькове?! Чай, не Версаль, сударь, и не Санкт-Петербург… Впрочем, обо всем по порядку.
Поначалу харьковчане использовали для приготовления пищи и хозяйственных нужд родниковую и речную воду. К сожалению, харьковские реки и раньше не отличались полноводностью и скоростью течения, а мусор и отходы «утилизировались» именно в них. В итоге к концу XVIII века вода в харьковских реках была признана «гнилой» и непригодной к употреблению.
Для питья и приготовления пищи горожане брали воду из колодцев. Для хозяйственных нужд иногда использовали воду из рек и собирали дождевую. До поры, до времени на небольшое население города этого хватало.
До нас дошла память о самых известных источниках воды в Харькове: Карповском, Белгородском, Павловском, Николаевском. Шикарный Николаевский колодец возвышался на каменных столбах и был покрыт навесом. Он находился в самом центре Харькова, на Николаевской площади. Сейчас это площадь Конституции.
Люди, жившие рядом с колодцем, ходили за водой сами, остальные же пользовались услугами водовозов. Работник «водного хозяйства» того времени имел на вооружении лошадь и телегу со специально приспособленной емкостью.
Водовоз работал, естественно, не бесплатно — в середине XIX века ведро воды (12,5 литров) стоило 1,5 копейки. В те годы, за такие деньги можно было купить фунт (409,5 грамм) ржаного хлеба. Хлеб ситный (из хорошей пшеничной муки) стоил 3,5 копейки. Более-менее квалифицированный рабочий в день получал 80-90 копеек.
Читайте также: Эпидемии с которыми справился Харьков: холера и тиф
Когда-то в Российской империи водопроводы были только в дворцах. А первый водопровод для народа, Мытищенский, был заложен в Москве при Екатерине II. Он должен был поставлять воду из знаменитых мытищенских источников. Этот водопровод строили 25 лет, открыли наконец в 1804 году, а потом еще несколько раз реконструировали.
В 1846 году заработал первый водопровод в Санкт-Петербурге. А в Киеве водопровод, в который шла вода из Днепра, начал работу только в 1871 году. В те времена харьковские власти активно обсуждали идею постройки водопровода и у нас, но денег не было, и харьковчане «держались».
Где-то в 40-х годах XIX века средства нашлись. Их подарил городу иностранец. В Институте благородных девиц преподавал французский язык некто Борель, швейцарский подданный. Затем он покинул наш город и на прощание пожертвовал Харькову на строительство водопровода 15 тысяч рублей, по тем временам деньги очень большие. Вот были же люди! Представьте, человек покидает навсегда чужой город и дарит бывшим своим соседям такую сумму!
Впрочем, борелевских денег на водопровод не хватило. В 1846 году харьковское купечество с благословления Малороссийского генерал-губернатора Николая Долгорукова начинает сбор средств для организации современного водоснабжения города. Деньги собрали. Однако проект харьковского водопровода на долгие годы застрял в какой-то из многочисленных петербургских канцелярий. Князь Николай Долгоруков в 1847 году был уличен в растрате 43 тысячи рублей казенных денег и застрелился.
Между тем Харьков рос и вопрос водоснабжения города становился все острее. С мая 1869 года в Харькове начала работать железная дорога. Ее строительство несколько ухудшило качество воды в Карповских источниках. И вообще ситуация выглядела презабавно — «чугунка» есть, а водопровода — нет.
В 1869 году Харьков наконец заключает контракт на строительство водопровода с Санкт-Петербургской фирмой «Задлер и Арманд». Но что-то опять пошло не так, и к работам петербуржцы так и не приступили. Договор был расторгнут.
В 1874 году власти организовали конкурс на лучший вариант водопровода в Харькове. И, наконец, в 1878 году заключили договор на строительство и концессию водопровода с компанией «Рейс и Дилль». Правда, через год начальные владельцы компании передали свои права другим лицам. Харьковская Городская Дума не возражала.
В 1881 году, в полном соответствии с контрактом, водопровод был введен в эксплуатацию. Согласно условиям договора, он 45 лет должен был находиться в концессии фирмы, после чего переходил в собственность города.
В качестве источников водоснабжения использовались все те же Карповские и Белгородские ключи. Для водопровода пробурили три артезианские скважины глубиной 200 метров. Вода поступала по трубам на насосную станцию и там фильтровалась, после чего закачивалась в два резервуара.
Основной резервуар, объемом почти 500 кубометров, находился на Холодной горе, дополнительный (уравнивающий), объемом 123 куба, — в районе улиц Немецкой (Пушкинской) и Бассейной (Ярослава Мудрого). Общая длина водопровода вначале составляла чуть более 41 километра.
Читайте также: Мужество и пламя: история Харьковской пожарной охраны
Итак, вода по трубам пошла. Но это вовсе не означало, что она полилась из кранов. В Харькове были обустроены водоемы, из которых воду забирали ведрами и бочками. Историк Дмитрий Багалей писал: «Некоторые, правда, немногие, домовладельцы провели водопровод к себе во дворы, еще меньше оказалось таких, что довели удобство до провода воды в квартиры».
Подавляющее большинство горожан по-прежнему либо брали воду из одной с 12-ти специально построенных будок, либо пользовались услугами водовозов. Правда, услуги водовоза сразу же удорожали стоимость воды в шесть раз.
Вскоре после начала работы харьковского водопровода между городскими властями и владельцами концессии начались тяжбы. Сутью претензий было и качество воды, и ее объемы. Причем все суды по этому поводу городская власть раз за разом проигрывала. В марте 1904 года Харьков наконец выкупает водопровод у компании, заплатив за него 1 миллион 250 тысяч рублей пятипроцентными облигациями городского займа.
Водопроводная сеть расширяется и модернизируется, бурятся новые скважины, строятся новые насосные станции. В 1913 году для замены дополнительного резервуара на Бассейной, недалеко от городского парка и ипподрома, была возведена водонапорная башня. Ее создали с учетом разработок инженера Владимира Шухова: «Вся из железа, с железным решетчатым остовом, имеющим форму гиперболоида вращения высотой 110 футов, с железным клепанным баком емкостью 60 000 ведер».
В начале прошлого века провести воду непосредственно в свое домовладение, тем более — в квартиру, могли позволить себе только весьма состоятельные горожане. Зато в Харькове появились фонтаны, в частности, на Николаевской площади.
Потребности в воде все возрастали. Артезианские скважины их удовлетворить не могли. В 1912 году в Харькове начали строить канализацию. Да, вы правильно поняли, еще 100 лет назад горожане для отправления естественных нужд использовали выгребные ямы. Либо непосредственно, либо с промежуточным применением ночных горшков.
Первые присоединения домовладений к уличной канализационной сети начались в августе 1914 года. Стоит отметить, что наш город стал 12-м в Российской империи, который обзавелся этим благом цивилизации — не последний, но, увы, и далеко не первый. А вот система очистки сточных вод в Харькове на тот момент была одной из самых передовых не только в стране, но и в Европе.
«Ходить до ветру» стало комфортней. С другой стороны, наличие канализации, естественным образом, актуализировало проблему нехватки воды. Двух или трех ведер на человека в сутки уже никак не хватало, да и пяти было маловато.
К 1912 году относятся первые планы забора воды из реки Северский Донец. В 1914 году на заседании Городской Думы о них докладывал Дмитрий Багалей, занявший в том году должность городского головы Харькова. Однако реализовать планы удалось не сразу. Требовались огромные капитальные затраты, а тут — мировая война, потом — революция, гражданская война…
Водозабор из Северского Донца был реализован уже при советской власти. После Октябрьского переворота 1917 года и окончания гражданской войны начался НЭП. Харьков бурно развивался. Причем этот рост лишь отчасти был связан с временным столичным статусом, главное, — один за другим, строились заводы.
Воды не хватало как для горожан, так и для обеспечения промышленных предприятий. В 1933 году кабинет министров Советского Союза (Совнарком) издал постановление о начале строительства Северско-Донецкого водопровода. Его строили быстро, и весной 1938 года начала работу первая очередь водопровода мощностью 50 тысяч кубометров в сутки. На 1941 год намечалось расширить производительность водопровода вдвое. Но помешала война.
После освобождения города водоснабжение восстанавливалось ударными темпами, и уже в 1945 году его мощности достигли довоенного уровня. Бурились новые артезианские скважины и было создано Печенежское водохранилище. Однако дефицит воды, в той или иной степени, Харьков ощущал еще лет 30. В послевоенное время вода нередко поставлялась по графику. И только в 1984 году, после завершения строительства первой очереди канала Днепр-Донбасс и двух больших водохранилищ, проблема водоснабжения города была решена принципиально.
Сейчас суммарная протяженность сетей в Харькове превышает 2 570 километров. В сутки Харьков потребляет более 235 миллионов кубометров воды — на индивидуальные нужды, потребности предприятий, фонтаны и прочее.
Кто постарше, быть может, помнит песенку из старого советского кинофильма: «Удивительный вопрос — почему я водовоз? Потому что без воды — и не туды, и не сюды». Сейчас на лошадках воду в городах не возят. Да, и вообще, если ее и развозят, так только при авариях. Короче, исчезла профессия.
А когда-то… Представьте — идете вы по улице, общаетесь с девицей, а на плече у ней — коромысло с парой ведер. Романтично… Мог бы и помочь, между прочим!
Александра Павлий
Автор слабо поработал с материалом 🙂 шутка.
1. Да, и вообще, если ее и развозят, так только при авариях. Короче, исчезла профессия
Работники 721, шатиловской и др. смотрят на автора с недоумением.
2. Цены на воду с современностью не сравнили (артезианскую и сейчас же возят)
3. Качество водопроводной воды (с изношенных водопроводов) сравнимо водой из реки в 19 веке 🙂
Тоже брала себе пляжную одежду, на Матильде —
mathilda com ua/kupalniki/plyagnaya-odegda
Цены приемлемые а доставка быстрая. На сайте так же можно купить мужское бельё, заказала мужу пару трусов и плавки —
mathilda com ua/mujskoe/mugskoe-bele