Знаменитейшая советская певица и киноактриса Клавдия Шульженко свое призвание петь поняла еще в детстве и первые песни исполнила в возрасте около десяти лет. В годы Второй мировой войны она дала больше 500 концертов для солдат на фронте, а ее песни «Андрюша» и «Синий платочек» стали по настоящему культовыми для своего времени.
Клавдия Ивановна не рекомендовала женщинам вступать в коммунистическую партию, потому что там «теряют женственность», враждовала с министром культуры СССР Еленой Фурцевой, но нравилась Брежневу, маниакально любила прибираться в квартире и пшеничную кашу, дружила с Аллой Пугачевой и имела бурную личную жизнь.
Папа Клавдии Иван Шульженко работал бухгалтером, но любил музыку. Он открыл дочке огромный и прекрасный мир искусства. С 1923 года жила на Москалёвке в Харькове. Маленькая Клава училась нотам и пению у профессора Харьковской консерватории, а в 1923 году стала артисткой Харьковского театра драмы под руководством режиссера Николая Синельникова. В мае 1928 года она дебютировала как певица на концерте, посвященному Дню печати, в Мариинского театре Ленинграда.
В октябре 1931 году певица Шульженко отметилась как актриса, сыграв продавщицу мороженного Машеньку Фунтикову в спектакле «Условно убитый». Музыку к этому спектаклю написал Дмитрий Шостакович, а за дирижёрским пультом стоял Исаак Дунаевский.
В 1934 году Клавдия ШУльженко снялась в кинофильме режиссёра Михаила Авербаха «Кто твой друг?» в роли Веры. В 1936 году она сделала свои первые граммофонные записи, а чуть позже ее песни «Челита», «Девушка, прощай» и «Записки» по-настоящему впечатлили жюри 1-го Всесоюзного конкурса артистов в 1939 году. Вместе с певицей Марией Мироновой Клавдия Шульженко стала лауреатом конкурса. В это время она пишет много грампластинок, которые сметались с прилавков, как горячие пирожки. Становятся хитами популярные танго в ее исполнении «Утомлённое солнце», фокстроты «Дружба» («Когда простым и нежным взором…»), «Андрюша», «Дядя Ваня, а особенно — «Синий платочек, которую пели солдаты в окопах и ветераны на школьных линейках.
Песня «Синий платочек» была спета не раз. Сначала для фронтовиков в окопах, а потом уже для ветеранов её пели на школьных линейках. При этом во время учебы пению Клавдии приходилось серьезно работать, чтобы избавится от ярко выраженного «г» и харьковского акцента. Как-то к ней в гости зашёл приятель. Она позвала его на обед, и тот по привычке пошёл на кухню за стаканами. «Ни в коем случае», — ответила Шульженко и достала из серванта фарфор и столовое серебро. На удивление приятеля: «Что за праздник?», она ответила: «Вещи для нас или мы для вещей?».
Читайте также: Поразившая Рузвельта: страшные роли Натальи Ужвий
За свою жизнь Клавдия Ивановна минимум трижды была помолвлена, у нее было два мужа и неизвестно сколько романтических связей с мужчинами.
Ее первый муж, коллега-артист с которым они выступали в военные годы, одесский куплетист Владимир Коралли много вложил в становление Шульженко, как артистки, которая в итоге приобрела огромную популярность на одной шестой части планеты и даже за границей Советского Союза. Их легендарный и смелый дуэт вместе с другими участниками в 1940 -1945 гг. постоянно выезжает на передовую для концертов, в самые опасные зоны участки фронта. Когда однажды над ними летел немецкий бомбардировщик, Клавдия прыгнула на чемодан со своими сценическими платьями и кричала: «Только не платья!».
Они познакомились на гастролях в Киеве. В поезде пили вино, Владимир поцеловал ее, а Клавдия не рассердилась. Девушка сразу понравилась одесскому юмористу, да и он ее заинтересовал: он был холеным красавцем с мелкими чертами лица и хрипловатым тенорком, и умел ладить с женщинами. Однако во время разговора Владимир увидел у Клавы обручальное кольцо — оказалось, она уже была помолвлена с поэтом из Харькова Иваном Григорьевым. Девушка пригласила Коралли на свою свадьбу, но то согласился лишь с одним условием, что он сам будет женихом.
Есть свидетельства, что Коралли приехал и отбил у Григорьева невесту, буквально угрожая жениху пистолетом. После того, как Коралли чуть не застрели Григорьева, тот отступил. Спустя некоторое время Владимир и Клавдия действительно поженились.
В один из дней Второй мировой войны, Клавдия посетила госпиталь с тяжело раненными танкистами, которые в бою получившие сильные ожоги. Среди них был тот самый жених, Иван Григорьев. Они только только увиделись, но через секунду он умер, произнеся «Кунечка».
Совместная жизнь Коралли и Шульженко началась со скандала. Перед свадьбой Коралли (настоящая фамилия Кемпер), привел невесту знакомиться с семьей. Мама была категорически против, чтобы украинка вступала в их семью.
Тогда он приезжал в Харьков, и они всё же поженились. Но со временем оказалось, что у Коралли был достаточно тяжелый характер. В ярости он мог бросаться стульями, сдирать скатерть со стола, крушить в доме всё, что попадалось под руку. После двух лет супружеской жизни у пары появляется сын. Они продолжали работать, гастролировать. Кажется, в личной жизни наступил полный штиль.
В это время Шульженко готовит выступление на конкурс «Артисты эстрады» вместе с джаз-оркестром Скоморовского. Долгие репетиции, отработка задумок. В это время Клавдия начинает замечать что один из участников оркестра, Илья Жак, влюблен в неё. Он напишет для Клавдии несколько известных песен «Дядя Ваня», «Андрюша». Кто-то сразу пустил слух, что у них роман. Говорили, что Коралли даже пригрозил жене увезти сына в Одессу, если она не одумается и не прекратит отношения с пианистом.
Однако слухи были не только о романах жены. Коралли тоже изменял жене, у него были отношения с танцовщицей, он флиртовал с другими женщинам. Семья часто скандалила, так как оба супруга были очень вспыльчивыми.
Клавдия как-то сказала, что не смогла бы петь о любви, если бы сама не влюблялась. И позже она призналась, что именно Жак был главной любовью всей жизни исполнительницы. В последнем фильме она ставит пластинку с песней «Андрюша», его песней.
В то время начались сталинские репрессии, в рядах артистов тоже пошли чистки. Семью Шульженко-Коралли они, к счастью, обошли стороной. При этом они никогда не писали докладных и не подписывали коллективных жалоб. В это время Коралли всё меньше выступает. Его сатирические номера, шутки и песни становятся опасными, можно сболтнуть лишнего, да и популярность угасает по сравнению с новой популяцией артистов, вроде Аркадия Райкина. А у Шульженко наоборот, популярность только растет. Она дает все больше концертов, записывает пластинки и организовывает свой джаз-оркестр, добавив в него театра.
В 1956 году пара Коралли-Шульженко разводится. Игорь, сын супругов, позже скажет, что они просто устали от ссор и друг от друга. Владимир и Клавдия делят имущество. В это время исполнительница лишается квартиры. Коралли разменивает одну комнату совместной с бывшей женой квартиры и Клавдия переезжает в коммуналку. Обращение к властям не помогает. Министр культуры СССР Елена Фурцева, которая когда-то ценила певицу, а позже, обидевшись на то, что Шульженко не стала часами дожидаться ее в приемной и ушла, навлекла на артистку опалу. Клавдию не приглашают выступать на новые концерты, не выделяют ей квартиру. В то время по Москве гуляют строки: «Шульженко боги покарали: у всех мужья, у ней — Коралли».
Читайте также: «Наша Люся»: за что Людмила Гурченко обижалась на Харьков
Как-то вечером у Шульженко было назначено выступление. Она поехала на концерт, но вдруг на дороге услышала как остановился автомобиль. Её любимый пёс угодил под колеса, когда провожал хозяйку на концерт. В тот вечер она не выступала, а спустя некоторое время вовсе замолчала на целый год. Ни пела, ни говорила. Всё из-за опасной для артиста болезни — несмыкания связок.
Постепенно недуг отступал. Она восстанавливается в санатории и там случайно знакомится с советским режиссером-документалистом Григорием Епифановым. Оказалось, что он на протяжении 14 лет ходил на её концерты, дарил цветы, и каждое 8 марта присылал открытки, подписанные «Г.Е.». Открытки приходили ей 17 лет.
Когда он уезжал из санатория, Шульженко попросила подбросить её до Москвы. И тут началась сильная гроза. «Или оставайтесь, или уходите», — сказала Клавдия. И он остался на 8 лет. Георгию в этот момент был 19 лет, а Клавдии — 51 год. Они верили, что разница в возрасте ничего не значит, но вскоре Клавдия начинает ревновать своего младшего на 12 лет мужа, да и он засматривается «налево».
То ли характеры, то ли обстоятельства не позволили паре сохранить их союз. Они разошлись. Клава посвятила ему песню. Однако на своем юбилейном, и к сожалению, последнем концерте, ее не исполнила. А Григорий так больше никогда и не женился, как и Коралли.
В последние годы Шульженко страдала склерозом. К сожалению, пенсии не хватало и в ход пошли драгоценные вещи. К ней иногда приходил первый муж Владимир, но встречи эти длились ровно полчаса, потому что «больше я тебя не вынесу». Позже Коралли завещает похоронить его рядом с бывшей женой. Так и сделали.
Читайте также: «Не было человека, который мог бы ее не любить»: актриса Инна Гулая
Любовь для Клавдии Шульженко была как топливо. Она ею жила, с её помощью творила. И всегда отдавала свои самые теплые чувства зрителю, который её слушал. Каждое выступление заканчивала очень низким поклоном, чтобы показать как сильна ее благодарность за то, что люди пришли на концерт.
Ирина Сагалаева
Только Фурцева — Екатерина, а не Елена!
Георгию в этот момент был 19 лет, а Клавдии — 51 год. Они верили, что разница в возрасте ничего не значит, но вскоре Клавдия начинает ревновать своего младшего на 12 лет мужа.. 🙂