Один из самых известных харьковских композиторов – Александр Щетинский. Пожалуй, к нему применимо вполне выражение «нет пророка в своем отечестве».
О нем и его творчестве говорят в Европе, он считается одним из ярких представителей современной классики. В родном городе, кроме поклонников этого музыкального стиля мало кто о нем слышал. Уже более десяти композитор живет за пределами Харькова. Но с родиной не порывает и периодически наведывается с творческим визитом.
По словам Щетинского, он увлекался музыкой всегда с самых юных лет. С пяти лет он начал играть на рояле, с шести-семи – сочинять музыку.
Увидев успехи сына, мама Щетинского ведет его в музыкальную студию. На вступительном экзамене педагоги определяют – у мальчика нет ни слуха, ни ритма. Правда, уже через полгода выяснилось, что слух у ребенка абсолютный. В 9 лет будущий композитор начинает писать свои первые оперы. Вдохновил его на это волшебный мир детских сказок. Естественно, что при таких талантах путь был один. Сначала музыкальная школа, потом университет искусств.
На дворе – 80-е годы, до перестройки всего ничего. Но продолжается эра советского застоя, в том числе в классической музыке. Молодого Александра никогда не устраивал официоз, царивший в концертных залах. По его словам, с детства его увлекал Шостакович, как один из самых «неформатных» советских классиков.
Уже во время учебы в университете искусств он открывает для себя нововенскую школу, Шенберга. Интересуют Щетинского классический авангард, сериальная музыка, минимализм, которые в СССР не были запрещены, но и не приветствовались. Чуть позже, в конце 80-х – начале 90-х большое влияние на композитора оказали такие столпы авангарда как американец Мортон Фельдман и немец Хельмут Лахенман.
Щетинский преподавал в музыкальной школе, консерватории. С середины 90-х «ушел в вольное плавание».
Читайте также: В авангарде украинской культуры: топ-5 современных харьковских художников
Как отмечает сам композитор, долгое время его музыку в Харькове услышать было невозможно. Его небольшие произведения исполнялись в девяностые всего несколько раз.
Щетинский рассказывает, что чувствовал свою ненужность в родном городе. Даже, когда его музыка доходила до местных оркестров, то исполнение выходило как-то так, спустя рукава. А ведь классический авангард — специфический стиль, требующий полной отдачи и высокого мастерства. Если не выкладываться полностью, публика не сможет оценить по достоинству уровень композитора. В то же время, о Щетинском заговорили за границей, он становится лауреатом многих международных фестивалей. По словам композитора, с первых же нот на репетициях западных оркестров он ощутил огромную разницу в исполнении.
Как отмечает Щетинский, его угнетало то, что произведения не звучали в Харькове. После работы с западными музыкантами, он возвращался назад, а все знакомые считали, что он давно живет в Европе.
В результате, композитор уехал в Киев. В столице возможности его самореализации заметно выросли. Щетинский участвует в интересных проектах, состоялся авторский концерт Александра в Киеве. Правда, о Харькове он не забывает.
Когда эпатажный режиссер Андрей Жолдак предложил композитору совместную работу над скандальным спектаклем «Ромео и Джульетта», тот согласился. Но, как известно, премьера спектакля прошла в итоге не в Харькове, а в Берлине.
Жолдак покинул наш город, а вот Щетинский не оставил мечты увидеть свое произведение на харьковской театральной сцене. В свое время, композитор стал лауреатом музыкальных конкурсов в Швейцарии, Франции, Польше, Люксембурге и России.
Не смотря на не самые простые отношения с Харьковом, Щетинский всегда отмечает, что как композитор он сформировался именно здесь.
Большая часть его произведений написана в Харькове. В 2011 году в ХНАТОБе состоялась премьера оперы Щетинского «Бестиарий». Мировая премьера произведения была осуществлена силами Пермского оперного театра в 2004 году.
По словам Щетинского, постановка «Бестиария» в Харькове отвечала всем высоким европейским стандартам. Сложности добавляло то, что с таким музыкальным материалом местным артистам раньше сталкиваться не приходилось. Музыка непростая, авангардная. Тяжелее всех было вокалистам. Но они сумели справиться и доказать, что харьковские оперные певцы могут блистать не только в исполнении классических вещей.
Либретто «Бестиария» (автор известный московский драматург Алексей Панарин) основано на трех произведениях трех, казалось бы, разных авторов. Речь идет о «Превращении» Кафки, сказках Андерсена «Жаба» и «Король-олень» Гоцци. Эта экспериментальная опера явно выбивалась из привычного репертуара ХНАТОБа, но получила позитивные отклики критиков.
В результате, произведение исполнялось на Малой сцене, а количество зрителей оставляло желать лучшего. Так или иначе, «Бестиарий» Щетинского стал настоящим прорывом для авангардной классической музыки на харьковской оперной сцене.
Читайте также: Блюзовый музыкант Александр Долгов: «Если в музыке нет сексуальности – всё, пошел на фиг»
В 2017 году новое руководство театра высказало идею о том, чтобы восстановить спектакль. Как будет обстоять дело, время покажет. Кроме Харькова, оперы композитора (их он написал пять) ставились на сценах Австрии и Германии.
Иван Буйный
pt4w49