В мае в ХНАТОБе прошел спектакль театра «Прекрасные цветы» — «Антон и Наташа в поисках смысла жизни».
Режиссер Артем Вусик совместно с именитым актерским составом в лице Игоря Ключника (театр «Прекрасные Цветы»), Дмитрия Третьяка («Urbanistan»), Армена Калояна (ХнАТОБ) и Олега Каданова («Оркестр Че») попытались раскрыть один из важнейших экзистенциальных вопросов человечества: в чем смысл жизни. Воплотить эту попытку они решили посредством псевдофилософского юмористического комикса из жизни Антона и, местами, Наташи.
Вместе с тем, комикс этот больше походил на незаконченный черновик из любопытных и не очень зарисовок, вырезок из театральных журналов, грубо посаженных на клей, а порой даже и строительный скотч.
Попытка честного спектакля о поиске смысла жизни, превращенная в некий фантасмагорический абсурд, заслуживает оваций, однако остается попыткой. Низкий старт «Антона и Наташи», многообещающий и яркий, в погоне за искомыми экзистенциальными ответами обернулся полетом кубарем в оркестровую яму со всем вытекающим хаосом и сумятицей в финале. Благо, что никто этого не заметил. Зритель был в восторге (собственно, как всегда), ведь со сцены звучали знакомые, до тошноты затертые (и с иронией обыгранные), посылы, а также было про котиков. Конечно же! Как еще можно умилить и бесконечно влюбить в себя зрителя?
Читайте также: Режисер Ольга Турутя-Прасолова: «Треба від радянської культури переходити до сучасного українського театру»
Для себя нужно вынести следующее правило: никогда не возлагать надежды! Новый спектакль «Прекрасных цветов» был поистине долгожданным для тех, кто за годы плодотворной работы театра стал их преданным почитателем, честным и открытым для экспериментов труппы. Да еще ты ведь наслышан о том, что Артем Вусик покоряет очередные вершины своим неутомимым гением. И ты такой приходишь на новый спектакль с восторженной улыбкой: «Ну, вот, наконец-то увижу!». Но местами ловишь себя на мысли, что перед тобой не «Прекрасные цветы», а «Воробушек» и нет-нет, да и хочется на сцену кинуть сухих хлебных крошек, чтоб катающиеся по ней актеры разрывали свою бренную плоть и отбивались от голодных птиц.
Низкий старт «Антона и Наташи», многообещающий и яркий, в погоне за искомыми экзистенциальными ответами обернулся полетом кубарем в оркестровую яму со всем вытекающим хаосом и сумятицей в финале.
У «Антона и Наташи» были сочные моменты. Смешные и красивые. Заслуживающие внимания искушенного зрителя. Однако после каждого такого действительно хорошего момента червь сомнения барабанит в твою голову и истошно орет, что он это уже, дескать, где-то видел и под этим где-то он явно подразумевает прежние работы «Цветов». Если бы Артем Вусик делал салат «оливье», а ингредиентами были бы зарисовки из спектакля «Антон и Наташа», то выяснилось бы, что нет чего-то жизненно необходимого – майонеза. Жирного, липкого майонеза, который бы соединил весь этот коллаж из разрозненных сценок поиска смысла жизни в единую вкусную субстанцию, питательную для всякого гурмана, алчущего не только красивой картинки, но и пищи для ума.
И вот только выплеснув в такой нелепой и по-детски злой форме эмоции, я понял одну вещь: «Антон и Наташа» — самое что ни на есть настоящее творение постмодернистского театра. И на то есть четыре главные причины. Они, собственно, и отличительные маркеры произведения постмодерна.
Начну с главной непререкаемой ценности вышеуказанного направления, а именно свободы самовыражения художника. Постмодернизм зиждется на принципе «все разрешено». И этот самый принцип пронизывает весь спектакль от начала и до самого занавеса. Диалог со зрителем начинается с того, что последнему дают уникальный шанс удалиться еще до начала спектакля, дабы не тратить время и силы на «это вот все». И этот диалог, такой перенос рабочих репетиционных моментов на сцену, ведется на протяжении всего путешествия, то и дело вытягивает зрителя из состояния погруженности в историю Антона и Наташи. В этом ощущается свобода режиссера «воротить свой замысел» наперекор косным представлениям о структуре повествования. Возникало непередаваемое ощущение чтения книги в переполненном вагоне метро.
Спектакль «Антон и Наташа в поисках смысла жизни» — это игра в театр на театральной сцене. Это безжалостное (и заслуженное) высмеивание театра, который принято называть «классическим».
Следующим маркером является использование готовых форм. История проста: есть герой Антон, и он пускается в трип, цель которого — найти смысл жизни, тот самый lapis philosophorum, без которого «ну, как дальше жить?». По пути нашему герою встречаются персонажи, способные помочь Антоше в поисках. Сюжет этот бродячий, характерен для произведений многих культур. Классическим примером мотива поиска является Ясон. И такое намеренное упрощение связано с Иронией, еще одним типологическим признаком постмодерна. Простота сюжета необходима режиссеру для свободной манипуляции повествованием, создания того самого комикса, иронического обыгрывания тех или иных «устоявшихся театральных форм», тонкого стеба над «вечной темой» поиска смысла жизни, венцом которого становятся… котики (по результату голосования зрительного зала).
Читайте также: Шедеврально: десять спектаклей харьковских театров, обязательных к просмотру
Последним из выделенных мной маркеров, хотелось бы отметить игру. Игру в самом широком смысле слова. Спектакль «Антон и Наташа в поисках смысла жизни» — это игра в театр на театральной сцене. Это безжалостное (и заслуженное) высмеивание театра, который принято называть «классическим». Игра, переходящая в комикование и гротеск – ответ на довлеющую диктатуру старого театра, который упорно держится своих позиций «увОжаемого», «настоящего» искусства, точно пенсионер на занимаемой должности, лишающий возможности молодым поколениям влить свежую кровь в умирающий организм отечественного театра.
Порой игра на сцене оборачивается откровенным абсурдом, то и дело толкающим зрителя к выводу о том, что искомого главным героем, собственно-то, и нет в природе. Антон гоняется за мейнстримной идеей, ускользающей от него паром электронной сигареты Мудреца. И перед чем оказывается зритель? Жизнь бессмысленна (и отчасти об этом спектакль) и пора бы уже нам принять эту удручающую экзистенциальную истину. Оставить попытки заменить ее готовыми суррогатами, предлагаемыми обществом массового потребления. Закатать рукава и начать выстраивать свой жизненный смысл своими собственными силами, потом и кровью. Иначе нас ожидает глубочайшее разочарование в конце, хаос и тотальный абсурд, коим завершилось путешествие «Антона и Наташи».
Роман Шемигон
[…] Читайте также: «Антон и Наташа в поисках смысла жизни»: полет в оркест… […]