Имя художника Сергея Ивановича Васильковского современному харьковчанину сегодня почти незнакомо. А ведь, по мнению критиков, деятельность Васильковского на художественной ниве сделала для возрождения украинского искусства не меньше, чем творчество Тараса Шевченко в поэзии.
19 октября исполняется 163 года со дня рождения Сергея Васильковского. Самое время вспомнить о почти забытом соотечественнике.
В городе Изюм в семье чиновника ведомства государственных сборов Ивана Васильковского 19 октября 1854 года на свет появился мальчик, которого назвали Сергеем. Чтобы дать хорошее образование сыну, семья переезжает в Харьков.
Маленького Сергея отдают в Первую городскую гимназию. Здесь проявились художественные таланты будущего живописца. Сергей не был примерным учеником. Он любил рисовать карикатуры на своих учителей прямо в учебнике. За этим занятием его однажды застал учитель каллиграфии Дмитрий Бесперчий. За такую шалость ребенка могли подвергнуть порке, которая широко практиковалась в дореволюционной школе, однако учитель, сам будучи художником, увидел в мальчике большой потенциал.
Бесперчий хлопотал, чтобы юный Васильковский продолжил учебу в художественной школе. Отец не понимал, как сын сможет зарабатывать на жизнь какой-то там «мазней». По его мнению, Сергей должен был иметь серьезную и солидную профессию. Поэтому после окончания гимназии юноша был отдан в ветеринарное училище. Через год финансовое положение семьи Васильковских ухудшилось и Сергею пришлось покинуть учебное заведение.
Васильковский-старший решил, что для сына пришло время переходить от учебы к взрослой жизни. Молодой человек с красивым почерком устроился сначала канцеляристом в харьковское казначейство, а потом в киевскую удельную контору, но не оставил желания стать художником. Три года он жил впроголодь и копил деньги для поступления в Петербургскую академию художеств. Учитель Дмитрий Бесперчий не забыл своего талантливого ученика и часто брал его к себе в помощники.
Собрав достаточную сумму, 22-летний Васильковской поступает в столичную академию художеств. За время учебы молодой художник одиннадцать раз был награжден серебряной и дважды — золотой медалью. Его работы покупает сахарозаводчик Павел Харитоненко.
Во время летних каникул Васильковский ездит по Украине в поисках вдохновения для своих новых картин. Так были созданы такие шедевры как «Утро. Отара в степи», «Каменная балка», «Летом», «Весна на Украине» и многие другие. В 1885 году Сергей Иванович подает на академический конкурс свою картину «На Донце». По результатам конкурса Васильковский получает Большую золотую медаль и звание классного художника. Для усовершенствования своего мастерства, академия премирует Васильковского оплачиваемой командировкой в Европу.
Большую часть заграничной командировки Васильковский прожил в Париже. Помимо Франции Васильковский вместе со своим однокурсником Николаем Самокишем побывал в Германии, Испании, Англии, Италии, Алжире. Здесь Сергей Иванович перенимал опыт всемирно известных мастеров живописи, оттачивая свое мастерство в создании нового для себя жанра эпичного пейзажа. Результатом двухгодичной командировки стало создание более 80 полотен европейских и североафриканских пейзажей («В Пиренеях», «Утро в Безансоне», «Алжир. Улица восточного города»). Во Франции его картины выставлялись как внеконкурсные на парижских художественных салонах.
После возвращения из Европы Сергей Васильковский некоторое время живет в затворничестве в отчем доме на Москалевке. Здесь он занимается изучением украинских узоров и орнаментов. Художник увлекается отечественной древностью.
Отныне главной темой его творчества становятся украинские пейзажи. Сергей Иванович много путешествует по Украине в поисках древних церквей, рисует слобожанские пейзажи (Куряж, Журавлевка). На своих полотнах художник любил изображать бескрайнюю украинскую степь, казачий быт, простые сельские хаты. Не последнюю роль в выборе тем для картин сыграли рассказы деда художника. Маленький Сергей с замиранием сердца слушал истории деда о чумацкой молодости, бесконечных путешествиях, жизни в условиях Дикого Поля. Так появились картины «Казачий пикет», «Чумацкий шлях», «Украинский пейзаж».
Картины художник отправляет на столичные выставки Академии Искусств, где они в считанные дни раскупаются любителями живописи. Васильковский становится местной знаменитостью. В 1900 году проходит его первая харьковская выставка, где на суд публики было выставлено более сотни картин. А через пятнадцать лет в художественном музее будет целый отдел, посвященный творчеству прославленного соотечественника. Так и не дождавшись от Академии художеств заслуженного звания академика, Сергей Иванович разрывает с ней всякие отношения и больше никогда не сотрудничает ни с каким творческим объединением.
Пройдя в молодости через трудности признания, Васильковский совместно с архитектором Алексеем Бекетовым, становится инициатором создания в Харькове художественного училища. После его открытия, художник входил в состав попечительского совета, а также был участником создания устава этого учебного заведения. Воспитанники училища могли напрямую поступать в столичную академию художеств.
Сергей Иванович принимает активное участие в общественной и культурной жизни нашего города. Он становится членом городской музейной комиссии. Занимается подготовкой материалов для XII археологического съезда, проходившего в Харькове. Кроме того, Васильковский был одним из основателей харьковского литературно-художественного кружка.
Исторические портреты гетманов Богдана Хмельницкого, Петра Дорошенко, епископа Петра Могилы, простых казаков становятся украшением художественных выставок в Киеве. Сергея Ивановича приглашают в члены жюри в конкурсах на строительство Харьковской школы искусств, Народного дома, здания губернского земства в Полтаве, памятника Тарасу Шевченко в Киеве. Под влиянием творчества Васильковского, фарфоровый завод в Будах начинает изготавливать посуду в украинском стиле. Совместно со своим старым другом художником-баталистом Николаем Самокишем издает альбомы по истории отечественного орнамента. Частыми гостями мастерской Васильковского на Москалевке были историки Дмитрий Яворницкий и Дмитрий Багалей, писатель Гнат Хоткевич.
В октябре 1917 года после продолжительной болезни великого художника не стало. Похоронили Васильковского на городском кладбище рядом с его родителями. Не имея семьи, и будучи достаточно состоятельным человеком, Сергей Иванович завещал свой дом и весь свой капитал художественному музею.
За свои 63 года Сергей Иванович Васильковский создал более трех тысяч картин. Около трети из них хранилось в харьковском художественном музее. К сожалению, Вторая Мировая война не пощадила полотна нашего земляка. Большая часть из них погибла. Сейчас по всему миру насчитывается чуть больше пятисот полотен великого пейзажиста. Около двухсот из них находятся в Харьковском художественном музее.
Максим Булавин
[…] Читайте также: 19 октября: день рождения выдающегося харьковского худ… […]