Рассматривая фотографии Харькова середины ХIХ века, поражаешься их четкости, глубине, удачному выбору сюжетов в передаче содержания ушедших мгновений. Эти снимки сделал известный в городе и всей стране фотомастер Василий Досекин (1829-1900).
В середине ХIХ века произошла Крымская война (1853-1856), причиной которой стало вторжение имперского Черноморского флота в территориальные воды Турции и угроза независимости этой страны.
В ответ коалиция турков, англичан, французов и Сардинского королевства перебросила свои войска в Черное море. Союзные войска высадились в Севастополе. Разразились тяжелые бои, в которых принимал участие и подпоручик, потомственный дворянин из Белгорода Василий Досекин. Здесь его тяжело ранили. Вместе с другими офицерами и солдатами его в 1856 году отправили в госпиталь Харькова, который из-за близости к фронту находился на военном положении. После лечения, длившегося около года, подпоручик вышел в отставку, поскольку война закончилась, и решил остаться в нашем городе.
На фронте Василий впервые увидел фототехнику, которую использовал столичный корреспондент. Наблюдая за «рождением» фотографий, он был поражен новым технологическим процессом. У него появилась мечта освоить фотографирование и открыть свое дело. Он разузнал, что это не новинка для Харькова, где еще до его приезда существовало 4 фотоателье. Но за ушедший год три из них закрылись, поскольку прибыль не покрывала значительные затраты. Фотоснимки стоили дорого, поэтому ими интересовались только зажиточные горожане.
Читайте также: «Трудом возвышаюсь»: сахарный магнат Иван Харитоненко
Не взирая на такие неблагоприятные знаки, Василий Досекин в ноябре следующего года открыл свое предприятие, названное «Фотография В. С. Досекина». Размещалась она во флигеле известного купца Кирилла Кузина (ул. Екатеринославская, дом 3, ныне – Полтавский шлях), арендованном отставным офицером. Изучив причины неудач фотографической деятельности предшественников, он продумал несколько своих нововведений.
Во-первых, чтобы снизить затраты, стал использовать фото небольшого формата (5,5 см, 8 см), наклеенные на картонную основу (паспарту). Это значительно снизило стоимость фото, сделав его доступным для широкого круга людей. На оборотной стороне печатал свой логотип, который со временем усложнял, дополняя новыми деталями и изображением полученных на выставках наград.
Во-вторых, он повысил качество снимков, придав им большую глубину резкости и чеканную точность. Привлекал теплый коричневатый оттенок изображения. Эти положительные нюансы сразу понравились харьковчанам, и новое фотоателье стало очень популярным и часто посещаемым.
В-третьих, Василий относился к фотографированию как к искусству. Он продумывал сюжеты портретов, экспериментировал с расположением желающих сфотографироваться, изучал и внедрял технические и технологические новинки фотодела.
На его творческий подход обратил внимание придворный фотограф императорского двора Сергей Левицкий. Будучи в Париже и получая фото разных авторов, в журнале «Фотограф» (1864) он подчеркивал, что работы Досекина нельзя отнести к разряду «обыкновенных» фотографий, а его самого можно поставить в один ряд с лучшими европейскими фотографами.
В 60-е годы обострилась конкурентная борьба на «фотофронте»: открылось новое фотоателье конкурентов Шмидта, Шеме и Бильда, появились и другие фотографы. Чтобы конкурентам не дать обойти себя, Досекин придумал новый удачный ход – вышел с фотоаппаратом на улицы, фотографируя городские пейзажи. Так появилась фотолетопись Харькова, содержащая несколько серий снимков.
Благодаря сохранившимся фотографиям, мы имеем представление о городе того времени, его домах, улицах, мостах, парках, значимых общественных зданиях. Вот первое здание железнодорожного вокзала принимает прибывающий поезд. На следующих фото – строительство Дмитриевской церкви на Екатеринославской улице, колокольня Успенского собора с окрестными лавками и магазинами, различные виды бывшей Ярмарочной площади (Николаевской, ныне Конституции) с собором Святого Николая, взорванном в 1930-х гг. и др.
Благодаря поразительной четкости небольших по формату фото, на них читались названия магазинов и предприятий, заглавия афиш и объявлений. Снимки достопримечательностей города охотно раскупались как харьковчанами, так и гостями города. Их наперебой приобретали издатели, выпускающие путеводители, календари и другую печатную продукцию. Известный историк и ученый Дмитрий Багалей иллюстрировал фотографиями Досекина свой итоговый труд «История города Харькова за 250 лет».
Портреты, которые выполнял фотомастер, также отличались не только своим стилем, но и умением автора передать сущность человека, его настроение и чувства. Среди его снимков – портреты простых и известных в то время людей: декабриста, барона Андрея фон Розена, просветительницы Христины Алчевской, промышленника Артура Юза, промышленника и коллекционера Владимира Бахрушева, певицы и актрисы Евлалии Кадминой и многих других.
Трагическая любовная история Кадминой, которая жила в доме напротив, поразила не только Василия, но и всех любителей театра. Фото выполнены безупречно: четко отчеканены лица и фигуры клиентов, их позы свободны и естественны, а фон лишен ненужных аксессуаров. Он умело добивается полноты и чистоты негативов, хорошей их прорисовки, что присуще только настоящим мастерам.
Творчество Василия позволило выстоять в конкуренции и приносило все возрастающие доходы. Он занял под фотомастерскую более просторные здания по той же улице (сначала дом № 4, а затем – № 6), а также приобрел участок земли напротив Дмитриевской церкви, где возвел фотографическую копировальную, и оснастил ее последними техническими новшествами.
Досекин первым в городе внедрил новую технологию изготовления снимков, позволяющую избавиться от дополнительной ретуши. Ее основа – процесс влажного коллодия, при котором спиртовым раствором пироксилина покрывали стеклянную пластину для получения негатива. Негатив получался четче и гораздо быстрее, чем при старой технологии (методе калотипии), а снимки приобретали дополнительное качество.
В поисках инноваций Василий выезжал за границу, а в это время менее удачные конкуренты распространяли слухи, что он покинул город, и не будет заниматься фотоделом, а его мастерская будет работать от его имени. Приходилось в харьковских газетах давать «успокоительные» объявления, что он пребывает за рубежом, где знакомится с передовым опытом и откуда привезет новую технику. Но в город вернется и обязательно продолжит свое дело.
Работы Василия Досекина постоянно представлялись на различных выставках. Так, на берлинской фотовыставке (1865) он был награжден медалью за портретные фото, а на московской Политехнической выставке (1872) золотой медалью тоже отмечены портреты в полный рост.
Читайте также: Как жили и развлекались подпольные миллионеры Харькова
Постепенно Досекин расширил свое фотодело, и продвинул его на север Российской империи. В Курске на улице Московской он открыл еще одну свою фотомастерскую, расширил штат своих предприятий в двух городах. И не только фотографическая деятельность привлекала мастера – он еще планировал заняться предпринимательством.
На заработанный капитал Василий вместе с бывшим сослуживцем капитаном Аркадием Иониным в 1873 г. решают открыть завод по производству кирпича. Они приобретают 75 десятин необрабатываемой земли у дворянина Николая Павлова. Через несколько месяцев в районе Саржина Яра вырос ряд зданий, в которых началось производство. В 7 сараях просушивались стройматериалы. Вскоре компаньоны получили разрешение от губернатора на постройку здания с Гофман-печью, отличавшейся надежностью и экономичностью. После ее установки завод стал набирать мощность и популярность. Но уже в следующем году среди его владельцев фигурировал только Василий Досекин. Что стало причиной ухода от дел Ионова – неизвестно. Чтобы более продуктивно управлять предприятием и продавать его продукцию, Василий становится купцом второй гильдии.
Известно, что через два года после запуска завода Досекин получил большой заказ на производство кирпича для возведения по улице Данилевского бараков госпитального типа. Он поставил около 450 тысяч кирпичей, за которые ему не заплатили, потому что подрядчик обанкротился.
Для покрытия убытков он предложил кирпич, но Василий вовремя обо всем узнал и вернул его на свои склады. Был суд, где адвокат владельца кирпича на основе показаний свидетелей доказал, что заказчик не оплатил товар. Документально сделать это не было возможности, поскольку расчет производился за наличные. Завод был на грани разорения, поскольку здесь было произведено еще около 1,5 миллиона кирпичей для означенного строительства, и продать его быстро не получалось. Но все-таки предприятие выстояло и продолжало действовать до начала ХХ века.
В семье Василия и его жены Анны было четверо детей: сыновья Николай (1963) и Андрей (1865), дочери Мария (1871) и Анна (1873), которая умерла в двухлетнем возрасте. Глава семьи построил дом, сохранившийся до нашего времени (улица Сумская, дом 90).
Комнат было предостаточно, и часть из них сдавали студентам-медикам. С некоторых студентов Досекины не брали плату за жилье. Среди жильцов был студент Петр Шатилов, впоследствии известный врач, профессор, замечательный клиницист и муж дочери Марии. При замужестве она получила в приданное дачу с прекрасным садом, которую стали называть «дача Шатилова», а окрестные места до сих пор в народе имеют название «Шатиловка». Мария имела художественный талант и хорошо рисовала. Дочь Шатиловых вышла замуж за внука известного харьковского бизнесмена Максимилиана Гельферих-Саде.
Хорошие способности к рисованию были у всех детей Василия. Николай стал известным художником, в основном рисовал замечательные пейзажи и марины. Он состоял в Товариществе передвижных художественных выставок, а после выхода из него – в объединениях «Мир искусств» и «Союз русских художников», а также занимался художественной критикой. Часто жил в Москве и столице, а когда приезжал в Харьков, то в его двухэтажном особняке по улице Сумской частыми гостями были не только представители харьковской творческой интеллигенции, но и многие знаменитые художники. В частности, здесь надолго останавливался Валентин Серов с семьей. Во второй половине 90-х гг. Николай обучал живописи учеников Харьковской художественной школы, что было значительным событием в ее истории. Именно ему в 1985 г. отец отписал харьковскую фотомастерскую, но тот продал ее через год.
Второй сын Андрей продолжил фотодело отца, но это было наполовину его хобби. Основное же занятие – управление Земельным банком в городе Новозыбкове Черниговской губернии, где он также имел фотоателье. Брак с первой женой был неудачным, детей они не имели, и свободное время Андрей уделял фотографии и рисованию в стиле графики. Участвуя постоянно в различных фотовыставках, он получил 17 медалей, несколько из них – серебряных. Его снимки печатались в журнале «Фотограф». После смерти отца он унаследовал кирпичный завод под Харьковом. Нет сведений о том, успешно ли Андрей вел свой бизнес, но завод существовал еще в 1906 г., а уже в 1913 г. в списке предприятий его не было.
С 80-х гг. позапрошлого века количество фотомастерских в Харькове росло неумолимо, поэтому Василий Досекин, достигший высокой степени фотомастерства, переехал в Москву. На улице Тверской в доме тайного советника Г. Шаблыкина он открыл новый фотосалон (1986). Его клиентами были многие видные люди того времени, даже некоторые особы императорской семьи. Но умер известный фотомастер в Харькове 8 мая 1900 года. Его похоронили на Иоанно-Усекновенском кладбище.
Чтобы почтить его память, харьковчане назвали одну из улиц в районе Шатиловки его именем. Однако советская власть решила ей дать имя вождя пролетариата Владимира Ленина. И только глядя на фотографии Харькова середины позапрошлого века, мы с благодарностью читаем, что их автор – замечательный мастер Василий Досекин.
Светлана Лысенко
Слышал, старые снимки даже где-то продают
Ну да, на violity.com точно можно найти, возможно и где-то ещё